Top.Mail.Ru
Психологические конфликты

Все о конфликтах

Все о конфликтах

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Основные причины
  3. Признаки
  4. Классификация
  5. Структура
  6. Последствия
  7. Способы разрешения

Общение – большой капитал в жизни каждого человека, источник огромных возможностей, радостей, роста. Но есть процессы и состояния, которыми приходится расплачиваться за роскошь общения. Это, прежде всего, конфликт.

В жизни человека конфликты играют решающую роль, зачастую они перерастают в трагические события, которые можно было бы предотвратить. Вот почему так важно понимать механизм конфликта, его признаки, структурные элементы и способы разрешения.

Что это такое?

Понятий и определений у этого термина несколько. Самое известное (или одно из самых) определяет конфликт как отсутствие согласия между сторонами, которых может быть две или больше. Каждая сторона настаивает на своей правоте и не готова уступать. В ХХ столетии слово «конфликт» стало употребляться чаще и приобрело широту значения: конфликт может быть межличностным, семейным, деловым, межгосударственным, военным и т. д.

Латинское слово conflictus, кстати, переводится как «столкновение». Это всегда столкновение сторон и взглядов.

Конфликт почти всегда ассоциируется с агрессией, злобой, гневом и негативными последствиями. То есть в обывательском мнении он однозначно нежелательное явление, которого нужно избегать или гасить на корню. Авторы, принадлежащие к так называемой административной школе, действительно пишут так. Но те, кто работает в сфере человеческих отношений, не так категоричны. Они называют конфликт следствием неэффективной деятельности, плохой организации, и хорошие отношения в коллективе, в какой-то социальной группе могли бы предотвратить конфликт. А современные ученые считают, что он может быть не только деструктивным и дисфункциональным, но и функциональным – особенно в рамках совместной профессиональной деятельности.

Эта тема изучается в самых разных сферах: от психологии общения до психологии менеджмента, в педагогике, социологии. Даже возникло целое направление, называемое конфликтологией. Там изучают объекты и субъекты конфликта, особенности явления, его сущность и методы изучения. В научно-популярных работах конфликт рассматривается с точки зрения объяснения процесса, его функций и практических рекомендаций по его разрешению. То, что называют «для обычных людей». Там же говорится о том, что у конфликта есть не только темная сторона, но и светлая. И она заключается в опыте, а также в умении извлечь личную пользу из ситуации: в плане проработки каких-то коммуникативных навыков, нестандартного мышления, развития морально-волевых качеств.

Также психологи отмечают, что в конфликте происходит энергетический обмен между сторонами, в которых он возникает. Спор, ссора, противоречие, возникающее на так называемой нейтральной полосе, еще не есть конфликт. Но когда спор переходит на личности, вторгается на территории «я и мои интересы», конфликт начался. И, конечно, прожить жизнь без конфликтов невозможно никому. Специалисты уверяют, что алгоритмы поведения в конфликте, реакции на него закладываются еще в детстве. А значит, чтобы начать реагировать на них иначе, без затрат, потерь и впустую потраченных нервов нужно разработать еще «на берегу» тактику поведения в конфликтной ситуации.

Основные причины

Самих конфликтов великое разнообразие, следовательно, и причин, которые к ним приводят, тоже много. Редко это сразу несколько обстоятельств, чаще доминирует что-то одно.

Рассмотрим основные причины, по которым может возникнуть конфликт.

  • Неадекватность самооценки. Причем работает это в любую сторону: как завышенная, так и заниженная самооценка могут привести к развитию напряжения. При завышенной человек не допускает того, что он неправ, при заниженной – злится и накапливает обиды.
  • Дискриминация. Дискриминировать чужака – это очень свойственно людям. А когда тот начинает отстаивать свои права, конфликт и начинается.
  • Неверная оценка ситуации. Довольно часто внутри конфликта оказывается заблуждение. Непроверенная информация приводит к тому, что стороны сталкиваются, а дальше гнев, негативная реакция и нарастание новых слоев агрессии могут и вовсе оттянуть назад желание разобраться в подлинной причине конфликта.
  • Конкуренция. Борьба за ресурсы – в природе человека. И даже высокие моральные принципы можно подвинуть, когда желаемое не абстрактно, а вполне конкретно, но ради его получения нужно вступить в противостояние.
  • Столкновение социальных ролей. Это к вопросу о конфликте поколений: ребенок считается себя взрослым в 15 лет, принимает решения, ответственность за которые нести пока он не может. Родители же считают его ребенком, возможно, иногда включают гиперопеку. Конфликт рождается очень легко.

Любой фактор (описаны не все, но самые частые) может быстро запустить конфликт. Задетые интересы, если обобщить, являются его основной причиной.

Признаки

Чтобы точно идентифицировать конфликт, нужно понимать его признаки. Основных признака 3 – биполярность, наличие субъектов и активность.

А теперь о каждом из них.

  • Биполярность иначе может называться оппозицией. Такое явление случается при ситуации, когда две стороны в споре отстаивают противоположные точки зрения. Важно, чтобы этот спор был важен для них обеих. Противоположность позиции еще не говорит о конфликте, но она уже будет предпосылкой к нему.
  • Наличие субъектов обязательно, потому что конфликт не что иное, как форма взаимодействия между двумя субъектами.
  • Активность также обязательный признак конфликта, потому что для его продолжения нужна активность двух сторон. Если она присуща только одной, конфликт сходит на нет.

Также признаком конфликта будет сама его структура. Можно свериться по следующим моментам: участники, источники и ведение борьбы. В прямом конфликте сталкиваются интересы двух сторон, но на деле все сложнее, стороны может поддерживать группа людей и т. д. Любой конфликт персонифицирован, в той или иной степени.

Источниками часто бывает борьба за власть и влияние, богатство (не только материальное) и т. д.

Классификация

Разновидностей конфликтов очень много, и проявляются они на разных уровнях. Классифицирует их как раз конфликтология, так называют научную дисциплину, которая изучает и закономерности развития конфликта, и его протекание, и затухание.

По количеству сторон

Это классификация социально-психологического конфликта. Так, он может быть внутренним или межличностным, а еще межгрупповым. Последний является противостоянием двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, которые объединены чем-то общим. Межличностный конфликт предполагает столкновение интересов между двумя субъектами либо между группой людей и одним субъектом. А внутриличностный заключается в противоборстве внутренних ценностей и мотивов на уровне личности. То есть в этом случае сторон не будет, но будет один субъект, столкнувшийся с проблемой выбора по принятию какого-то решения.

По продолжительности

Конфликт может быть краткосрочным, разовым, затяжным и повторяющимся. Например, отношения бывших мужа и жены – частый пример повторяющегося конфликта. Он не всегда в острой фазе, но когда возникает ситуация, где интересам приходится сталкиваться (по воспитанию и досугу общих детей, к примеру), конфликт разгорается с новой силой.

По сфере жизни

Это может быть семейный конфликт, бытовой или рабочий. За примерами далеко ходить не нужно. Если родственникам досталась в наследство одна дача, которую им приходится делить, это вполне может вылиться в семейный затяжной конфликт. Зачастую сами стороны так и не приходят к решению. К счастью, очень медленно, но развивается служба медиации, и в таких ситуациях ее помощь значит многое.

Пример бытового конфликта – коммунальные трения, которые часто бывают между соседями. Даже по уборке подъезда, если нет закрепленного уборщика, могут возникать не просто споры, а конфликты, набирающие динамику. Ну а рабочим можно назвать не только конфликт между коллегами, но и сложную ситуацию в школе или детском саду, вузе.

Причем не только между детьми, тут вариантов много: между учителем и учеником, между родителями, между руководством учебного заведения и родителями и т. д.

По источнику

Он может быть объективным, субъективным и ложным. Объективным будет, к примеру, неподеленная между соседями по даче территория. Утрата документов, ошибка органа, регистрирующего участок, может привести к долгому конфликту, в котором права будет каждая сторона. Субъективный конфликт – это предписание ситуации смысла, которого изначально в ней не заложено. Ну а ложный возникает тогда, когда конкурентный характер взаимоотношений появляется на фоне ложных представлений либо недоразумений.

По наличию насилия

Насильственный и ненасильственный – тут все просто. Насильственный конфликт практически всегда выходит в плоскость правовой сферы, когда для его разрешения рекомендовано (а иногда это происходит и без согласия сторон) вмешательство представителей закона.

По характеру возникновения

Конфликт бывает спонтанным и намеренным. Спонтанный, например, это подравшиеся школьники, родители которых заступаются каждый за своего ребенка. Разгорается конфликт, но его никто не планировал. Намеренный – это своего рода объявление войны. Часто инициирован другой стороной, а вторая в него включается. Например, пара расходится, и мать не дает отцу видеть детей. Это не спонтанное, а обдуманное решение, то есть не без намерений. Конечно, это только поверхностная классификация. Есть еще и организационные, и экономические, и политические, и социальные конфликты. А по направленности воздействия, например, они еще могут быть вертикальными и горизонтальными. К первому относится конфликт начальника и подчиненного, ко второму – людей, занимающих равноценное положение.

Еще конфликты бывают скрытыми и открытыми. Первые не предполагают внешних агрессивных действий, но имеют косвенные способы воздействия одной стороны на другую. Скрытые чаще возникают, когда хотя бы одна сторона опасается другой. Открытые же связаны с явным столкновением субъектов: со спорами, ссорами, склоками. А еще бывают конфликты интересов и когнитивные. Последние связаны с противоборством точек зрения и взглядов.

Структура

Компоненты структуры предполагают стороны, условия, предмет, действия и исход. Сторон будет как минимум две: отдельные индивиды, организации, социальные группы и общности. Условиями будут те факторы либо обстоятельства, которые определяют характеристики конфликта и саму возможность его возникновения. К условиям протекания относят и его причины, которые делятся на группы по социокультурному контексту, ситуационному фону и наличию третьих сил, которые либо хотят смягчить конфликт, либо обострить.

Предмет конфликта – это то, что становится объектом разнонаправленных интересов. Это может быть что-то материальное, либо абстрактное (какой-то жизненный принцип, ценностный тезис). Предмет – это как раз то, из-за чего спорят. Ну а действия участников определяют конфликтное взаимодействие, это и есть его содержание. Исходом считают его результат (а точнее, его идеальный образ), именно то, на что направлены стороны. Он же регулирует итог.

Зачастую сами участники не могут сформулировать точно, что же они понимают под идеальным образом исхода.

Последствия

Они могут быть не только отрицательными, что очевидно, но и положительными. К отрицательным последствиям относят:

  • трудности, проблемы личностного развития – например, разочарование в себе и окружающих, в мироустройстве и ценностях;
  • возникновение негативного портрета конкурента или соперника, то есть образа врага – здесь уже нет здравого смысла, идет демонизация второй стороны, начинается деятельность в ущерб ей;
  • разрушение системы сложившихся взаимоотношений – это и враждебность, и предубеждение, и разрыв привязанности;
  • приход к насилию – не обязательно физическому, психологическое тоже очень опасно;
  • фиксация негативного социального опыта – победа с помощью угроз, агрессии, шантажа может закрепиться как алгоритм прихода к успеху;
  • негативное воздействие на психику – от плохого настроения до гневного напряжения, может дойти до развития клинической депрессии;
  • негативное влияние на продуктивность сторон – человек в напряжении не может быть так же продуктивен, как вне его (и группа, организация, общность тоже);
  • истощение личностных энергоресурсов – на какой-то фазе возникает ощущение упадка сил, невозможности продолжения конфликта при неготовности сдаться.

К положительным сторонам можно отнести самоутверждение, самоидентификацию личности. Человек учится отстаивать свое мнение, становится способен на смелые поступки, открытую конфронтацию. Так, например, родитель, который борется за объективное отношение учителя к его ребенку, находит в себе смелость, целеустремленность, которых раньше он словно и не видел в себе. Через конфликт можно и повысить собственный авторитет. Наконец, он может носить соревновательный дух. Нередко личностные противоречия между спортсменами (прямая аналогия) влиял на то, что каждый из них улучшал свои спортивные результаты.

Способы разрешения

Конфликт можно непосредственно разрешить, погасить, урегулировать, убрать причину либо найти компромисс. Рассмотрим подробнее эти способы.

  • Разрешение. Случается, если обе стороны стремятся мирно решить ситуацию. Тогда они вместе будут искать стратегии выхода, выслушивать друг друга, уважительно относиться к попытке найти выход.
  • Урегулирование. Появляется какое-то третье лицо, не имеющее личного интереса (тот же медиатор или психолог). Стороны определяют его полномочия, он помогает найти реальные мотивы спорной ситуации и предлагает способы ее разрешения.
  • Затухание. Он может элементарно надоесть участникам, и они принимают решение просто его закончить. Возможно, таким образом он перейдет в скрытую форму. Такое случается, когда стороны истощились, инцидент уже не так актуален, сил продолжать нет.
  • Устранение причины. Если проблема обнаружена и есть способ ее саму убрать, так и поступают (при согласии обеих сторон, с помощью или без помощи посредника). При этом решение может быть радикальным.
  • Трансформация. Есть и такое завершение конфликта, когда в процессе одной ситуации возникает острая новая. Первопричина уже не так интересна, о ней вовсе могут забыть, идет переключение на так называемые вновь открывшиеся обстоятельства.

Современные подходы к разрешению всевозможных споров – это привлечение специалистов или третьей, авторитетной и неангажированной стороны. Это хорошо тем, что конфликт сразу перестает обостряться, уходит страх, готовность атаковать и защищаться тоже становится не такой выраженной.

Институт медиации развивается на разных уровнях, и это может быть в скором времени причиной пересмотра многих аспектов в конфликтологии.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.