- Можно ли играть одному : нет
- Для какого возраста? : 3-5
- Для кого подходит? : для детей, для малышей, для дошкольников
- Где можно играть? : в детском саду, дома
- Когда можно играть (фильтр) : летом, зимой
- Характеристики : простая, дидактическая, малоподвижная, развивающая
- Тренируемые навыки : память, внимание, развитие речи, мелкая моторика
- Реквизит : карточки, ручка, две веревочки
- Продолжительность : без ограничений во времени
Дидактическая игра под названием «Найди пару» — это высокоэффективный и развивающий метод, при помощи которого многочисленные детские сады по всей стране занимаются совершенствованием основополагающих и наиболее важных навыков, умений ребенка. Перед тем как проводить педагогическую работу со своим ребенком или с группой дошкольников, необходимо внимательно рассмотреть основные правила данного игрового процесса, включая особенности нескольких отдельных вариантов.
Для кого предназначена?
Обозреваемая дидактическая игра предназначается для дошкольников младшей и средней группы. При этом необходимо обратить внимание на то, что в некоторых случаях данный игровой процесс может использоваться для других возрастов — на подобную возможность чаще всего указывают определенные задержки в развитии или определенные нарушения когнитивного плана.
Описание
Дидактическая игра под названием «Найди пару» является достаточно результативным образовательным методом. С его помощью дети обучаются различать цвета и запоминают их названия, учатся важному навыку нахождения объектов по одинаковым свойствам, закрепляют такие понятия, как единственное и множественное числа.
Также подобная игра позволяет усовершенствовать наблюдательность и значительно повышает усидчивость, дает возможность развить более гибкое мышление. Что касается неречевых задач, игра «Найди пару» преследует цель совершенствования мелкой и общей моторики рук, быстрого развития памяти, зрительного внимания и воображения.
Помимо вышеперечисленных особенностей, необходимо обратить внимание на речевую группу задач. В данном случае речь идет об активизации и значительном расширении словарного запаса, при этом дошкольник намного эффективнее способен формировать по-настоящему связную речь.
Правила
Поскольку описываемый игровой процесс состоит из нескольких вариантов, пользователю необходимо рассмотреть правила к каждому из них. Как показывает практика и многочисленные педагогические исследования, наиболее эффективное развитие навыков и совершенствование уже имеющихся способностей наблюдается только в случае комплексного подхода.
Также необходимо обратить внимание на то, что имеющиеся разновидности дают возможность чередовать образовательно-педагогический процесс. В данном случае воспитатель способен проводить дидактическую игру намного чаще, чем при наличии одного варианта.
Многие игры, характеризующиеся исключительно одним типом, быстро надоедают дошкольникам, из-за чего они теряют мотивацию к дальнейшему обучению. Фактически варианты представляют собой определенную тематику, на данный момент их три: классический, с животными и с рукавичками.
Помимо вышеописанных нюансов, особое внимание следует обратить на то, что вне зависимости от выбранного метода основными элементами дидактической игры являются наборы карточек с изображениями тех или иных образов, исходя из выбранной тематики. Дополнительно и для некоторых педагогических занятий следует подготовить две недлинные веревочки.
- Классический
Характерная особенность классического варианта игры — это широкое разнообразие образов, из-за чего значительно улучшается качество и эффективность образовательного процесса. Так, наиболее популярными объектами являются: бытовая посуда, футбольные мячи с разноцветным дизайном и яркие, пестрые рыбы.
Несмотря на то что педагог самостоятельно способен распечатать определенные объекты на стандартном листе A4 с последующим вырезанием, специалисты советуют обратить внимание на специализированные карточки. Подобную продукцию можно найти в любом магазине игрушек.
Правила классического варианта достаточно просты: одна часть карточных элементов из всего набора располагается непосредственно у воспитателя. При этом карты из второй стопки с аналогичными картинками раздаются дошкольникам.
Далее воспитателю необходимо вытянуть из собственной стопки карточный элемент с изображением, на основании которого он начинает описывать наблюдаемый предмет дошкольникам. Исходя из услышанной информации, ребенок должен понять то, какая именно картинка подходит под подобное описание.
Дошкольник, который обнаружил в собственной стопке карту с правильным, по его мнению, описанием, нанизывает ее на небольшую веревочку. Далее педагог проверяет то, насколько правильно сделал выбор тот или иной участник. Если в данном случае дополнительные вопросы отсутствуют, воспитатель перекладывает свою карту на вторую веревочку.
- С животными
Один из наиболее популярных вариантов дидактической игры, чаще всего используемый в средней группе детского сада, в которой возраст детей составляет 4-5 лет. Основной целью данной разновидности является ознакомление ребенка с различными животными, при этом у дошкольника формируется понимание внешних отличительных особенностей того или иного вида.
Для педагогического процесса лучше всего использовать специализированные карточки, на которых изображены животные, характеризующиеся наибольшим распространением на территории России и близлежащих стран. Далее воспитатель включает веселое музыкальное сопровождение — воспитанники бегают, резвятся и танцуют.
После выключения мелодии дошкольникам необходимо быстро найти парную карту, которая находится у других детей. Далее воспитатель проверяет успешно составленные пары и наглядно рассказывает дошкольникам о животных, изображенных на карточных элементах.
- С рукавичками
Характерная особенность описываемой разновидности дидактической игры — это использование настоящих детских рукавичек нескольких видов. В данном случае пары должны отличаться между собой, исходя из цветовой палитры и нанесенного узора. Если рукавичек нет, можно использовать обычный картон разных цветов, из которого вырезается соответствующая форма.
Первое, что необходимо сделать, — это разложить на столе заранее подготовленные рукавички для их подробного изучения детьми. Помимо анализа внешнего вида на данном этапе дошкольникам необходимо обсудить друг с другом отличительные черты текстильных изделий, а также найти имеющиеся сходства.
После прохождения вышеописанного этапа воспитателю следует тщательно перемешать рукавички между собой — для этого удобнее всего использовать небольшую емкость. Далее текстильные изделия вновь размещаются на столе. Выигрывает тот дошкольник, который сможет найти наибольшее количество одинаковых пар.