Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с таким понятием, как имидж. Кто-то придает этому явлению должное значение, а для другого человека это может быть совершенно не важно. Задумываться об имидже люди начинают в тот момент, когда по тем или иным причинам им становится небезразлично мнение окружающих.
Что это такое?
В английском и французском языках слово «image» дословно переводится как «образ» и означает искусственно сформированное впечатление о субъекте или объекте с тем, чтобы у окружающих людей сложилось определенное психологическое его восприятие. Имидж, как цельный образ, может быть не только у человека, это понятие применимо к организации, торговой марке, стране, нации, событию и так далее. Сегодня понятия имиджа, авторитета и репутации стали синонимами. Важным моментом является то, что внешний образ и репутация – это всегда дело рук самого человека или группы заинтересованных в этом процессе людей.
Внешний образ, с точки зрения психологии, всегда очень информативен и открыто повествует о наборе определенных признаков, которые присущи объекту или сконструированы осознанной работой создателей. Имидж зависим от множества внешних и внутренних факторов, которые не являются статичными и могут изменять свои значения.
Составные части
Основными компонентами, из которых складывается имидж человека, являются 6 составляющих.
Производимое впечатление
Большинство людей оценивают человека и любые другие объекты по первому впечатлению.
Окружающие обращают внимание на такие элементы:
- соблюдение гигиены и опрятность;
- внешний вид одежды;
- осанка и манера двигаться;
- тембр и громкость голоса;
- зрительный контакт;
- энергичность рукопожатия.
Сложившееся впечатление влияет на развитие контакта между людьми и имеет свойство надолго закрепляться в памяти. Перечисленные элементы расскажут о человеке гораздо красноречивее всяких слов.
Широта познаний
Здесь подразумевается общая эрудированность человека в вопросах, которые интересны людям во время общения. В каждой социальной среде эти интересы различны. Демонстрируя широту знаний, человек создает о себе приятное впечатление и формирует чувство общности с собеседником. В такой обстановке люди склонны симпатизировать друг другу и доверять. Образованный человек имеет авторитет среди людей, и у него появляется возможность влиять на их мнение.
Глубина познаний
Подразумевается наличие у человека глубинных знаний и навыков в конкретной сфере. Высокий уровень познаний всегда положительно сказывается на имидже – специалисту люди склонны доверять, они уважают его. Настоящая осведомленность приходит с опытом, и такие люди всегда вызывают неподдельный интерес, так как в них видят источник полезной и достоверной информации.
Способность к адаптации
Для создания и поддержания контактов с людьми психика человека должна обладать определенной гибкостью. Умение найти правильный темп общения, проявление заинтересованности к личности человека, способность вести беседу на доступном для собеседника уровне – все это определяет нашу гибкость. Одинаковый подход ко всем людям не принесет должного результата, так как у каждой личности есть свои представления о манере общения.
Но если вы умеете находить индивидуальный подход к любому человеку, рядом с вами будет складываться комфортная и душевная атмосфера.
Уровень вовлеченности
Проявление заинтересованности и энтузиазма никогда не остается незамеченным, касается ли это работы или межличностного общения. Чтобы заинтересовать своей персоной других людей, человеку должен быть присущ дух ярко выраженной вовлеченности в какой бы то ни было процесс. Любая аудитория, состоящая из одного человека или группы лиц, при проявлении вами высокого уровня энтузиазма очень быстро заражается им, испытывая неподдельное оживление.
К человеку-энтузиасту испытывают не только интерес, но и теплые чувства, тогда как отсутствие вовлеченности может стать весомой помехой в установлении социальных контактов и продвижении своих идей.
Правдивость
Человек, формирующий свой имидж, должен по-настоящему обладать теми свойствами, которые он транслирует во внешний мир. «Быть, а не казаться» – вот девиз искренности, которую люди ценят и уважают.
Первое впечатление от внешнего вида, уровень знаний и эрудированности, гибкость и энтузиазм – все это должно поддерживаться на постоянной основе и на высоком уровне. Сотворенный имидж является инструментом для позиционирования себя в обществе и способствует установлению прочных социальных взаимосвязей.
Виды
Градаций видов имиджа существует довольно много, но все их можно разделить на два основных направления – вербальный и визуальный.
- Вербальный имидж – это впечатление о человеке, сложившееся на основе его устной или письменной речи. Любые слова, которые человек произносит или пишет, отображают его умственный уровень развития. Чем лучше человек владеет искусством ясно и четко излагать свои мысли, тем выше его имидж в глазах окружающих его людей.
- Визуальный имидж – это набор определенных жестов, мимики, осанка, походка, наклон головы и иные кинестетические признаки, которые характеризуют человека. Значение имеет даже мельчайшая деталь, например, то, с каким выражением лица человек общается, на какой дистанции он находится к собеседнику, как устанавливает зрительный контакт. В обществе существуют нормы и правила поведения, знание и соблюдение которых имеет влияние на восприятие личности другими людьми.
Рассматривая вариации имиджа, их можно подразделять также на объективные и субъективные виды.
Имидж личности
Каждый человек может осознанно или стихийно сформировать о себе то или иное впечатление окружающих людей. О человеке будут судить по совокупности его личных качеств, которые он проявляет в повседневной жизни.
Но если этот же человек будет выполнять функции менеджера, библиотекаря или лидера партийной организации, имидж его личности в связи с данной социальной ролью может выглядеть уже совершенно иначе, подстраиваясь под общепринятые каноны социального поведения и норм. Подобное преображение позволяет человеку добиться определенных профессиональных успехов и сформировать в этом направлении свой имидж.
Организации
Любая организация, будь то коммерческий или политический повод для объединения людей, старается обрести свою индивидуальность и выгодно отличаться от себе подобных. Положительное восприятие организации в глазах общества благоприятно влияет на ее развитие, доходы и продвижение идей.
Как правило, сформированный образ транслируют через средства массовой информации, рекламу, благотворительность. Над созданием имиджа организации или политика работают специально обученные люди и акцентируют внимание людей на том или ином сильном качестве, делая из него конкурентное преимущество в глазах общественности.
Территории
Множество развитых стран в настоящее время ведут активную и целенаправленную работу по созданию и укреплению позитивного имиджа своего исторического наследия, культурных традиций, внутреннего устройства государства, этнической самоидентификации. Территориальный имидж включает в себя множество аспектов, которые зависят от разных людей, объединенных одной целью, – создание благоприятного впечатления о нации, стране или отдельно взятой конкретной территории.
Предмета
Многие предметы сегодня обладают принадлежностью к какому-либо бренду или товарной марке, владельцы которых вкладывают силы, время и средства в поддержание позитивного впечатления и узнаваемости их товаров. Делается это для отстройки от конкурентов, а также для завоевания покупательской лояльности. Узнаваемые марки и бренды внушают людям доверие, а значит, приносят прибыль их владельцам.
Влияние имиджа на восприятие человека
Каждый человек, хочет он того или нет, в глазах других людей обладает определенным имиджем.
Существуют критерии, по которым мы воспринимаем другого человека.
- Оценка внешнего вида – это чистота и опрятность одежды, аккуратность прически и макияжа, умение выбирать и носить вещи, соответствующие возрасту, статусу и фигуре.
- Состояние здоровья – отмечают, бодр человек или подавлен, полноценен ли он физически или его возможности ограничены.
- Общепринятые стандарты – оценивается соответствие нормам поведения, образованность, культурное развитие. Правильные ли у человека черты лица, строение фигуры, чем он выделяется на общем фоне таких же людей.
- Поведение – учитываются вербальные и невербальные способы коммуникации человека с другими людьми, позиционирование в обществе, умение соответствовать общепринятым нормам.
- Социальное происхождение – национальность, раса, где человек родился и вырос, кем были его родители, в какой социальной среде он живет.
- Образованность – определяется тем, какое образование человек получил, в какой профессиональной сфере он состоялся, какой у него уровень доходов, какие люди его окружают.
- Личная репутация – насколько человек уважаем в обществе, какое мнение у людей о нем сложилось и почему.
- Психологические особенности – какую нравственную позицию занимает человек, чем он руководствуется в жизни, какими морально-этическими качествами обладает и чем это обосновано.
То, как воспринимают человека посторонние люди, создает внешний имидж. Он может быть ярким и харизматичным или обыденным и пресным. Но важно еще и то, как человек воспринимает себя сам. Именно от внутреннего имиджа зависит формирование внешнего восприятия человека.
Функции
Цель создания имиджа у каждого человека может быть своя – кто-то хочет добиться всеобщей любви, кому-то интересно покорять вершины бизнеса, а кто-то, возможно, решил стать всемирно известной персоной. Работая над созданием внешнего образа, люди стремятся донести до сознания окружающих свою уникальность.
Функциональность внешнего образа группируется следующим образом.
- Узнаваемость – имидж позволяет окружающим людям в короткое время идентифицировать вас. Главная ее цель спрятана в глубинах подсознания – человеку важно быстро понять, опасен тот, кто перед ним или нет. Идентификация причисляет человека к определенной социальной группе, принадлежность к которой человек и транслирует с помощью имиджа.
- Идеализация – она показывает стремление человека стать тем, кем бы ему хотелось. Удается ему решить эту задачу или нет – покажет имидж.
- Индивидуальность – основана на том, что каждая личность имеет свои особенности, позволяющие ей противопоставить себя основной массе других людей.
Люди, серьезно занимающиеся развитием и поддержанием имиджа, решают этот вопрос самостоятельно или обращаются к услугам специалистов – имиджмейкеров.
Этапы и правила построения
Чтобы сформировать положительный имидж, к услугам имиджмейкеров прибегают не только современные и успешные медийные персоны, но и обычные люди. Создание имиджа вместе со специалистом позволяет подобрать позитивный внешний образ, основанный на особенностях характера человека и тех целях, которые он ставит перед собой.
Алгоритм формирования имиджа.
- Формулируем цель. Любой имидж – это послание во внешний мир, и формируется оно согласно приоритетам, которые человек расставляет в жизни. Среди множества целей важно выбрать самую главную и сформулировать ее четко. Например, «Я – успешный мужчина», «Я – красивая женщина», «Мы – надежная компания» и тому подобное.
- Выбор целевой аудитории. Этот шаг определяет, на кого рассчитан ваш внешний посыл, кто должен увидеть, что вы – успешный мужчина, красивая женщина или надежная компания. Например, образ успешного мужчины может быть направлен на коллег в сфере банковского бизнеса, образ красивой женщины должен привлечь внимание мужчин в возрасте от 30 до 40 лет, а надежность компании должна заинтересовать покупателей моторных лодок. Выбирая аудиторию, можно спрогнозировать ее ожидания и потребности.
- Список параметров. Согласно ожиданиям целевой аудитории формируется список качеств и свойств, которые должны быть присущи человеку с выбранным имиджем. Например, «уверенный мужчина» транслирует надежность, волю, целеустремленность, а образ «красивой женщины» подчеркивается внешним видом, харизмой, хорошими манерами.
- Сравниваем желаемое и действительное. На этом этапе составляют список качеств личности, которые положительным образом влияют на имидж. Среди них выбирают такие, которые следует усилить и подчеркнуть. Далее находят те свойства человека, которые будут разрушительны для его имиджа – от них потребуется избавиться. И заключительным этапом будет определение качеств, которых у человека нет, но их следует выработать, так как они будут необходимы в его новом облике.
- Способы презентации. Внешний вид, стиль одежды, поступки, громкость и тембр речи, жесты, позы, мимика, темы для бесед и манера подачи информации – все это совмещают с выбранным имиджем и продумывают, как весь этот набор транслировать окружающим.
- Вживание в новый образ. Когда очертания нового имиджа созданы, надо свыкнуться с ним и воплотить в реальность. Для принятия нового себя придется хорошо потрудиться – только ежедневная практика и самоконтроль помогут достичь желаемых результатов.
Работа по формированию и внедрению нового имиджа – сложное занятие. Но благодаря позитивному восприятию люди увидят человека, общение с которым доставляет удовольствие, а значит, распахивает для вас многие двери, которые раньше были закрыты.
Методы управления
Созданный имидж – величина непостоянная и чтобы обеспечить ему поддержание на должном уровне, необходимо прилагать определенные усилия.
Методы управления имиджем подразумевают следующие действия:
- информационный вброс – это распространение сведений личного или профессионального характера, направленное на улучшение положительного внешнего образа;
- культивирование положительных характеристик – осуществляется путем создания ситуаций, где можно проявить позитивные качества в выгодном свете;
- отстраненность от негативных ситуаций – для поддержания имиджа следует избегать компрометирующих событий, людей, неформальных групп и тому подобного;
- создание благоприятного впечатления – заключается в проявлении внимания и уважения к людям, выражении благодарности, поздравлении с праздничными датами;
- присоединение к общепринятым ценностям – подразумевает публичное одобрение и поддержку тех сторон и явлений общественной жизни, которые являются ценными и значимыми для большинства людей.
Спектр методов усиления положительных сторон имиджа разнообразен и зависит от целей, которые ставит перед собой человек, конкретной ситуации, в которой он оказался, а также ожиданий целевой аудитории.
Критерии оценки
Заключительным этапом работы по построению имиджа является беспристрастная оценка результатов, которые удалось достичь.
Критериями оценки созданного внешнего образа будут являться следующие моменты.
- Ощущение человека в своем новом образе. Удачно созданным имиджем является тот набор обретенных качеств, в свете которых личность может ощущать себя полностью удовлетворенной от собственного осознания своей мужественности, красоты или надежности – в зависимости от поставленной цели, для которой и формировался имидж.
- Оценка окружающих людей. Если работа по становлению нового внешнего образа была проведена успешно, это не останется незамеченным. Результатом станут оценки ближнего и дальнего социального круга человека. Оценки могут быть любыми – от восхищения до зависти и обесценивания. Чаще всего именно зависть свидетельствует о том, что работа над имиджем удалась.
- Появление практических результатов. Создание имиджа считают успешным, если в результате этой работы удалось достичь намеченных целей. Например, мужчина стал руководителем крупного банка, женщина успешно вышла замуж, компания завоевала признание покупателей и увеличила продажи.
Советы
Цель создания любого имиджа состоит в его активности, которая воздействует на эмоции, сознание и поступки одного человека или группы лиц. Сложившееся впечатление о субъекте или объекте является основой для доверия или недоверия к нему, что, в свою очередь, облегчает или затрудняет возможность влияния носителя имиджа на других людей.
Чтобы удержать завоеванные позиции, позитивный имидж должен соответствовать времени и ситуации, а также ожиданиям целевой аудитории. Однажды созданный образ требуется поддерживать постоянно, и другого пути здесь нет.