Каждый малыш, вне зависимости от своего возраста, проходит индивидуальный процесс развития. Одни раньше положенных общепринятых стандартов начинают переворачиваться со спины на животик, другие уже в 8 месяцев уверенно стоят на ногах и даже больше – ходят без поддержки мамы. Однако современных родителей больше волнует восприимчивость их ребенком собственного имени, ведь отсутствие реакции может говорить о наличии отклонения в развитии.
Нормы
«Малыш начинает откликаться на свое имя в 4 месяца» – именно эти слова произносят современные педиатры при вопросе о правильном развитии ребенка. На самом деле это общепринятый стандарт, но это не значит, что каждый новорожденный должен развиваться в соответствии с указанными сроками. При такой картине каждый второй современный ребенок стоял бы на учете с подозрением на те или иные отклонения.
Как правило, каждый малыш развивается индивидуально. Те, кто в 4 месяца не могли понять, что мама или папа называет их по имени, начинают реагировать на обращения к себе позже. Это может произойти в 7, 8, 9 и даже в 10 месяцев. В зависимости от возраста и приобретенных навыков ребенок начинает откликаться. В возрасте 4-5 месяцев он поворачивает голову на звук своего имени, начинает двигать ножками и ручками, может в ответ что-то лепетать.
Бывают случаи, когда дети в 1-1.5 года плохо знают свое имя, но и это не проблема, если остальные успехи ребенка соответствуют нормам. Родителям будет достаточно проводить с ребенком ряд занятий, чтобы малыш в возрасте 2-х лет мог четко знать свое имя и реагировать на него в любой среде.
Не всегда педиатрические нормы развития малыша соответствуют действительности. Ребенок не обязан развиваться согласно конкретному графику. Родителям же для исключения возможных отклонений рекомендуется вести «дневник развития» своего чада и записывать в него все достижения малыша. На основании этих данных специалисты смогут выявить наличие проблем в развитии, если таковые имеются, и правильно скорректировать их устранение
Почему дети не отзываются?
Прежде чем начинать переживать и бить тревогу, следует выявить природу отсутствия реакции ребенка на собственное имя. От этого будет зависеть дальнейшая диагностика. Некоторые родители считают, что их ребенок перестал отзываться на собственное имя, но такое невозможно. Дети не теряют приобретенные навыки. Малыш просто поворачивал голову и начинал активничать руками на мамин или папин голос.
Согласно общепринятым нормам ребенок в годовалом возрасте должен откликаться на свое имя. А в полтора года – уже выполнять сложные поручения, например, «сходи в комнату и принеси машинку». При такой постановке задачи ребенок не должен теряться, а должен четко следовать указанной в предложении инструкции. Если же малыш не реагирует на свое имя и в дополнение к этому не выполняет задания родителей, уже стоит отправить ребенка на обследование.
В ходе тщательного осмотра специалист сможет выявить причину проблемы и в зависимости от прогрессии отклонения скорректировать лечебные процедуры. Возможных диагнозов в данном случае немного, но с ними родителям следует ознакомиться заранее.
Игнорирование
Для многих родителей это весьма неприятная проблема. Она предполагает нежелание ребенка общаться со своими мамой и папой. Такие дети, как правило, откликаются на собственное имя при обращении к ним других людей.
Но когда малыши слышат голос родителей, они просто игнорируют их.
Слуховые проблемы
Определить наличие данной проблемы у малышей очень сложно. Даже специальные аппараты для проверки слуха порой могут выдавать ошибку. Понять наверняка, что у ребенка есть слуховые отклонения, удастся, когда он станет постарше. Достаточно будет попробовать несколько раз позвать ребенка, не находясь при этом в поле его зрения. Если малыш никак не реагирует на голос мамы и папы, скорее всего, он просто не слышит.
Сенсорная алалия или слуховая агнозия
Данная проблема связана с нарушениями в развитии речи и ее распознаванием. Говоря простыми словами, ребенок слышит, но не понимает, что ему говорят. Это как у взрослых людей, не имеющих знаний иностранных языков при общении с французами или испанцами. При такой ситуации можно предположить наличие аутизма, но это не так.
Основная проблема заключается в детском нежелании смотреть в глаза родителям. А ведь именно внимательный взгляд ребенка является залогом правильного речевого развития.
Моторная алалия
Данное состояние затрагивает речевые способности ребенка. Малыш не понимает, как ему произнести слова и звуки на физиологическом уровне. Он не может правильно открыть рот, поставить и повернуть язык. Довольно часто это расстройство сопровождается слуховой агнозией.
Аутизм
Один из страшных вердиктов специалистов для каждого родителя. Дети с аутическим расстройством не откликаются на свое имя, у них проявляются задержки речевого развития, сопровождаемые психоречевым и умственным отклонениями. Такой ребенок не может в звуковом социуме понять, что к нему обращаются. Во множестве окружающих звуков он не способен концентрироваться на определенном голосе. Весь шум нагружает мозг ребенка, и с такой нагрузкой малыш просто не способен справиться.
Вне зависимости от причины отсутствия реакции на собственное имя, диагноз должен ставить только специалист. Он же сможет правильно скорректировать лечение и дать ценные советы родителям.
Как научить ребенка реагировать на имя?
При отсутствии у ребенка реакции на собственное имя затрудняется его взаимодействие с окружающим миром, с другими людьми, детьми. Чтобы такого не произошло, родителям следует проводить комплекс занятий, благодаря которым ребенок научится откликаться, когда к нему обращаются.
Изолированная среда
Прежде всего необходимо научить ребенка распознавать свое имя и откликаться на него в условиях отсутствия предметов, способных отвлечь его внимание, и звуков. Это может быть комната, где нет игрушек, как вариант можно посадить ребенка на кухонный стол, чтобы рядом с ним не было никаких бытовых принадлежностей.
Родителю следует подготовить что-то для поощрения стараний ребенка. Это может быть игрушка, любимый порезанный фрукт или же щекотка, если она доставляет удовольствие ребенку.
Родитель должен сесть рядом и, дождавшись момента, когда малыш отвернется, обратиться к нему по имени. Если ребенок отреагирует, его можно поощрить заготовленной наградой. Если со стороны малыша не последовало реакции, родителю следует громче произнести имя чада, сопровождая голос шуршанием бумаги или пакета, допускается стук по столу. И так надо делать, пока ребенок не повернется и не посмотрит на родителя.
Каждая награда малыша должна сопровождаться словами хваления, что он молодец. Важно научить ребенка откликаться без использования сопроводительных звуков. Дополнительный шум необходим лишь для привлечения внимания.
По времени урок должен занимать порядка 10-15 минут, далее малыш устает, и ему становится скучно. Данное занятие следует проводить каждый день, пока ребенок не научится откликаться на собственное имя в показателе 80% из 100%. Только после этого допустим переход на следующий уровень обучения.
Структурированная среда
Когда ребенок начал откликаться на собственное имя в изолированной среде, занятия переводятся в более шумную обстановку с наличием отвлекающих элементов.
Когда ребенок будет занят игрой, а на заднем фоне слышен звук телевизора, родитель должен сесть рядом с ребенком и обратиться к нему по имени. Если малыш реагирует, его необходимо поощрить. Если реакция отсутствует, родитель должен назвать имя ребенка громче, чтобы тот обратил внимание. Если реакции опять нет, следует громко произнести имя малыша и сопроводить свой голос дополнительным шуршанием бумаги или пакета.
Родителям стоит проявлять терпение. Данный этап обучения для ребенка более сложный, так как ему приходится воспринимать окружающие звуки, при этом умудряться распознавать среди них свое имя. Данное занятие проводится несколько раз в день. Главное, следить, чтобы малыш действительно был сконцентрирован на чем-то, и в этот момент попробовать его позвать по имени.
Отличным результатом является также показатель 80% реакции из 100%. Однако переходить на следующий уровень обучения можно лишь тогда, когда родителю не придется махать руками, привлекая тем самым внимание ребенка.
Неструктурированная среда
На данном этапе ребенку необходимо научиться реагировать на собственное имя при его отдаленном звучании в многообразии шумов. Говоря простыми словами, малыш должен распознавать обращение к себе при отдаленном произношении родителями.
Маме и папе необходимо дождаться, когда малыш будет сосредоточен на игрушке или книжке, и в этот момент, находясь на некотором расстоянии от ребенка, позвать его по имени. Если малыш не реагирует, необходимо попробовать его снова окликнуть, но более громким голосом. Наличие реакции поощряется детской вкусняшкой.
На данном этапе обучения нельзя использовать дополнительные сопроводительные звуки, только произношение имени. Постепенно расстояние между родителями и ребенком должно увеличиваться. Кроме того, эти занятия следует осуществлять не только в домашней обстановке, но и на улице.
Итоговым результатом должно быть 100% из 100%.
Эти занятия базовые. Их необходимо проводить с каждым маленьким ребенком. Даже если малыш откликается на свое имя, следует закреплять его знания и умения. Можно использовать и иные методы обучения, однако выработать их следует вместе с педиатром. Главное, заранее показаться специалистам, таким как отоларинголог и невролог. Первый проверяет слух, второй определяет наличие задержек развития. Если невролог находит отклонения, он отправляет ребенка на ЭЭГ.
Для дополнительного развития малыша и закрепления всех его приобретенных знаний можно начать посещать логопеда-дефектолога, нейропсихолога, заниматься сенсорной интеграцией. Иногда можно посещать психолога, но если другие специалисты не видят отклонений у ребенка, то и психолог не потребуется.