Top.Mail.Ru
Инженер

Инженер по эксплуатации: особенности профессии и должностная инструкция

Инженер по эксплуатации: особенности профессии и должностная инструкция

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Кто это такой?
  2. Плюсы и минусы профессии
  3. Должностные обязанности
  4. Требования
  5. Образование
  6. Где можно работать?

Обычно считается, что инженеры только создают новые машины и аппараты либо контролируют их создание. Но инженер по эксплуатации выбивается из этого ряда. Узнать основные особенности профессии, положения должностной инструкции и другие тонкости полезно всем, кто решит себя связать с этой работой.

Кто это такой?

Для начала необходимо разобраться в сути самой должности. Инженер по эксплуатации, как следует уже из названия, контролирует технически грамотное применение различного оборудования, коммуникаций. Он же отвечает за то, чтобы все объекты, попавшие в его ведение, работали безукоризненно в любой ситуации. Под объектами могут пониматься:

  • жилые, офисные, производственные и другие здания;
  • отдельные машины и аппараты;
  • производственные линии;
  • транспортные, энергетические, информационные коммуникации;
  • системы жизнеобеспечения;
  • охранные и аварийные системы;
  • транспортные средства и установленное на них оборудование.

Плюсы и минусы профессии

Совершенно очевидно, что столь широкое поле деятельности открывает солидные перспективы трудоустройства. Инженер по эксплуатации может работать в любом регионе нашей страны, в сельской местности и в городах, в государственных и частных организациях. И даже за рубежом. Потребность в специалистах хозяйственного плана не сокращается, а растет, ведь общее количество используемой техники только увеличивается. Совершенствование технических систем позволяет постоянно расти в профессиональном плане.

Но есть, разумеется, и отрицательные стороны. Ответственность инженера по эксплуатации очень велика. И он не может утешать себя мыслью, как инженер-проектировщик, что с проблемами и ошибками будет разбираться кто-то еще. От такого сотрудника часто ждут «чуда» – чтобы работали «как часы» сильно изношенные, плохо продуманные объекты и сооружения. Рабочий день не всегда нормирован. Контролировать приходится буквально каждую мелочь. Придется также изучать все новую и новую профессиональную информацию. Иначе оценить сложившуюся ситуацию правильно не получится. А малейшая ошибка грозит порой не только финансовыми издержками, но и куда более серьезными потерями.

Многое зависит от того, как сотрудник себя поставит по отношению к подчиненным, насколько хорошо он станет координировать их работу — а это весьма непросто.

Еще стоит отметить:

  • увлекательный характер ряда задач, элементы творчества;
  • возможность работать даже людям с ограниченными возможностями;
  • повышенный риск травматизма и вредного действия рабочих факторов.

Должностные обязанности

Типовая инструкция инженера по эксплуатации говорит, что он относится к числу специалистов, обязанности которого обычно включают такие пункты:

  • руководство повседневной технической эксплуатацией объекта или группы объектов;
  • оказание технической помощи сотрудникам других служб и структурных подразделений организации;
  • составление и корректировка планов, графиков ремонта, обследований;
  • контроль правильности использования оборудования;
  • проработка мер для повышения надежности технологической инфраструктуры;
  • своевременное устранение нарушений при эксплуатации (самостоятельно и/или с помощью подчиненных);
  • содействие составлению заявок на оборудование, различные материальные ресурсы, запасные части;
  • распределение необходимых фондов и материальных средств между цехами и иными подразделениями;
  • составление эксплуатационных, ремонтных и аварийных инструкций;
  • контроль исполнения основных эксплуатационных требований;
  • отслеживание того, чтобы на рабочих местах всегда были нужные схемы и чертежи, при необходимости — чтобы они корректировались;
  • подготовка заключений относительно рационализаторских предложений и изобретений;
  • участие в аттестации рабочих мест;
  • обобщение опыта положительной и негативной эксплуатации, творческое применение его в дальнейшем.

Также инженеры по эксплуатации:

  • участвуют в комиссиях по расследованию любых нештатных ситуаций;
  • учитывают аварии и отказы, готовят отчеты и докладные записки по ним;
  • следят за исполнением защитных, противоаварийных и ремонтных мер;
  • принимают новое и отремонтированное, отреставрированное имущество;
  • рассматривают и согласуют строительные, монтажные, реставрационные проекты;
  • помогают следить за соблюдением экологических параметров;
  • участвуют в тренировках по выявлению и устранению нештатных ситуаций, их основных последствий.

Требования

Основные положения, которым должен соответствовать инженер по эксплуатации, закрепляет профстандарт по обслуживанию зданий. Специалист должен быть постоянно готов к возникновению ситуации, когда понадобится помощь аварийных бригад. В таком случае он будет должен взаимодействовать с ними полноценно. А для этого требуется понимать как минимум:

  • полный перечень опасных и вредных факторов, точек на объекте;
  • ключевые риски для основных конструкций, оборудования и технических систем;
  • степень износа основных фондов объекта;
  • штатное расписание организации;
  • меры, которые принимаются для предотвращения и ликвидации ЧС;
  • основные возможности, структуру, полномочия, методы и способы работы аварийно-спасательных служб, формирований;
  • правила первой помощи.

Как и любому другому инженеру, тут очень важно иметь навыки работы в интернете, уметь использовать компьютер и его программное обеспечение в профессиональных целях. Обязательно важно понимать язык чертежей и схем, формулы и графики.

Порядок эксплуатации определяется целом рядом документов, как в масштабах структурного подразделения, так и организации в целом, региона, ведомства, страны, даже в международном масштабе. Все это надо знать четко и в актуальных версиях. Еще требования к инженеру по эксплуатации включают умение всегда повернуть ситуацию с минимальными издержками и с максимальной выгодой.

Ему нужно владеть:

  • навыками составления и чтения рабочей, проектно-конструкторской документации;
  • общими навыками документооборота;
  • умением координировать работу многих людей и структурных подразделений;
  • умением контролировать ход работ на объекте, выявлять недочеты и находить верные пути их устранения;
  • основной информацией о технологии работы, о связанных с нею опасностях и рисках;
  • методами визуального, инструментального обследования технических систем;
  • методами разрушающего и неразрушающего контроля исправности этих систем, их отдельных частей;
  • правилами эксплуатации конкретного оборудования и имущества;
  • требованиями к поверке различного имущества и инструментов.

Образование

Пройти обучение на инженера по эксплуатации можно в самых разных учебных заведениях нашей страны. Но среди них стоит выделить:

  • Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна;
  • ЮУрГУ;
  • МЭИ;
  • ДвФУ;
  • Самарский исследовательский университет имени Королева;
  • Башкирский университет;
  • МИСиС;
  • МГТУ;
  • Станкин;
  • Тихоокеанский государственный университет;
  • Воронежский технический университет;
  • Казанский исследовательский университет имени Туполева.

Где можно работать?

Как уже говорилось, работа инженера по эксплуатации очень широко распространена. Фактически он может найти себе место всюду, где дело касается того или иного оборудования. Речь идет не только о промышленности (хотя обычно такая должность касается службы или отдела на индустриальном предприятии, на энергетическом либо транспортном объекте). Инженеры по эксплуатации нужны даже в компаниях сотовой связи. Там их основная роль — поддержание исправности базовых станций, без которых любая подобная компания не имеет малейшей ценности.

Но вовсе не обязательно подниматься куда-то на крышу или на вышку систематически. Современные телекоммуникационные фирмы сильно зависят от серверов и компьютерных сетей. А ухаживать за ними как следует только на программном уровне невозможно. И вновь появляется фигура инженера по эксплуатации. Еще одно место, где его точно можно обнаружить — это любая организация в сфере автотранспорта.

Машины могут перевозить людей, различные грузы или использоваться для технологических операций на месте – те же скважины бурить или дороги подметать. Но все это немыслимо без полной исправности всех компонентов. Да и за сооружениями, за инструментом автосервисов постоянно приходится следить. А еще одно не совсем ожидаемое поначалу место для инженера по эксплуатации — это работа в школе. Ведь там тоже используются большие здания с серьезным техническим оснащением. И за всеми такими компонентами необходим постоянный, пристальный контроль. Особенно если говорить не об обычной, а о специализированной школе — летной, автомобильной, спортивной и тому подобных учреждениях.

Но если перейти из школьных классов в офисный деловой центр, то и там не обойтись без инженера по эксплуатации.

Только он сможет обеспечить нормальную работу:

  • вентиляции;
  • лифтов;
  • распределительных сетей.

Разумеется, такого специалиста ждут также в фирмах по производству, ремонту и наладке соответствующего оборудования, а также в коммунальном хозяйстве. Нельзя забывать, кстати, про обслуживание вентиляционных систем в промышленности и других сферах, где есть свои особые риски. Например, где-то недопустимо попадание даже мелких частиц извне (как в «чистой комнате»). А где-то еще (например, в биологической лаборатории) опасен уже выброс зараженного воздуха наружу. Все это и множество других нюансов может быть учтено только специалистом.

А что говорить про эксплуатацию нефтяных и газовых объектов, нефтегазопроводов, нефтепродуктоводов, накопительных емкостей, ректификационных колонн. Сочетание огромных количеств горючих и взрывающихся, подчас прямо токсичных веществ с высокими температурами и давлениями требует изощренного баланса. И вновь лишь подготовленный инженер поможет свести к минимуму риски, добиваясь эффективной работы. То же самое касается и машинно-тракторного парка в дорожных и коммунальных организациях, в сфере сельского хозяйства. Порой стоит упустить из виду всего одну машину или даже единственную запчасть, и работа всей организации за несколько месяцев под угрозой.

Если инженеру по эксплуатации даже этого мало, он может попробовать себя также:

  • в аэропортах;
  • на вокзалах и автовокзалах;
  • в речных и морских портах;
  • на военных и специальных аэродромах;
  • на судоверфях;
  • в управляющих компаниях;
  • на электростанциях;
  • на мельницах;
  • в парках аттракционов;
  • в торговых и торгово-офисных центрах.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.