Трасса Таврида в Крыму: особенности, степень готовности
Когда заходит разговор о Крыме последних нескольких лет, у многих наших сограждан в голове возникает ассоциация со значительным строительным проектом – Крымским мостом, соединившим полуостров с Краснодарским краем. При этом за пределами региона далеко не все знают, что на этом глобальное строительство не заканчивается, ведь теперь нужен еще и сухопутный участок дороги. Он уже строится и получил название Таврида, и для местных он имеет не меньшее значение, нежели мост.
История трассы
До 2014 года основным путем попадания людей и грузов на полуостров оставался северный маршрут. Там вся инфраструктура была налажена давно, через Перекопский перешеек вели магистральные автомобильная и железная дороги на условный запад, а через мост над Сивашом – такие же трассы в условном направлении на восток, где проходила и знаменитая трасса Москва–Симферополь. Именно северные выезды были наиболее актуальными для Крыма во все времена его истории.
Во времена Крымского ханства, когда здесь впервые стало появляться что-то вроде постоянных маршрутов, именно сухопутный перешеек позволял держать связь между оседлой цивилизацией на полуострове и кочевниками северных Приазовья и Причерноморья.
Когда это государство вошло в состав Российской империи, та замкнула транспортную систему на себя и построила железные дороги, которые кратчайшим путем тоже шли на север. В СССР и Украине такая логистика тоже выглядела наиболее оправданной – пассажиропоток и грузоперевозки тоже осуществлялись именно в этом направлении.
Во все описанные времена основные транспортные потоки собирались с разных концов Крыма в Джанкое, и уже оттуда определялись с дальнейшим направлением – либо на Херсон и далее на запад и северо-запад, либо на Запорожье и далее на Харьков, Москву и другие популярные направления.
По этой причине серьезная трасса нужна была только от северного края полуострова до Симферополя – дальше поток транспорта неизбежно разделялся, и хватало дорог местного значения. С Краснодарским краем прямая связь осуществлялась посредством парома, но это был далеко не самый удачный вариант, потому это направление было не слишком востребовано.
В 2014 году контроль над Крымским полуостровом перешел к России, и возник вопрос о том, как наладить прямое сообщение с новым регионом более надежно, чем это делал паром.
Чтобы избежать процедуры транзита через другое государство, было решено построить мост, соединяющий Кубань с Крымом. Он был открыт в 2018 году, но в итоге обнажилась другая проблема – основные транспортные потоки оказались перенаправленными не на Джанкой, а на Керчь, но по-настоящему серьезной трассы здесь отродясь не было – не возникало такой потребности.
Современный проект, по которому реализуется трасса «Таврида», был готов в 2016 году, на тот момент ориентировочная стоимость его реализации оценивалась в 139 миллиардов рублей. Предполагается, что часть дороги будет построена там, где раньше трасс не было, в остальных случаях будет проведена капитальная реконструкция уже существующих путей. В начале 2017 года проекты отдельных участков новой трассы прошли государственную экспертизу, в мае того же года было положено начало строительству нового объекта.
Где она находится?
Предполагается, что новая трасса пройдет от восточного Крыма к юго-западу полуострова через его центр. Конечными пунктами названы Керчь, расположенная непосредственно у выезда с Крымского моста, и Севастополь – огромный порт и просто один из двух крупнейших городов всего полуострова. Проходить трасса будет через Симферополь, являющийся главными воздушными воротами региона и просто еще одним из двух крупнейших городов, а также многие города помельче – например, Феодосию, Белогорск и Бахчисарай.
Северный и западный Крым трассой вообще не будет затронут, но предполагается, что у этих районов уже есть хорошее сообщение с Симферополем или любым другим ближайшим населенным пунктом, расположенным вдоль строящейся Тавриды.
Для удобства всю длину трассы разделили на восемь участков или этапов, которые могут вводиться в эксплуатацию необязательно в том порядке, в каком были пронумерованы.
- Имеет продолжительность в 71 километр. Он располагается ближе всего к Крымскому мосту, начинаясь у развязки при выезде с него и заканчиваясь возле поселка Приморский. Это одна из самых главных частей трассы, поскольку это практически безальтернативный маршрут. Такая дорога существовала и раньше, но ее расширят, добавив две новые полосы.
- Растянулся на 50 километров, он проходит от поселка Приморский до села Льговское, где соединяется с дорогой на райцентр Белогорск. Это новое направление – раньше здесь дороги не было.
- Продолжительностью 36 километров является реконструкцией старой дороги. По нему можно доехать от села Льговское до окрестностей Белогорска, где есть выход на старую трассу, соединяющую Симферополь и Феодосию.
- Проходит через Зую и Трудовое аналогично существующему маршруту, достигая симферопольской объездной. Этот фрагмент дороги имеет протяженность 28 километров.
- Представляет собой симферопольскую объездную трассу, которая огибает крымскую столицу с севера и запада. Она проходит от нынешнего направления на Феодосию до сегодняшнего направления на Бахчисарай и Севастополь. Длина объездной – почти 25 километров.
- Участок является последним, пролегающим по территории Крыма как республики. Он тянется от выезда с симферопольской объездной (около села Левадки), дублируя существующую дорогу, до места, где Бахчисарайский район граничит с Севастополем. Этот отрезок пути имеет длину 29 километров.
- Пролегает по окрестностям Севастополя как города. Он начинается от границы с республиканским Крымом и доходит до места соединения с так называемой президентской дорогой из Севастополя в Инкерман. Этот отрезок сравнительно короткий, его длина – чуть больше 13 километров.
- Последний отрезок заодно является и самым коротким – он растянулся всего-то на 6 километров. Он предполагает реконструкцию упомянутой выше президентской дороги вплоть до Ялтинского кольца. Несмотря на малую протяженность, это весьма сложный и дорогой кусок дороги – он расположен в местности с развитой дорожной сетью, поэтому требуется дополнительное строительство развязок, путепроводов и моста.
Особенности
Большинство нынешних маршрутов прокладывалось еще несколько десятилетий назад, когда и загруженность автодорог была меньшей, и на потребности простого человека по сравнению с государственными нуждами обращалось слишком мало внимания. Некоторые аспекты новой трассы Таврида заставляют говорить о ней, как о современном инженерном проекте, который сделан по примеру лучших немецких автобанов. Рассмотрим ключевые аспекты готовой автострады.
- Протяженность дороги – почти 251 километр. В масштабах России это, конечно, не самый впечатляющий проект, но для Крыма это претендент на звание стройки века, ведь трасса пересекает полуостров из конца в конец.
- Расчетная нагрузка – до 39–40 тысяч автомобилей ежесуточно. Для Крыма с его трехмиллионным населением это уже весьма внушительно, ведь далеко не каждый крымчанин будет ездить по дороге ежедневно, тем более что она не проходит возле ряда крупных населенных пунктов региона.
- Максимальный допустимый вес проезжающего транспорта – 70 тонн. Предполагается, что по Тавриде могут ездить любые большегрузные грузовики, ведь если они не проедут здесь, то им вообще нечего делать в Крыму. Асфальтобетонное покрытие делается с запасом прочности, чтобы позволить развивать на полуострове все отрасли экономики, привязанные к автомобильному транспорту.
- Разрешенная скорость движения – 120 км/ч. В этом плане Таврида грозит стать уникальным объектом в масштабах постсоветского пространства, ведь полноценных автобанов, где ограничение скорости практически отсутствовало бы, пока толком не появилось.
- Ширина дороги – 4 полосы, по две в каждом направлении, разделенных отбойниками. Такие характеристики необходимы, чтобы обеспечивать пропуск заявленных 40 тысяч машин в сутки. Отбойники не позволяют транспорту, потерявшему управление, выехать на встречную полосу, благодаря чему количество смертельных катастроф при высокой скорости движения должно уменьшиться.
- Объезд населенных пунктов. Важная трасса не будет проходить ни через один город, что позволяет поддерживать стабильно высокую скорость движения транспорта и избавляет местных жителей от постоянного шума.
- Отсутствие перекрестков и светофоров. Дорога спроектирована так, чтобы быстрому движению автомобилей ничто не препятствовало. В проекте запланировано сооружение более двухсот дорожных объектов, помогающих избежать образования перекрестка – это транспортные развязки, путепроводы и мосты. Учтены интересы местных жителей – для сельскохозяйственной техники будут созданы отдельные путепроводы. Хотя дорога не проходит сквозь населенные пункты, необходимость ее пешего пересечения все же возможна в некоторых местах – для этого построят специальные надземные переходы.
- Расширение автовокзалов – в Керчи и Феодосии. С запуском Крымского моста и введением в эксплуатацию трассы Таврида ожидается существенный рост пассажиропотока по новому направлению. Симферополь и Севастополь имеют довольно развитую инфраструктуру, большинство более мелких городов в ее расширении не нуждается – дальнее сообщение напрямую их не коснется. Из Керчи и Феодосии планируется сделать крупные транзитные узлы, которые смогут принимать автобусы дальнего следования.
- Сдача в эксплуатацию всех участков – 2020 год. О внушительности объекта говорит хотя бы тот факт, что на его строительство требуется три года.
Необычные находки
Законодательством предусмотрена норма, согласно которой капитальное строительство не разрешается на участке, где предварительно не были проведены археологические исследования. Уже сейчас собралось столько находок, что некоторые специалисты предлагают по окончанию строительства открыть особый музей, который будет посвящен всему тому, что было найдено в процессе прокладки трассы. В портфель находок археологов вошли следующие находки:
- километровая карстовая пещера вблизи Зуи с останками доисторических животных – это место пообещали сохранить и организовать на его базе научный центр;
- развалины военного лагеря, датированного временами Крымской войны (1853–1855 годы) – под Севастополем;
- мраморная статуя, в которой угадывается древнегреческий бог Аполлон – у городища Миркемий;
- скифское военное захоронение, которое даже удалось датировать серединой IV века до нашей эры благодаря амфоре – в недрах кургана Сары-Су.
Степень готовности
Как уже говорилось выше, сроки сдачи всего объекта в целом запланированы на 2020 год. Построят ли в действительности трассу к тому времени или нет, точно сказать нельзя, ведь непредвиденные задержки возможны в любой ситуации, а в наших условиях – тем более. Пока строительство продвигается по плану, существенных срывов срока замечено не было.
При этом нет смысла ждать, пока трассу откроют целиком – как минимум, проехать из Керчи в Севастополь можно уже сегодня, даже если маршрут будет несколько отличаться от того, что запланирован. Кроме того, сооружение отдельных этапов идет неравномерно, и на первый взгляд нелогично – некоторые куски в середине маршрута официально открыты уже сейчас, достраивать или усовершенствовать их уже не будут. Так происходит по той причине, что начать строительство непосредственно от Керченского моста было невозможно вплоть до его сдачи в эксплуатацию, поскольку при выезде с него должна была оставаться площадка для разъезда специальной тяжелой техники.
При этом начало строительных работ пришлось на весну 2017 года, то есть, сооружение нового объекта стартовало еще до сдачи Крымского моста в эксплуатацию.
Второй и третий этапы трассы Таврида были официально сданы в эксплуатацию в предпоследний день 2018 года – на участке от села Батального до Белогорска объект полностью завершен. В феврале 2019 года открылся также и девятикилометровый кусок новой симферопольской объездной – он соединил села Левадки и Дубки, пройдя от трассы на Бахчисарай и Севастополь до трассы на Николаевку.
Последний раз процентная оценка готовности объекта была дана еще в октябре 2018 года – тогда называлась цифра в 41% для всей Тавриды при 82% готовности для этапов с первого по четвертый (от Керчи до Симферополя). С того момента второй и третий этапы введены в эксплуатацию, да и на остальных участках подвижки должны быть.
Едва ли не более всего затягиваются работы по строительству трассы на территории Севастополя – хоть там всего два отрезка общей протяженностью 20 километров, сроки их сдачи пока неясны. В декабре 2018 года для восьмого этапа только заказали проект – это означает, что он даже на бумаге пока не приобрел свой окончательный вид.
О том, когда откроется трасса Таврида в Крыму, вы узнаете из видео ниже.