- Количество игроков : 2
- Можно играть одному? : нет
- Для какого возраста? : 5+
- Для кого подходит? : для детей, для взрослых
- Где можно играть? : дома, в дороге
- Жанр : логическая
- Тематика : развивающая
- Карточки : нет
- Тренируемые навыки : стратегическое мышление, зрительная память
- Кооперативная (командная) : нет
- Смешная : нет
- Азартная : нет
Настольная игра Шашки пользовалась огромной популярностью в советское время, наборы для неё были в каждой семье. С годами может показаться, что о ней позабыли, однако это не так. Плавно игра переместилась на виртуальные площадки.
История происхождения
Название «шашки» пошло от термина, который обозначает шахматную доску – checkered, что переводится как «клетчатый».
Возникновение игры связывают с цивилизацией Древнего Египта. Первые заметки о ней специалисты нашли в рукописях 1600 года до н. э.
Особенно любили играть в шашки фараоны Египта и приближенные к ним. В результате раскопок в Египте была явлена миру гробница знатного человека. Стены гробницы покрыты рисунками, дающими представление о трех страстях древнего египтянина – рыболовстве, охоте и игре в шашки.
В гробнице Тутанхамона археологи обнаружили шашечную доску, состоявшую из 30 клеток.
Массовым явлением игра была и в Древней Греции. Греки полагали, что изобрёл шашки Гермес, бог разбойников и торговцев. Распространен миф о том, как Гермес однажды захотел сыграть в шашки с богиней Луной, но с условием, что, если она проиграет, то отдаст ему 5 дней. В итоге Гермес победил, и добавил полученные дни к тем 360 дням, из которых тогда состоял год. В давние времена шашки были символом двух армий, готовых воевать. Поскольку отступление признавали позором, то и шашками ходили лишь вперёд.
В современном виде эту игру в мир явили французы, ориентировочно в XIX веке, объединив египетский вариант с игрой в шахматы.
На Руси историю шашек часто соотносят с правлением киевского князя Владимира Мономаха. Но археологи уверяют, что этой забаве предавались еще в III-IV веках нашей эры. Немало былин повествуют о том, что в шашки любили играть русские богатыри. Всеми способами популяризировал игру и Петр I. На установленных им «ассамблеях» чиновник обязан был предусмотреть отдельную комнату для шашек и шахмат. Первый чемпионат мира по этой игре провели в 1847 году, в нём одержал победу шотландец Andrew Anderson.
Для кого предназначена?
Специалисты рекомендуют знакомить детей с шашками в пять лет, поскольку в среднем именно в этом возрасте ребёнок начинает улавливать взаимосвязь между своими действиями и дальнейшим развитием ситуации. Игра не является сугубо детской, в ней с удовольствием принимают участие школьники, подростки, взрослые.
Описание
Представленная игра помещена в разряд развивающих и логических. В ней допускается участие двух человек, занимающих равные позиции на старте. Доска для шашек разделена на 64 квадратика (8 на 8 рядов), раскрашенных в чёрный и белоснежный цвета. Каждому участнику игры полагается 12 шашек. Каков будет цвет фигур, решают путём жребия или по предварительной договорённости. Одна партия длится от 5 до 80 минут. Принято проводить чётное количество партий, чтобы у каждого участника была возможность сыграть и чёрными, и белыми фигурами.
Одна из вариаций игры в русские шашки называется поддавки. Смысл игры здесь состоит в том, чтобы с наибольшей скоростью проиграть сопернику, отдать ему все фигуры или заблокировать для себя ход.
Польза описываемой игры существенна: она способствует развитию стратегического и логического мышления, математического анализа, благотворно влияет на память и внимательность, воспитывает терпение и в целом повышает интеллектуальный уровень.
Плюсы и минусы
Одним из достоинств шашек называют элементарность правил, их без затруднений усвоит любой начинающий игрок, даже ребёнок. Кроме того, в эту игру можно играть в любом месте – дома, в гостях, в учебных заведениях, в дороге.
К недостаткам можно причислить то обстоятельство, что для игры требуется не менее двух участников, одному играть не получится. Однако с развитием новейших технологий становится возможным сделать своим соперником компьютер. А также минусом шашек можно назвать предсказуемость результата партии, по той причине, что фигуры не имеют большой дальности боя. Данный недостаток несколько снижает интерес людей к игре.
Правила
Правила рассматриваемой игры можно представить в форме списка.
Располагают доску между участниками игры таким способом, чтобы большая дорога вела от участника игры слева направо.
Фигуры обоих шашистов размещаются по чёрным квадратикам на начальных трёх рядах от игрока.
Участники игры выполняют ходы по очереди.
Ход представляет собой сдвигание фигуры вперёд на близлежащий чёрный квадратик или захват шашек недруга.
Если на ближайшем чёрном квадратике присутствует фигура врага, например, чёрная, а идущий за ней чёрный квадратик не занят, то чёрная шашка «бьётся». Это значит что белая фигура перелетает через чёрную на виднеющийся за ней незанятый чёрный квадратик, и чёрную шашку «съедают» – убирают с доски.
За один раз «бьётся» такое количество фигур, какое возникло на пути в описанной обстановке.
Когда возникает ситуация, подразумевающая возможность захватить фигуры соперника по двум фронтам, выбор, не обращая внимание на число шашек, делает берущий.
При захвате фигуры убирают с доски, лишь когда ход завершится.
Дважды в один приём брать фигуру во время хода (перехлёстывать ее бьющей) запрещается.
В момент, когда фигура одного из соперников в процессе игры пробивается к крайнему ряду, она превращается в дамку.
Когда обыкновенная шашка при захвате фигур неприятеля делается дамкой, и у неё опять появляется шанс бить чужие шашки, то она вынуждена это делать (по-другому только в шашках из Польши).
Дамка может перемещаться по всей длине ряда чёрных квадратиков на любое свободное место.
«Бьёт» дамка, если сразу за ней виднеется незанятый чёрный квадратик. «Бьёт» она на любую от себя дистанцию, по всей протяжённости ряда чёрных квадратиков.
И обычной шашкой, и дамкой нужно непременно «бить», если выдалась такая перспектива.
Дамка так же, как и обыкновенная шашка, «бьёт» фигуры врага и назад, и вперёд.
Победителем считается тот, кто или заберёт все фигуры оппонента, или не даст ему шанса исполнять любые ходы, заперев в плену присутствующие на доске шашки.
Если ни один из шашистов не сумеет одержать верх в партии, в игре объявляется ничья.
Если один из участников три раза подряд делает одни и те же ходы, то его оппонент получает право провозгласить ничью.
Когда в разгаре игры три дамки выступают наперекор одной, на попытку разгромить врага даётся не больше 15 ходов.
В ситуации, когда при одной дамке есть ещё одна либо несколько шашек, на попытку победить даётся не более 30 ходов, до изменений в раскладе сил.
Если в двух последних описанных эпизодах никто не смог нанести поражение, то игра считается ничьей.
Чтобы партия не забылась, её можно записать. С этой целью все продольные к участнику игры ряды шахматной доски обозначаются при помощи букв: а, b, с, d, e, f, g, h. Перпендикулярно идущие ряды выделяются цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Записывая ход фигуры, сначала фиксируют клеточку, на которой она была размещена (с помощью соответствующей цифры и буквы), ставят тире, и добавляют цифры и буквы клеточки, куда шашку передвинули во время хода.
Когда возникает необходимость отметить удаление фигуры с доски, то между названием клеточки, откуда стартует ход, и именем клеточки, на которой оказывается шашка в итоге боя, ставят не тире, а двоеточие (также возможен знак Х).
При борьбе ряда шашек записывается лишь старт и окончание боя, промежуточные клеточки игнорируются.
Комплектация
Комплект для игры в шашки состоит, как правило, из следующих элементов:
набор фигур двух цветов (обычно чёрного и белого, но встречается и иная окраска при сохранении принципа – тёмные для первого игрока и светлые для второго);
шашечная доска (из дерева, пластика).
При организации игры с ограничением времени каждого хода (как на серьёзных турнирах) дополнительно используют шахматный таймер, который с лёгкостью могут заменить часы с секундомером.