Национальный молдавский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия молдавского этноса с соседними народами.
Не так давно каждая мастерица обязана была самостоятельно изготовить себе наряд. Причем копирования хитросплетений и узоров не допускалось. По характеру узора, цветовой гамме, особенностям покрова можно было судить о социальном статусе девушки, склонностям ее характера. Обязательным условием была гармония костюма с общим внешним обликом – цветом глаз, волос, головного убора.
Материалом для изготовления плотен традиционно служили натуральные ткани: шерсть, лен, конопля, хлопок.
Материал костюма отражал благосостояние семьи. Молдаване скромного достатка использовали конопляную ткань, а более зажиточные – льняную или хлопковую, которая была значительнее более нежной, чем конопляная. Причем сами полотна зачастую изготавливались в домашних условиях. Также использовали шелк для изготовления полотенец, которые служили женщинам для покрытия головы.
Украшения молдавского костюма напрямую были связаны с местностью, в которой проживал этот народ. Плодородие почвы, мягкий климат, богатые урожаи – все находило отражение в вышивке и узорах на ткани. Узор в виде листьев, цветов, гроздей винограда сочетающийся с геометрическим узором вышивки создавал неповторимый колорит молдавского национального костюма.
Женский национальный костюм
В состав женского национального костюма традиционно входят следующие компоненты: головной убор, верхняя одежда, обувь, украшения и аксессуары, которые меняются в зависимости от условий.
Различные детали костюма: характер украшения, покрой верхней одежды, орнамент и цветовая гамма свидетельствуют не только о социальном положении и виде занятий, но даже и о возрасте.
Так, замужние женщины предпочитали более спокойные расцветки, простой покрой и скромные материалы. Девушки, напротив, носили яркие и обращающие на себя внимание наряды. Их костюм часто не подразумевал ношение головного убора и фартука.
В то же время необходимо отметить, что некоторые аспекты народной материальной и духовной культуры, в том числе и в области костюма, несут на себе отпечаток демографической структуры конкретной этнографической области.
В северной части Молдавии проживает большое число украинцев, а на юге вместе с молдаванами живут гагаузы, болгары. В результате взаимного обмена традициями, в национальный костюм этих географических областей включаются элементы, характерные для других этносов.
Рубашка
Одним из главных элементов молдавского костюма является рубашка. Изготавливалась из белой ткани. Имела простой покрой, напоминала тунику с квадратным или круглым разрезом для головы.
Рубашка зачастую украшалась простым геометрическим или растительным рисунком. Цветовая гамма обычно представлена 2-3 цветами, но и нередки были монохромные узоры и орнаменты.
Рубашка выкраивалась из трех прямоугольных частей: спинки, переда и рукавов. Для пошива верхней части использовалась мягкая ткань, а нижняя часть – плотная.
Юбка
В комплект национальный одежды женщины в обязательном порядке входила юбка. На первом месте по популярности стояла разновидность «катрина». Особенно характерна она была для севера Молдовы. Полотно для этого типа юбки не сшивают, а запахивают одну полу за другую. Крепилось такое полотно к поясу. Девушки дополнительно украшали такую юбку ярким платком. Для нее использовали только самую качественную шерсть peri-or de lîna.
«Катрина» встречалась двух видов. В первом случае отличались по цвету верх и низ юбки, а во втором – бока и центральная часть. В целом повседневные юбки не отличались яркими цветами или узорами и были в основном черными или коричневыми. Праздничный вариант юбки расписывался и расшивался цветочным узором и цветными нитками.
На юге страны женщины надевали только юбку «фота». Основой для нее были два фартука из шерсти. Юбка «фуста» сшивалась из нескольких клиновидных полотен, которые украшали разноцветными ленточками. Холщовый передник молдавские женщины стали использовать только в конце XIX века. По внешнему виду передника можно было узнать статус женщины. Его могли надевать девушки только после свадьбы.
Верхняя одежда
Жилет был характерен для лета, безрукавка из шерсти, отделанная мехом – для зимы. Также теплые безрукавки шили из меха, из овчины из плотной суконной ткани. Фасоны верхней одежды могли быть очень разнообразными.
Длина, цвет, местоположение разрезов, количество пряжек и застежек сильно различалось в разных частях Молдавии. Но общим для верхней одежды во всех регионах была богатая роспись и вышивка одежды. Разноцветные шнурки, атласные и шелковые ленты, тонкие кружева, аппликации, вышивка крестом и гладью – все это можно было встретить в народном костюме.
Головные уборы
Головными уборами пользовались только замужние женщины. На свадьбе с невесты снимали фату и дарили ей первый головной убор.
До этого момента девушки украшали косы только венками из цветов либо вообще распускали волосы.
Существовало два вида уборов: для торжественных случаев «neframa» и повседневный cîrpa:
- Cîrpa – сложная конструкция с основой из деревянного ободка с концами в виде рогов, обмотанного платком. Концы платка покрывали плечи и грудь.
- Neframa – это шелковый или хлопчатобумажный платок, повязанный разными способами, но таким образом, чтобы хорошо были видны вышитые и украшенные концы.
Зимой женщины носили те же уборы, только ткали их из более плотной пряжи либо пользовались шапками, похожими на мужские, с опушкой из меха животных.
Обувь
Древней молдавской обувью были сыромятные opinci. Просто стянутый по краю шнурком отрезок кожи. Их носили повсеместно.
В зиму надевали сапоги или ботинки только богатые молдаване. Туфли для девушек были большой редкостью. Сшитые только по торжественному случаю, они бережно хранились несколькими поколениями и передавались по женской линии.
Мужской национальный костюм
Рубашка
Мужчины носили менее яркую и красочную одежду. Хлопчатобумажные или льняные рубахи носились навыпуск и подпоясывались различными поясами.
Самым древним и самым популярным была косоворотка, похожая на тунику с круглым воротником, разрезанным посередине. Молодые парни в основном носили богато украшенные косоворотки. Вышивались мелким ярким узором манжеты, края ворота и низ рубахи.
Рубаха на кокетке вошла в моду в начале ХХ века и понемногу завоевала популярность среди мужского населения, вытеснив косоворотки.
Штаны
Существовало несколько разновидностей брюк. В разных районных Молдавии использовали разные ткани и фасоны:
- Izmene – легкие повседневные брюки из натуральных материалов (льна, конопли или хлопка). Со временем эта модель перешла в разряд нательного белья, надеваемого под более плотные штаны.
- Iari – шерстяные узкие брюки белого цвета имели очень большую длину, из-за чего собирались на голени в многочисленные складки. Популярны были среди пастухов в северных районах Молдавии.
- Cioareci – зимний вариант шерстяных брюк, часто украшался в районе пояса простым геометрическим узором.
- Meini – самые теплые зимние штаны, сшитые из овечьих шкур. Обычно носили только пастухи из-за очень долгого пребывания на холоде.
Верхняя одежда
Верхняя одежда, как и женская, была довольно разнообразна. Жилеты, шерстяные и меховые безрукавки, суконные долгополые пальто тоже имели разнообразный крой и материалы, в зависимости от сезона. Отличалась мужская одежда более скромным узором, меньшим количеством украшений и вышивки. Зажиточные крестьяне могли себе позволить сшить натуральный овечий тулуп.
Головные уборы мужчин были не столь разнообразными и состояли из конусовидной овечьей шапки зимой и соломенной или войлочной шляпы летом. Парни дополнительно украшали шляпы перьями или цветами.
Разновидности поясов
В молдавском национальном костюме, и у мужчин, и у женщин, большое значение придавали поясам. Их заговаривали, дарили на свадьбы, считая, что правильный пояс принесет счастье, благосостояние или хороший урожай. У женщин они символизировали возраст, у мужчин достаток. Девушки подпоясывали юбку шелковыми или сатиновыми поясами, а крестьянки в возрасте – шерстяными.
Мужчины из богатых семей изготовляли пояса на заказ. Использовали кожу с металлическими вставками, а бедняки пользовались обычной веревкой.
Глядя на молдавский костюм, не перестаешь удивляться тому, сколько радости и позитивной энергии сумели древние мастера вложить в свои изделия. Конечно, в современном мире ему находится место только на праздниках, мероприятиях, посвященных народному творчеству и в музеях. Сложный узор, яркие краски, разнообразные элементы делают национальный костюм молдаван произведением искусства.