Top.Mail.Ru
Психологические конфликты

Внутриличностные конфликты и особенности их возникновения

Внутриличностные конфликты и особенности их возникновения

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Как проявляется?
  3. Причины возникновения
  4. Виды
  5. Разрешение
  6. Предупреждение

Феномен внутриличностного конфликта как сложного психологического явления занимает одно из ведущих мест в философии и психологии с древних времён. Оправданный интерес к нему вызван его значимым влиянием на качество человеческой жизни, поскольку феномен может носить и конструктивный смысл, но, к сожалению, чаще носит деструктивный характер.

Что это такое?

Внутриличностный конфликт – сложное психологическое явление, носителем которого является личность. Содержание внутреннего личностного конфликта заключается в наличии обострённых личностных переживаний, вызываемых противоречивыми устремлениями. К примеру, по З. Фрейду такое состояние появляется в результате имеющихся противоречий между инстинктивными побуждениями «Оно» и моральными чувствами и установками «Сверх-Я».

Этот вид конфликтов, по сути, носит психологический характер, являясь следствием мотивационных противоречий, интересов, ценностных установок, уровней самооценки. Явление сопровождается манифестацией эмоционального напряжения и отрицательных переживаний конкретной ситуации. Как и иные виды конфликтов, оно может приобретать и разрушительный, и созидательный характер.

В общем виде внутриличностные конфликты в психологии можно определить как серьёзные проблемные аспекты между существующим состоянием личности и его ожидаемым состоянием, между реальностью и предполагаемыми возможностями.

Так, при наличии явно завышенной самооценки личности у неё вероятно возникновение конфликтного состояния нереализованного желания.

По своему существу и формам это явление не однотипно, поскольку в его основе, как правило, лежат самые разные причины, например:

  • противоречия в потребностях;
  • противоречия между внутренними потребностями и социальными нормами;
  • ролевые противоречия индивида;
  • сложности выбора в вариантах поведения.

К особенностям внутриличностных конфликтов относят:

  • необычную структуру явления (внутреннее противостояние не содержит в себе внешних субъектов взаимодействия);
  • процесс имеет латентный (скрытый) характер, заключающийся в трудности определения внутренних противоречий, поскольку индивид чаще не осознает, что находится в состоянии конфронтации, также он может скрывать свои переживания под различными масками;
  • особенности и разнообразие форм манифестаций, происходящих в виде многообразных проявлений и сопровождающихся страхом, тревогой, депрессией, стрессами.

По сути, данный психологический феномен многолик. Тем не менее в психологии разработаны его основные, базовые концепции.

  • З. Фрейд в качестве главного источника этого явления предложил считать свойственное человеческой психике наличие противоречий сознательного и бессознательного, смутного, инстинктивного влечения и существующих моральных и правовых установлений. Наличие такой дисгармонии в душе человека является базисом для большинства соцпротиворечий внутриличностного, межличностного и межгруппового характера.
  • Фундаментальной стала и концепция ученика З. Фрейда – К. Юнга. В её основу положено наличие критерия соотносящегося со способами решения разными людьми внутренних конфликтов. Эта своеобразная классификация предусматривает деление людей на два психотипа – интроверты и экстраверты. Первые – обращены внутрь, на себя. Обычно они замкнуты, созерцательны, дистанцируются от людей и внешнего мира. Вторые – обращенные вовне, они более открыты.
  • По А. Маслоу мотивационная структура личности включает несколько ведущих потребностей: физиологического характера, в безопасности, любви, уважении и самоактуализации.

Последняя является базовой, включающей реализацию потенциалов, склонностей и талантов человека. Немногие люди обладают реализованной самоактуализацией, и именно дефицит этого качества приводит к возникновению значимых и частых противоречий.

Как проявляется?

Аспекты внутренних конфликтов затрагивают ряд сфер – эмоциональную, когнитивную, поведенческую, а также отражаются рядом интегральных признаков. Для эмоциональной сферы характерны сильные негативные эмоции и психоэмоциональное напряжение. Здесь присутствуют депрессивные состояния, стрессы, апатия, утрата интереса к жизни. В когнитивном смысле конфликты проявляются посредством искажений в самовосприятии – на уровнях самооценки, сложностей в процессе выбора и принятия решений, сомнений в правильности мотивации, устремлений и принципов, неоднозначности и противоречивости своего образа.

В поведенческом плане их суть заключается в отрицательных поведенческих изменениях – наличие негативного фона в общении, падение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Интегральные показатели предполагают наличие комплексных психических нарушений (усиление качества стресса в эмоциональном и психологическом плане, снижение адаптационного потенциала и прочее).

Существует определенная симптоматика возникающих конфликтов, которая заключается в ряде проявлений в виде:

  • апатии;
  • депрессивности;
  • замкнутости;
  • низкой самооценки и неуверенности в себе;
  • тревожности;
  • раздражительности;
  • потери концентрации;
  • равнодушия к жизни.

Причины возникновения

В психологии условно выделяют 3 вида причин, приводящих к возникновению конфликтов:

  • внутреннего характера, заключающиеся в противоречивости личности;
  • внешнего характера, зависящие от статуса индивида в обществе;
  • внешнего порядка, зависящие от личностного статуса в конкретных социальных группах.

Понятно, что указанные причины закономерно взаимозависимы и взаимосвязаны, поскольку внутренние проявления обычно зависят от внешних особенностей и условий. Известно, что личность в значительной степени подвергается воздействию внутренних конфликтов, когда ее внутренняя организация сложна, а система ценностей хорошо развита, как и способности человека к самоанализу.

Происхождение подобных конфликтов стимулируется рядом противоречий:

  • между соцнормами и потребностной сферой;
  • рассогласованностью потребностной и мотивационной структур;
  • наличием противостояния между выполняемыми соцролями;
  • противопоставлениями в рамках социокультурных ценностей и устоев.

Несомненно, что для возникновения конфликтных ситуаций эти противоречия должны быть значимыми для индивида, а их аспекты, касающиеся уровня интенсивности их влияния, должны быть равнозначными. Иначе ситуации значимого выбора не возникает – конфликта нет.

Причины, относящиеся к статусу индивида в конкретной группе, различны, однако их роднит отсутствие возможностей по удовлетворению актуальных мотивов и потребностных аспектов, которым придаются значение и глубокие смыслы в актуальной ситуации. Из этой посылки выделяют несколько вариантов ситуаций, стимулирующих появление конфликта:

  • наличие физических преград, блокирующих удовлетворение главных потребностей;
  • отсутствие необходимых для утоления испытываемых потребностей объектов;
  • наличие преград биологического порядка;
  • ряд социальных обстоятельств, являющихся первопричинами появления внутриличностных противостояний.

В организациях провоцирующими проявления внутриличностных конфликтов могут стать:

  • разрыв между высоким уровнем ответственности и ограничением в правах для исполнения соответствующего вида деятельности (высокая должность при низком правовом статусе);
  • противоречия между неудовлетворительными трудовыми условиями и излишне высокими требованиями к работе;
  • нестыковки между решением двух несовместимых задач;
  • межролевые противоречия;
  • диссонанс между устремлением к увеличению прибыли и уровнем нравственных ценностей.

Виды

Внутриличностные типы конфликтов могут обладать конструктивным и деструктивным эффектами. В первом случае они характеризуются продуктивностью и развитием противоборствующих сторон, при этом внутренняя борьба не носит выраженной внешней симптоматики. Позитивные стороны такого конфликта свойственны гармонично развитым людям, с высоким уровнем рефлексии, способствующим укреплению характера, формирующим психоустойчивость, волю, адекватные самооценочные навыки, способность к самоактуализации.

Деструктивный вид конфликта, встречаясь чаще, способствует разрушению личностных образований, усугублению двойственности личности. Потенциально он может трансформироваться в тяжелое кризисное состояние с развитием невротических обострений. В своей длительной форме он негативно отражается на всем функционировании человека, тормозит развитие личностных качеств, формируя неуверенность и психическую неустойчивость, слабость в достижении поставленных целей, способствует развитию комплекса неполноценности.

Основанием для построения актуальной системы является ценностно-мотивационная структура личности. Используя её, представляется возможным выделение нескольких актуальных элементов личности, вступающих в конфликт. Из этой посылки выводят 6 базовых видов подобного рода конфликтов.

  • Под адаптационным конфликтом понимают нарушение равновесного состояния между функционированием индивида и окружающей его реальностью, нарушение адаптационных процессов в разных областях деятельности.
  • В ролевом конфликте выявляется неспособность индивида к реализации нескольких ролей.
  • Нравственный конфликт – актуальное противоречие в системе «долг – желание».
  • Мотивационный – выражается в борьбе мотивов и бессознательных устремлений человека.
  • Нереализованные желания, рассматриваемые как различные комплексы неполноценности.
  • Конфликт неадекватной самооценочной деятельности или острые противоречия, связанные с противостоянием притязаний и личностным потенциалом.

Кроме указанных видов, выделяют также растянутый во времени невротический конфликт. Несложно понять, что базовыми для подобных конфликтов выступают субъективные переживательные аспекты, именно они и становятся определяющими.

Условно конфликты подобного рода делятся на 2 подгруппы.

  • Конфликты, возникающие на фоне внутренних столкновений, отражающих аспекты субъективного понимания окружающего мира человеком.
  • Конфликты, возникшие в результате транзита внешних, объективно существующих противоречий во внутренний мир человека (адаптационные, моральные и иные проявления).

Существует и более формальная классификация конфликтов по их типам.

  • Эквивалентный. Подобные конфликты рождаются при необходимости решения индивидом 2-х и более значимых для него задач. В качестве традиционного пути разрешения конфронтации здесь берётся компромиссное решение (вариант неполного замещения).
  • Витальный. Такого рода конфликты появляются в случаях, когда субъект вынужден следовать принятию равно не удовлетворяющих его решений.
  • Амбивалентный. Такое противостояние проявляется, когда подобные действия и результаты в одинаковой мере и удовлетворительны, и не вполне приемлемы.
  • Фрустрирующий. Спецификой конфронтации этого вида является наличие неодобрительного отношения со стороны социума, расхождение с принимаемыми обществом нормами и установлениями с действиями, ведущими к достижению желаемых результатов.

Разрешение

По А. Адлеру формирование характерологических качеств индивида длится до 5-летнего возраста, когда малыш на себе испытывает влияние разных негативных воздействий, ведущих к появлению комплекса неполноценности. По ходу развития ребёнка комплекс оказывает значимое влияние на личность, а значит, и на психологические условия протекания внутриличностных конфликтов. Адлеру удалось описать не только механизмы зарождения и проявления внутриличностных конфликтов, которые могут приводить к самым негативным последствиям, но и решить задачу по раскрытию ряда способов их преодоления. Здесь выделено 2 способа, позволяющих эффективно бороться с проблемой.

Первый – включает выработку и сохранение социально направленных чувств и интересов, поскольку именно социальные чувства отражаются в профдеятельности и адекватных взаимоотношениях. Тем не менее у индивидов могут образовываться и недостаточно развитые социальные чувства, получившие различные отрицательные конфликтные следствия в виде алкоголизма, криминала, наркомании.

Второй – заключается в стимуляции к развитию личностного потенциала, достижении гармонии и определенных преимуществ перед окружением. Он может проявляться в различных формах:

  • адекватного компенсирования в процессе совпадения содержания социальных интересов с аспектами превосходства;
  • сверхкомпенсации гипертрофированное развитие отдельно взятой способности;
  • представляемой (вымышленной) компенсации по типу заболевания в сформировавшихся обстоятельствах, не зависящих от человека, но компенсирующих содержание комплекса неполноценности.

Основные приемы, выступающие в ряде случаев и как механизмы защиты, которые в разной степени помогают избавиться от внутренних столкновений.

  • Компромисс с самим собой – попытка осуществить выбор наиболее удачного варианта. Среди иных способов он является самым скорым, позволяющим снижать уровень психотравмирующего воздействия конфликта. Однако его несвязанность с анализом причинности конфликта приводит лишь к частичному решению задачи.
  • Уход – это сознательное или не совсем осознанное отклонение от решения проблемного аспекта с надеждой на его устранение в перспективе. Способ, отличающийся определенным быстродействием, но не сопряженный с причинами возникновения конфликта, а потому приносящий только паллиативное облегчение.
  • Переориентация в смысле изменения направленности притязаний по отношению к объекту, вызвавшему соответствующую причинно-следственную связь. Метод, ориентированный на установление реальных причин конфликта и его носителя, требует развитых навыков управления мотивационной сферой и личностной направленностью. Для достижения нужного результата требуется некоторое время, зато обычно способ дает стабильный результат.
  • Сублимация – перевод энергетического потенциала психики из одних видов в более приемлемые, что приводит к устранению негативных причин, приводящих к внутреннему конфликту. Это один из адекватных методов, связанных и с выявлением причинных связей, и с воздействием на них. Способ, протяженный по времени, требующий определенных усилий по саморазвитию и выполнению упражнений.
  • Идеализация – метод присвоения объекту стимулирующих, не присущих ему значимых свойств. Благодаря такому процессу объект, не изменяясь, приобретает более существенные качества и выше ценится. Процесс идеализации происходит путём ухода от реальности в виде мечтаний, фантазий и носит паллиативный характер, поскольку не связан с определением причин психического явления.
  • Метод вытеснения – процесс подавления неприятных мыслеобразований, вплоть до полного их устранения из сознательной сферы в бессознательную. Это самый простой и низкоэффективный метод, свойственный инфантильным личностям.
  • Коррекция – это способ совершенствования элементов «Я-концепции» для получения более адекватных представлений о себе. Здесь воздействия происходят не на причины конфронтации, а на собственные представления о них. Демонстрирует уровень относительной продуктивности.

Предупреждение

Меры, принимаемые для предупреждения возникновения конфликтов, требуют вполне конкретных условий и немалых усилий. Из личностных условий укажем на следующие:

  • наличие способностей к рефлексии и самоанализу;
  • организованные и развитые когнитивные навыки;
  • высокая степень развития системы ценностей и чувств;
  • развитая мотивационная и потребностная иерархичность;
  • развитый внутренний мир при повышенной значимости высокой степени системной сложности.

Содержание внешних кондиций заключается в том, что индивид не способен удовлетворять свои значимые мотивы и отношения, или же сам ход выполнения искомой задачи находится под угрозой:

  • удовлетворение одних мотивов превращается в причину возникновения иных;
  • по ходу удовлетворения мотивов появляются блокировки, препятствующие противоборству человека со своими недостатками;
  • наличие ограничений на мотивационную сферу, накладываемых социальными нормативами.

Понятно, что эффективный процесс предупреждения внутренних конфликтов касается прежде всего зрелых личностей, обладающих способностями к анализу, с определенным жизненным опытом. Этот процесс предполагает решение совокупности непростых задач.

  • Исходным условием профилактики возникновения внутриличностных конфликтов является решение задачи по познанию самого себя, созданию адекватного «Я-образа». Только в этом случае можно правильно выстроить систему приоритетов смыслообразующих жизненных ценностей. При этом адекватная оценка себя необходима.
  • В целях формирования стабильности внутреннего мира следует использовать свой жизненный опыт, анализ которого нацелен на выявление жизненных ошибок. Анализируя различные жизненные ситуации, следует оставаться оптимистом, ориентироваться на успех. При этом следует помнить, что завышенные самооценки приводят к постоянной борьбе с неудачами. В ходе анализа следует проявлять принципиальность, оставаясь полностью уверенным в своих силах.
  • Избежать многих конфликтов поможет соблюдение этических норм и правил общения. Нравственно зрелые люди, стремящиеся к соблюдению этических норм, крайне редко попадают в ситуации, за которые им приходится переживать, испытывать вину и угрызения совести.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.