Чашки с росписью гжель (или, как говорят еще, в стиле гжель) могут быть очень интересны. Существует привлекательная гжельская роспись на чашках с именами. Но стоит рассмотреть еще и другие варианты рисунков на чайных чашках.
Что это такое?
Сложно найти людей, которые не слышали бы про гжельскую роспись вообще. Мало того, узоры и сюжеты такого плана известны практически каждому. Подобное ремесло известно с XIV столетия. Свое название гжель-чашка получила в честь подмосковного села, около которого уже несколько веков назад добывали уникальную глину. Переживать не стоит: специалисты полагают, что местных залежей хватит еще на несколько поколений.
Для рисования в стиле гжель по чайной и кофейной, а также по иной столовой посуде преимущественно применяют синюю и белую краски. Однако на деле основная специфика такого направления совсем в другом. В прошлом существовали (да и сейчас остаются) разноцветные расписные изделия. Главным признаком жанрового направления выступает глазурование поверхности.
Роспись производится вручную, специальными кистями — даже на крупных предприятиях этот процесс не может быть механизирован.
Виды росписи
Наиболее традиционен рисунок в белых и голубых тонах. Особенности такого изображения:
-
применение техники кистевого мазка;
-
обязательное нанесение глазури специального состава;
-
термообработка (в совокупности все три этапа дают сочную картинку).
Есть и другие варианты. И нет, речь не только про именные чашки. Такая разновидность, как белый или костяной фарфор, подразумевает уже нанесение позолоченных изображений. Это смотрится шикарно, но надо заранее продумать, уместен ли будет такой вид.
В некоторых случаях пользуются техникой глухого кобальта. Сначала темно-синяя глазурь обволакивает всю поверхность чашки. Потом сверху наносится тонкий золотистый рисунок. Иногда эту композицию дополняют белой надглазурной краской. Фактически тогда получается инверсия классической цветовой схемы.
Сосуды с именами или без них могут расписываться и иначе — существует еще несколько вариантов технологии. Довольно красиво смотрится мазок с тенью.
Этот прием подразумевает нанесение сразу белой и синей красок. Их количество и соотношение гибко регулируются уже непосредственно на ворсе.
Метод «ситчик» подразумевает применение длинноворсовых кистей. Оперируют только их краешками. Потом уже доходит дело до формирования рисунков.
Техника китайского мазка иная:
-
берут либо одну, либо две краски;
-
оттягивают краситель по ворсу;
-
рисунок формируют без отрыва ворса от основания;
-
насыщенность тона сокращается плавно.
Очень красиво смотрится надглазурная гжель. Суть состоит в рисовании цветными красителями поверх глазурованной массы. Подобная методика, несмотря на простоту, крайне трудоемка. Порой приходится одно изделие обжигать трижды или даже четырежды. В дополнение ко всем перечисленным видам стоит упомянуть еще и «пейзажную» гжель.
Материалы изготовления
Традиционно гжельская посуда изготавливается из фарфора либо фаянса. Фарфоровые изделия особенно хороши и имеют изумительную поверхность. Они лучше переносят переходы от прохладного состояния к нагреву и обратно. А также преимуществами будут:
-
визуальная утонченность;
-
возможность использовать сильнодействующие химикаты для мытья;
-
широкое разнообразие контуров;
-
изумительное декорирование;
-
малое всасывание влаги;
-
срок годности не менее 40-50 лет.
Однако за эти несомненные достоинства придется платить — в самом прямом смысле. Многие люди отдают предпочтение более дешевому фаянсу. Но надо учитывать, что и качественный фаянс может подвергаться растрескиванию под влиянием изменяющейся температуры. А стоит в микроразрывы попасть красящим веществам из напитков, как образуются неустранимые загрязнения. А также фаянс нельзя мыть в горячей воде, да и безупречного качества поверхности у него не бывает.
Для ежедневного применения правильнее всего использовать керамику. Да, она проигрывает фарфоровой и фаянсовой посуде по изяществу и благородству. Однако долговечность и низкая цена, легкость ухода и сравнительная прочность уравновешивают эту проблему.