Перед тем как строить дом на участке и обустраивать территорию, необходимо ознакомиться с нормативными требованиями обустройства заезда на участок и узнать, какие способы оформления территории существуют.
Нормативные требования
Имеется несколько нормативов, помогающих грамотно организовать заезд на участок. Они помогут правильно оформить всю территорию. В первую очередь организатор должен определить, какая будет ширина въезда. Подъездная дорога обычно имеет широкую площадь, даже если участок имеет узкие параметры. Но чтобы правильно рассчитать её, необходимо отсчёт начинать от радиуса поворота.
Специалисты рекомендуют отмерить минимум 4 м. Такое расстояние нужно для тяжёлой техники, например, для экскаватора, трактора, бетономешалки. Автомобили свободно заедут на территорию и при этом не заденут ворота. Параметры автомобилей нужно учесть предварительно. Техника не только заезжает, но и выезжает с территории, поэтому радиус поворота должен составлять 10 м. Если заедет КамАЗ с прицепом, общая длина которого будет больше 13 м, то следует увеличить радиус поворота.
Не забывайте о высоте и размере ворот. Лучше приобретать съёмную конструкцию.
Перед оформлением территории нужно расчистить её. Рекомендуется вырубить дикорастущие кустарники, ненужные деревья, лишние растения, которые мешают проходу. Также следует выкопать пеньки, переложить камни или другой материал. Расчистку территории проводят за 3 дня до начала оформления усадьбы.
Где расположить въезд на участок, владелец решит сам. Но, прежде чем принять решение, ему нужно соблюдать общие правила. Существуют нормативы СНиП, которым должна соответствовать организация заезда.
Вот некоторые правила:
- дорога и въезд на участок должны иметь одинаковый уровень;
- около 4 метра ширины необходимо для планировки въезда, примерно 9 м ширины рассчитано для площади, которая примыкает к дороге;
- на основной трассе есть постоянный поток машин, поэтому въезд должен находиться на безопасном уровне и не мешать движению автомобилей;
- если вдоль траекторного пути имеется дренажная система, она должна оставаться неприкосновенной;
- длина трубы для закладки дренажной системы должна быть 5 м, а диаметр – 35 см;
- уклон траншеи и трубы обязан быть на одинаковом уровне;
- если предусматривается въезд на территорию через канаву, то необходимо обустроить дренажную конструкцию;
- обустройство подъездной части к дому не должно ухудшать пропускной способности дороги.
Способы обустройства
Когда владелец решится обустроить заезд, он должен понимать, что через его ворота пройдут машины с тяжёлым грузом, например, цементом, камнями и др. Ежедневные интенсивные нагрузки повреждают поверхность площади перед забором. Необходимо выбрать строительный материал, который поможет продлить эксплуатацию покрытия. Надёжная красивая поверхность соответствует ряду критерий:
- стойкость к вибрациям;
- водонепроницаемость;
- устойчивость к температурным изменениям;
- возможность выдерживать тяжёлую нагрузку.
Существуют некоторые виды покрытия, помогающие организовать правильный заезд. Самым простым является плотный грунт, сверху которого строители насыпают плотную массу из песка, щебня, шлака. Расходные материалы стоят очень дёшево, а сама площадь будет хорошо утрамбована.
Однако покрытие заезда будет отличаться плохой стойкостью. Постоянные механические воздействия уничтожают плотную дорогу.
Щебеночное покрытие
Покрытие из щебня является самым простым. Им можно обустроить дорогу у временного заезда. Если владелец территории живёт в регионе с благоприятным климатом, он может оформить этим же материалом постоянный подъездной участок.
Ровную, гладкую площадь засыпают чистым щебнем. Такая область не нуждается в бордюрах. Для получения положительного результата, соблюдают пошаговую инструкцию.
- Используя шнур и колышки, следует провести разметку.
- Вырыть траншею, глубина которой будет составлять 35 см. Но это всё зависит от характеристики почвы.
- Дно траншеи утрамбовать, выровнять.
- Поэтапно засыпать щебнем. Первый слой – крупная и средняя фракция. Её глубина должна составлять 25-30 см. В последнюю очередь добавить мелкий слой, равный 6 см.
- Все ряды хорошенько выровнять и утрамбовать.
Такой вариант подходит для организации и оформления заезда на дачном участке. Владелец может использовать щебень в качестве постоянного покрытия и на границах возвести изгороди, чтобы подъездная дорога не была загрязнена грунтом.
Асфальтовая крошка
Чтобы сконструировать заезд, можно использовать асфальтированную крошку. Для этого необходимо соблюдать определенную последовательность:
- дно канавы профилировать, оформить маленький уклон, отходящий от оси к обочине;
- обустроить основание для защитного слоя дороги;
- засыпать площадь песком, толщина слоя которого составляет 12 см, выровнять, полить, утрамбовать;
- установить защитные изгороди на подушку из бетона;
- закрепить слой из песчано-цементной массы, засыпать крупным и средним щебнем, уплотнить;
- обработать внешний уровень с помощью вяжущего материала, например, битума;
- использовать асфальтовую крошку в качестве первого верхнего слоя, выровнять, утрамбовать;
- обработать верхнюю часть горячим вяжущим материалом, засыпать вторым уровнем, выровнять, использовать для уплотнения каток.
Толщина выравниваемого уровня составляет больше 4 см. Если рассчитывать общую толщину для лёгкого транспорта, то она должна быть больше 7 см. Для транспортных средств, масса которых превышает 2,5 т, необходимо покрытие толщиной больше 10 см.
Монолитный железобетон
Предыдущая конструкция предусматривала обустройство уклона от осей к обочинам. Но с монолитным железобетоном эту часть работ можно пропустить. Стоит сделать въездную группу своими руками или воспользоваться помощью специалистов, следуя такому порядку:
- насыпать песок, выровнять, полить, утрамбовать;
- насыпать небольшой слой щебня, подойдёт средняя фракция материала, толщина слоя должна составлять 12-16 см;
- выровнять площадь, засыпать измельчённым щебнем, здесь толщина должна соответствовать 5-6 см (владелец участка должен учесть, чтобы во время расклинивания крупного щебня, около 60% материала уходит на заполнение пустых мест, а если участок угловой, то уйдёт ещё больше расходного материала);
- выровнять, утрамбовать, поставить опалубку;
- залить площадь бетоном, уплотнить, оставить, чтобы он набрал распалубочную прочность, при благоприятном климате на это уйдёт трое суток;
- снять опалубку, установить защитные заборы;
- иногда поливать, пока не наберётся марочная прочность, при нормальном климате на это уйдёт месяц.
При обустройстве площади с помощью монолитного железобетона стоит подготовить чертёж армирования, учесть маркировку бетона, толщину плиты. Недостаточно просто учитывать последовательность обустройства заезда и правильно произвести заливку бетона. Необходимо также обращать внимание на нагрузки. Обычно подбирают два способа: сделать так, как у соседей, или найти готовый вариант, в котором учтены все параметры.
Если у владельца участка стоят рулонные ворота и планируется обустройство заезда для лёгкого транспорта, то он, скорее всего, выберет первый метод.
Для грамотной постановки расчётов понадобится готовая схема. В ней обозначена марка дорожной плиты (1П18-15-10). Отличительные черты для плиты:
- нагрузка – 10 т;
- используемый бетон – B30 (M400);
- толщина – 1,6 см;
- нужны 2 сварные сетки из материала уровня AIII;
- поперечный стержень равен 0,8 см, продольный – 1 см;
- ячейка сетки с параметрами 3,1x2,4 см;
- арматура AI, диаметр которой равен 1 см;
- соблюдение межосевого расстояния между сетками, который равен 5,5 см.
Для уменьшения расчётных параметров нужно частично облегчить арматуру и выбрать наименьший класс прочности бетона. Однако общая нагрузка будет уменьшена только в 2 раза. Если сетки монолитного железобетона будет связывать арматура, то конструкция выдержит технику, вес которой равен 5 т.
Монолитный железобетон в неблагоприятных условиях начинает «пылить». Для укрепления прочности стоит втирать в поверхность цемент. Эта процедура называется железнением. Её нужно проводить после того, как территория будет залита бетоном.
Укрепить поверхность также поможет топпинг. Следует выбрать один из видов добавок: корундовый, кварцевый, металлизированный. Они увеличивают сопротивление к истиранию. Большую популярность приобрёл топпинг с применением песка из кварца. Прочная масса помогает выдержать средний вес.
Пошаговая инструкция по уплотнению монолитного железобетона:
- как только закончен процесс бетонирования, нужно засыпать поверхность 2/3 порции массы топпинга, распределить смесь по всей въездной площади;
- как только масса впитает лишнюю жидкость, начать заглаживать участок, во время процедуры периодически смачивать территорию водой;
- сверху однородной, ровной дороги положить 1/3 массы топпинга, она должна быть в сухом виде;
- оформленный участок выровнять, разгладить;
- как только он станет затвердевать, начать затирку.
Брусчатка
Существуют различные схемы, которые помогут удобно уложить брусчатку для заездного участка. Однако, какой бы ни была инструкция, высота брусчатки должна в любом случае составлять 7-8 см. Самой надёжной схемой является та, в которую включена бетонная подготовка. Бетон является одним из слоёв основания.
Технологический процесс укладки брусчатки:
- подготовить «корыто», включающее уплотненный грунт;
- сформировать уклоны в нужных направлениях;
- засыпать один из уровней среднезернистым песком, его толщина составляет 22-42 см, впрочем, это зависит от структуры почвы и предполагаемой нагрузки;
- следующим слоем является бетон, подходящая марка – В7.5 (М100), толщина уровня составляет 150-200 мм;
- установить бордюрные изгороди, сделать стяжку из песчано-цементной массы, толщина составляет 6-7 см;
- на стяжку уложить брусчатку;
- засыпать зазоры сухим цементно-песчаным составом;
- продолжить укладку, пока не будет оформлена вся въездная площадь.
Дорожные плиты
Прежде чем оформлять заезд, необходимо определиться с типом плит. Нужно посчитать, сколько понадобится материала для конструкции въездного участка. Если владелец захочет сэкономить, он может приобрести ранее эксплуатируемые плиты. Они не обладают сверхпрочностью, но их толщина способна выдерживать заезжающие на территорию транспортные средства. После необходимо разработать проектную схему и, соблюдая инструктаж, провести разметку, подготовительные процедуры для покрытия.
Процедура по укладке дорожных плит выглядит следующим образом:
- насыпать среднюю и мелкую щебёнку, толщина уровня равна 12-17 см, участок выровнять, утрамбовать;
- насыпать песок, для этой цели подходит карьерный;
- выровнять, утрамбовать, проверить гладкость территории (если она неровная, подсыпать песка и продолжать выравнивать);
- используя подъёмный кран, уложить дорожные плиты, их выкладывают либо вплотную, либо оставляют маленький просвет;
- если выбран второй вариант, зазоры засыпать песчано-цементной массой или карьерным песком.
Для организации и оформления заезда можно выбрать любой проект. Главное, соблюдать первоначальную технологию и учитывать параметры.
Въезд через канаву
Оформление территории усложняет канава. Для создания въезда на дно следует уложить трубу с подходящим диаметром. От его расчёта зависит свободный проход осадочной жидкости.
Можно воспользоваться самым простым вариантом, соблюдая грамотную последовательность:
- очистить, углубить дно;
- сверху насыпать щебень, достаточно небольшого слоя;
- положить крупную георешётку, сверху насыпать щебень;
- установить трубу (если на территории будут проезжать легковые машины, то следует выбрать двухслойный гофрированный материал, для тяжелого транспорта необходимо установить безнапорную, железобетонную трубу;
- ориентируясь на вход жидкости, сконструировать раструб, затем на этом месте можно установить специальную решётку, которая поможет «уловить» мусор;
- засыпать территорию средним щебнем (чтобы зафиксировать уровень щебня на откосах, можно установить георешётку);
- засыпать и утрамбовать щебёнку, она является дорожным покрытием для общей площади заезда;
- при учёте склона и ширины бетонного забора необходимо выбирать трубы, длина которых будет больше 6 м.
Усложнённый вариант включает установление по границам проездной части через канаву изгороди с неплотным проходом патрубка. Данная ограда изготовлена из целостного железобетона. Ограждение бывает выше поверхности въездного покрытия. Заменить железобетонную плиту может металлический профиль. Он должен быть высококачественным. Такую конструкцию собирать самостоятельно не рекомендуется. Лучше воспользоваться услугами электросварщика.
Для организации заезда на дачной территории через канаву подойдёт пиломатериал. Владельцу усадьбы достаточно соорудить мост с соблюдением нормативных правил.
Устройство этого участка выглядит так:
- для основания использовать брус, можно воспользоваться брёвнами;
- уложить материал краями по границам канавы, соблюдая расстояние в 2 м, для передвижения грузового автотранспорта путь между брусками стоит сократить;
- часть бруса, которая будет уложена на грунт, обмазать специальным средством и обернуть рубероидом, гидроизоляционную процедуру стоит проводить в 2 уровня;
- установить доски, толщина которых равна 5-7 см, сверху в поперечном направлении выложить брусья с меньшим сечением и снова разложить доски.
Иногда заезд через канаву может располагаться под уклоном. Специалисты рекомендуют максимально выровнять площадь будущей въездной дороги. Сам въезд лучше обустраивать по извилистой линии. Такой приём уменьшает показатель перепада. Территорию для разворота транспортного средства предусматривают перед забором. Организовать и оформить заезд несложно, если площадь имеет единый уровень с проезжей дорогой и между ними нет канавы. Однако даже хорошая, гладкая территория требует грамотного обустройства въездной дороги.
Выбирать покрытие следует с расчётом нагрузки участка. Оформление площади зависит от индивидуальных предпочтений.