- Количество игроков : 2
- Можно играть одному? : нет
- Для какого возраста? : от 8 лет
- Для кого подходит? : для подростков, для взрослых
- Где можно играть? : дома, на вечеринке, на дне рождения
- Жанр : стратегия
- Тематика : развивающая
- Карточки : нет
- Тренируемые навыки : логическое и стратегическое мышление
- Кооперативная (командная) : нет
- Смешная : нет
- Азартная : нет
Название настольной игры Сенет мало что скажет тем, кто не увлечен подобными развлечениями. Но тем важнее внимательно проанализировать все нюансы, и исключить ошибки, чтобы получить настоящее удовольствие. Пора разобраться, что собой представляет Сенет, и насколько оправдано играть в него.
История происхождения
Можно уверенно считать, что это одна из древнейших настолок на Земле. В нее играли еще во время строительства египетских пирамид, а, по некоторым данным, прообразы появились даже раньше — в шумерской цивилизации. Собственно игровое предназначение у Сенета появилось как минимум за 3500 лет до нашей эры. Позже он считался уже не развлечением, а элементом религиозного ритуала. Точные древние правила неизвестны даже приблизительно, и все что сейчас есть, это только их реконструкция.
Для кого предназначена?
За доской могут собраться только двое игроков — меньше или больше их быть не может. Минимальный возраст участников в современных версиях Сенета — от 8 лет. Игрушка может оказаться интересной не только для детей, но и для взрослых. Стандартная длительность матча составляет 25 минут. Играющие могут предаваться своему занятию и дома, и на вечеринках, и на различных празднествах.
Описание
Сенет принято относить к числу бродильных стратегий. Он подходит для общего развития участников. Ключевые тренируемые свойства личности — логика и способность мыслить стратегически. Кооперативного режима в игре нет, как нет также азартных и смешных элементов. Это классическое развлечение будет весьма простым, и устроит даже новичков.
В самой исходной версии кубика еще не было. Вместо него предлагается бросать особые палочки. Бросаемый жребий влияет не только на порядок ходов, но и на его очередность. Игровое поле продолговатое, размером 3х10 клеток. По диаметрально противоположным углам участники ставят 5 своих фишек.
Главной целью является движение по траектории, похожей на латинскую букву Z. Игроки стремятся пройти по ней первыми, и заменить все фишки оппонента на свои. Знатоки отмечают, что это что-то вроде Уголков. Однако в отличие от них фигуры противной стороны можно «рубить», наподобие того, как это принято в шашках. Побежденная фигура должна быть убрана с игрового поля.
Схожесть между Сенетом и «ходилками», созданными за последние десятилетия, придают дополнительные значения, придаваемые отдельным клеткам. Там бывают как ловушки, так и участки для «возрождения». На некоторых клетках приходится повторно бросать жребий. По итогам этой импровизированной проверки придется или убирать фишку с доски, или же значительно продвигаться вперед; иными словами, есть и риск, и неплохой шанс.
Специалисты по истории Древнего Египта полагают, что у Сенета были весьма сложные правила. Это вполне соответствовало религиозному лейтмотиву игры. Жрецы интерпретировали состязание с фишками как аллегорию перемещений предполагаемой души по загробному миру. Поле преодолевают примерно так же, как описывали посмертные приключения в египетской мифологии.
Правила
Ходы определяют по броскам палочки. Сколько их упало стороной, окрашенной определенным образом, столько ходов и предстоит сделать игроку. Выбор цвета — по предварительному соглашению сторон. При падении всех палочек черной гранью назначают 4 хода. Наконец, при общем выпадении белых сторон можно сделать 5 шагов.
По системе Белла всем игрокам раздают по 10 фишек. Начинается игра при отсутствии фигур на доске. Участники бросают жребий. Расстановка зависит от итогов жеребьевки. Символы имеют определенные значения, в том числе:
15 — жизнь или способность возрождаться;
26 — счастье;
27 — вода (очень важно как раз в древнеегипетской культуре).
Потом производится бросание палочек. Пешки выставляются на доску с квадратами. Выставление зависит от количества точек при броске. В любую клетку можно поставить только одну фигуру. Если клеточка уже занята, ход признается потраченным зря.
У игроков есть право передвигать 1 пешку либо добавить ее на доску. Те фигуры, которые располагаются на помеченных символами квадратах, по терминологии Сенета «находятся в приютах». Попав на 15 («жизнь»), которая уже занята, вынуждают соперника убирать ее оттуда, и начинать весь путь этой фигурки с нуля. Достигшие 1-го квадрата раньше соперника, поощряются 5 пунктами. В этот момент надо занять нечетные квадраты, оставив противной стороне четные клетки.
Для победы в игровом матче надо добиться поочередного расположения на первой и второй линиях. Дошедшая до завершающей площадки пешка по умолчанию защищена от атаки. Тот, кто первым поставит все фигуры на квадрате, торжествует, получая 10 баллов. Дополнительно начисляется балл за каждый шаг противной стороны, лишающейся еще и всех своих фигур.
Иначе обстоят дела при использовании системы Кендала. Она подразумевает то же условие победы, что и в нардах — необходимо удалить все свои пешки с доски. Начинается процесс с выдачи каждому игроку 7 пешек. Их чередуют на 14 первых квадратах; отсчет идет от квадрата, помеченного символом жизни. Передвижение по доске определяется бросками палочек — жеребьевка не отличается от описанной выше процедуры.
Дойдя до уже контролируемого соперником квадрата, стороны обменивают позиции. Основные значения в системе Кендала:
15 — Возрождение (отсюда надо идти к 27-му участку);
26 – «Дом счастья» (по правилам в этом квадрате обязаны побывать все фигуры, независимо от жеребьевки);
27 – «Вода» (попавшие туда возвращаются в начало);
28 — Три истины (выбросить пешку можно при выпадении числа 3);
клетка 29 — дом Re-Atoum, откуда пешка уходит при броске с числом 2.
Комплектация
Современный Сенет во многом аутентичен по отношению к древнеегипетскому образцу. Это все та же доска с фишками. Жетонов, карточек и прочих атрибутов, тем более оптических и звуковых эффектов, не предусматривается.