Аккордеон был изобретён 200 лет назад, но до сих пор является популярным музыкальным инструментом за счёт богатого тембрового звучания, отличающимся от других родственных инструментов. Современные аккордеоны отличаются по правой клавиатуре: кнопочные по типу баяна и клавишные с фортепианной клавиатурой. В этой статье рассматриваются только клавишные модели — то есть те, с которыми у большинства ассоциируется слово «аккордеон».
Как правильно сидеть?
Обучение на любом музыкальном инструменте начинается с получения навыков правильной посадки с ним (или «за ним», если вспомнить фортепиано). Именно с этого начинаются и практические уроки игры на аккордеоне.
Играть на аккордеоне можно не только сидя или стоя, но и двигаясь в любую сторону. Начинающим музыкантам всё же следует учиться играть на этом инструменте в сидячем положении. Аккордеон — довольно тяжёлая вещь, поэтому не нужно утруждать себя без необходимости такой ношей даже взрослому человеку, не говоря уж о детях.
Юным ученикам лучше подобрать инструмент, подходящий к их возрасту и росту индивидуально.
Кроме полного аккордеона, имеются в продаже модели и поменьше, составляющие следующие части от полного:
- 7/8 частей;
- 3/4 части;
- 1/2 часть.
Для младших школьников следует приобретать половинные (то есть 1/2) модели, для 10-12-летних детей будут впору аккордеоны 3/4, а для более старших – 7/8 или полные.
Сидеть или стоять следует прямо. В положении стоя опираться нужно равномерно на обе ноги, которые лучше чуть расставить для равновесия.
В положении сидя есть 3 варианта для ног.
- Колени сомкнуты, ступни рядом. Такая посадка больше практикуется аккордеонистками в недлинных платьях.
- Ноги расставлены (ширина выбирается индивидуально), ступни на одной прямой линии относительно корпуса.
- Ноги расставлены, как и в предыдущем пункте, но одна из них чуть выдвигается вперёд (обычно та, на бедро которой опирается правая клавиатурная часть инструмента: у женщин это, бывает, правая, у мужчин всегда — левая). При этом ступня другой — свободной — ноги несколько перемещается назад (под себя) с одновременным опусканием колена.
Сидеть нужно на жёстком стуле, чтобы не уставали мышцы спины, не перегружался позвоночник. Занимать следует лишь часть сиденья (1/3 или половину). Не нужно при этом:
- откидываться на спинку стула;
- наклоняться вперёд;
- сутулиться;
- находиться в ограниченном пространстве (особенно с левой стороны).
Стул подбирается в соответствии с ростом музыканта: при свободной посадке колени должны быть параллельны полу, ступни полностью располагаются на плоскости опоры.
Для юных аккордеонистов при отсутствии низких стульев следует подыскать подставку под ноги.
Как держать аккордеон?
Аккордеон имеет 2 клавиатуры — мелодическую для правой руки и басовую с готовым аккомпанементом — для левой. В правой клавиатуре полный инструмент содержит 41 клавишу, а в левой – 120 кнопок. В инструментах помельче голосовой и аккомпанирующий диапазон тоже меньший: от 26 до 37 мелодических клавиш и 24-96 басово-аккордовых кнопок.
Правая клавиатура фиксируется в неподвижном положении. В основном её размещают на левом бедре музыканта. Левая же клавиатура должна быть свободной для перемещения мехов.
Аккордеон имеет 2 регулируемых заплечных ремня, закреплённых на правой клавиатурной части корпуса. Один ремень надевается на правое плечо аккордеониста, а другой — на левое. Иные модели имеют перемычку, соединяющую оба ремня за спиной музыканта. Для необременительной игры в положении стоя даже созданы поясные ремни.
На левой — кнопочной — части корпуса закреплён торцевой ремень, который фиксирует запястье левой руки аккордеониста, позволяя ему перемещать меха вместе с басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне сидя важно прочно зафиксировать инструмент на колене левой ноги, используя для этого плечевые ремни.
На этом музыкальном инструменте, имеющем клавиши в правой клавиатуре, правая рука никоим образом не участвует в поддержке инструмента.
Она должна быть абсолютно свободна, выполняя лишь функцию обеспечения перемещения всех 5 пальцев по клавиатуре. Именно за счёт опоры нижней части правой клавиатуры на колено ноги и тщательной регулировки плечевых ремней осуществляется прочная фиксация инструмента. Ремни должны плотно прижимать аккордеон к грудной клетке музыканта.
Торцевой ремень (с аккомпанирующей стороны) также нужно отрегулировать по руке, чтобы кисть плотно прижималась к боковой крышке корпуса, но при этом не мешала свободному движению пальцев по клавиатуре.
Допускается при начальном ознакомлении с правой клавиатурой небольшой наклон её плоскости, чтобы начинающему были видны не только сами клавиши, но и положение своих пальцев и кисти. В дальнейшем лучше избегать привычки «подглядывать» за клавишами и пальцами.
Техника игры
Левая клавиатура имеет полное сходство с 5-рядным баяном, а правая по диапазону несколько меньше баянной. Но аккордеоны снабжаются регистрами правой клавиатуры, изменяющими высоту звуков и тембр звучания инструмента, что позволяет расширить мелодический диапазон. У баяна регистры изменения высоты звуков отсутствуют.
Научиться играть на аккордеоне можно несколькими способами.
- С помощью частного преподавателя. Таким образом учатся и дети, и взрослые.
- В музыкальной школе. Самый распространённый способ для детей младшего школьного возраста.
- Самому по самоучителю, школе или другим учебным пособиям.
- Самостоятельно по слуху, если таковой имеется от природы.
У каждого способа свои преимущества и недостатки, но наиболее надёжными в плане конечного результата являются первые два из названых, где обучение проходит под контролем профессионалов. Специалист научит правильно играть на инструменте, оградит от ошибок в постановках рук, аппликатуре, движениях меха.
К сожалению, многих ошибок «самоучкам» и «слухачам» избежать не удаётся, а они зачастую становятся на пути развития самодеятельных музыкантов непреодолимым барьером.
Обучение игре на музыкальном инструменте детей и взрослых с нуля должно отличаться.
Детей приводят учиться родители. При этом сами дети не всегда желают этого или же не совсем понимают, чем им придётся заниматься. Именно поэтому их следует заинтересовать игрой на аккордеоне, открыв перед ними красоту его звучания, технические и тембровые возможности.
Взрослые приходят учиться по своей воле, им нравится инструмент, у них есть огромное желание овладеть игрой на нём. С ними можно на первых уроках приступать к практическим упражнениям.
Иные считают, что обучение игре на аккордеоне лучше начинать с левой руки, так как она несёт две функции:
- ведёт аккомпанемент;
- управляет движениями меха.
И в первую очередь следует усвоить именно правила работы с мехом инструмента.
Ученик должен понять, что на громкость звука влияет не сила нажатия на кнопку или клавишу, а только скорость и интенсивность раздвижения или сжимания меха.
Возрастание громкости инструмента происходит при увеличении скорости движения меха, а затихание — при её замедлении.
Начинающим нужно будет упражняться на долгих нотах баса производить растяжение и сжимание меха сначала на одной скорости, а затем плавно изменяя её в ходе движения. При этом не допускается растягивать или сжимать мех полностью — должен оставаться запас.
Обязательная часть уроков для новичков — изучение нотной грамоты и расположения звуков (нот) на кнопках и клавишах обеих клавиатур.
Диапазон полноразмерного инструмента в мелодической клавиатуре, имеющей 41 клавишу, составляет (без использования регистров) чуть более 3 октав. Самый низкий звук — фа малой октавы. Именно так звучит первая сверху белая клавиша. Самую высокую ноту — ля третьей октавы — издаёт последняя белая клавиша внизу клавиатуры.
Басовый строй начинается от фа контроктавы, а заканчивается нотой ми большой октавы. По сути, басы составляют лишь одну октаву. Однако в клавиатуре эти звуки повторяются для удобства в двух первых рядах (ряды считаются от меха). Последующие 4 ряда содержат кнопки, при нажатии на которые раздаётся не одиночный звук, а целое созвучие, образующее какой-либо готовый аккорд (минорный, мажорный, септаккорд или уменьшенное аккордовое построение).
Имеется ориентир: кнопка баса «До» (C) может иметь насечки либо вогнутую поверхность. От неё удобней, не глядя на клавиатуру, отыскать другие басовые звуки.
Следует поиграть несколько простых упражнений с басом и аккомпанементом по подобию следующего:
Разобравшись с басовой клавиатурой и движениями меха, можно переходить на изучение мелодической части инструмента. Необходимо научиться правильно держать правую руку над клавиатурой и нажимать клавиши пальцами, затем играть диатонические последовательности.
Буквы в рамочках:
- Р – растяжение меха;
- С – сжимание меха.
Далее нужно разучивать гаммы, в которых не требуется нажимать чёрные клавиши (до мажор и натуральный ля минор). Эти упражнения «ставят» правую руку, учат правильно двигаться по клавиатуре, менять пальцы — то есть обучают правилам аппликатуры.
Следующий этап — игра хроматических последовательностей (гаммы ми минор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, мелодический ля минор). Происходит совершенствование аппликатурных форм, постепенное задействование чёрных клавиш. Одновременно с этим можно для интереса и мотивации разучить несколько мелодий с нетрудной темповой и ритмической структурой. Например:
Для совсем новичков сопровождение должен играть преподаватель.
Для закрепления постановки левой руки необходимо перейти к более сложным упражнениям и проигрыванию длинных арпеджио.
Советы
Приведём несколько рекомендаций для начинающих.
- Особое внимание следует уделять ежедневным занятиям музыкой. Постоянство многое решает.
- Следите за тем, чтобы свободные пальцы рук при игре не напрягались, контролируйте их расслабленность.
- Нажимать клавиши следует до упора, иначе может появиться плохая привычка при быстрой игре пропускать некоторые ноты.
- Разучивая пьесу с участием обеих рук, попробуйте сначала полностью выучить мелодию, а уж потом присоединяйте к ней аккомпанемент.
- Верх грифа правой клавиатуры должен находиться примерно на уровне плеча музыканта. При снижении этого уровня будет трудно играть на высоких нотах из-за нарушения положения правой руки.
Никогда не приступайте к следующему по самоучителю или школе уроку, пока на «отлично» не усвоите текущий.