Любителям рукоделия бывает весьма приятно изучить игольное кружево. Внимания заслуживают игольчатое турецкое, армянское кружево, ретичелла, тенерифе и другие его разновидности. Тем, кому понравится внешний вид изделий, весьма интересно окажется ознакомиться с техникой выполнения.
Особенности
Игла используется не только при шитье, но и при получении кружев. Такая технология, как игольное кружево, в ряде регионов мира практикуется уже несколько сотен лет. Технологические приемы отработаны очень хорошо, и справиться с работой смогут даже неопытные любители рукоделия. Все, что нужно для работы, это сами нити и иглы. Первенство в создании игольного кружева оспаривают итальянские и армянские мастера.
Во всех регионах, где такое искусство укоренялось, использовали дополнительные стежки для украшения композиции. При наличии свободного времени все усердные мастерицы и мастера освоят даже самые сложные приемы кружевоплетения. Для работы применяют:
- шнуры (ими выкладывают узоры);
- хлопчатобумажные нити для тона;
- основные вышивальные нити;
- волокна для заполнения промежутков;
- трафареты (их обычно делают на кальке);
- полиэтилен высокой плотности;
- ткань для наметок;
- швейные иглы;
- маркеры для пометок;
- ножницы;
- булавки.
Орнамент создают по готовым схемам. Когда набран уже определенный опыт, можно придумывать собственные узоры. В момент перевода рисунка на кальку обращают внимание, какой должна быть толщина шнурка. Полиэтиленовая подкладка исключает пачканье материи чернилами.
Подкалывание булавками гарантирует, что узор не сместится дополнительно, после фиксации его приметывают контрастными нитями.
Разновидности
Существует довольно много типов кружевоплетения, гармонично употребляемых в рамках объемной техники сегодня. Все они отталкиваются так или иначе от традиционных решений разных народов. Турецкое игольное кружево имеет различные названия:
- оя;
- ойя;
- ойялари;
- ойяси.
В прошлом его активно использовали в оформлении платков и шарфов. До сих пор в сельских местностях Турции эта традиция сохраняется. Считается, что ойя появилась даже раньше, чем на просторы Анатолии пришли племена сельджуков — своими корнями она уходит во Фригийское царство. Есть мнение среди специалистов, что турецкое игольное кружево было подхвачено греками, а через их посредство вошло и в итальянскую практику.
Армянское кружево в XXI веке оказалось почти забыто. Однако в прошлом им занимались очень много, вследствие чего сейчас такими экспонатами заполнен отдельный блок в историческом музее Еревана. Местные исследователи предполагают, что самые ранние образцы таких кружев ткали уже в период государства Урарту, соперничавшего с грозной Ассирией. В период позднего средневековья во Франции активно импортировали продукцию армянских мастеров. Солидные позиции на мировом рынке она занимала даже в начале ХХ столетия, но вследствие мировых войн и турецкой истребительной политики оказалась почти утрачена, только постепенно местное кружевоплетение возрождается.
Кружево тенерифе происходит, как нетрудно догадаться, с Канарских островов. Его характерная особенность — применение разнородных стежков. Главным сюжетным элементом является «розетка», от которой отходят нитевидные лучи. Ремесло тенерифе быстро было по достоинству оценено и в континентальной части Испании. Однако своим мировым успехом оно обязано Латинской Америке, и прежде всего, Бразилии.
В Старом Свете такую продукцию именуют как «солнечной», так и «бразильской», а еще — просто «соль». Для плетения нужен шаблон круглой либо квадратной формы. При его использовании воплощаются цветочные мотивы. Геометрия может существенно отличаться, однако в любом случае есть один или два уровня лепестков. Такие кружевные цветы из крученой пряжи используются в оформлении:
- покрывал;
- палантинов;
- шалей;
- разнородного декора.
Внешний вид варьируется благодаря:
- геометрии шаблонов и создаваемых розеток;
- методам крепления середины цветка;
- различным типам обвязки и стыковки элементов.
Кружево ретичелла происходит, конечно, из Италии. Не вдаваясь в споры о приоритете, стоит отметить, что такое изделие создают при помощи простых швейных игл. Для работы применяют методики гипюр и белая гладь. Трудоемкость таких кружевных изделий достаточно велика, потому они дороги.
Изначально применялась вышивка по продернутой нити (которая в раннее Средневековье практиковалась и в нашей стране, и в других регионах).
Итальянское игольное кружево может иметь гладкое и рельефное исполнение. В гладком варианте создают плоское полотно. Рельефный тип подразумевает выпуклость краев узоров. Выпуклым будет и периметр отдельных элементов. Вышивка проводится по методу плотной глади либо петельного шва по настилу.
Техника выполнения
Простейший метод подразумевает нанизывание воздушных петель по рядам. Делают это в свободном просторе, а не на сетках. Стремиться сразу выработать сложный узор не имеет смысла. Главный прием — выполнение длинных стежков. Петли делают, протаскивая иголку под нитью, завершают первый ряд креплением нити на ткани.
Второй ряд ведут, прокладывая петли через промежутки петель первого уровня. Завершать фиксацией нити необходимо всякий ряд петель. Толстую нить крепят на более тонкую нитку. Узор крепят во всех местах прокола. Как только поле на листе заполнили, дополнительно укрепляют все нити узелковыми контурными стежками.
Предсказуемо — чем тоньше используемая нить, тем нежнее выглядит создаваемое кружево.
Иглы могут быть разной величины, но каждая из них должна иметь комфортное ушко. Подложку берут из плотного материала, в том числе запяленной ткани. Штопальные швы позволяют наполнить сетку несколькими нитями прямо или по кругу. Фестончатый шов применяют, чтобы настилать уголки и угловые разделки.