Есть такие профессии, которые, несмотря на высокий уровень зарплаты, довольно редки, но в то же время востребованы. К ним можно отнести профессию летчик-испытатель. Не каждый человек может освоить эту специальность и посвятить ей себя. В этой статье мы попробуем разобраться в особенностях и требованиях к ней.
Особенности профессии
Главная особенность профессии летчик-испытатель в том, что не каждый пилот, тем более не каждый человек может ее освоить и заниматься ею. Испытателями становятся летчики, которые не просто обладают знаниями и имеют хорошую физическую форму, но у них обязательно есть опыт в летном деле. Как правило, это военные летчики, но есть и испытатели гражданских самолетов.
Они первыми осваивают все инновации и нововведения авиации. Любые новшества в самолетостроении, в правилах полета, в системах наблюдения и тому подобном в первую очередь проверяют летчики-испытатели. Это специалисты, работающие с высокой долей риска и степенью ответственности.
Их задача – проверить все, что касается работы самолета, составить полный отчет, чтобы затем конструкторы могли устранить недочеты. Их ошибки могут стоить жизни как им самим, так и многим людям.
Обязанности
Летчик-испытатель не просто проверят работу нового самолета или вертолета, он также принимает участие в создании новых воздушных судов. Его участие обязательно как на теоретическом этапе создания судна, так и непосредственно на практическом.
На этапе разработки теории создания самолета в его обязанности входит:
- анализ данных по ранее эксплуатируемым, но теперь устаревшим машинам;
- оценка всевозможных ситуаций отказа создаваемой техники, расчет необходимых мер и действий при этом;
- испытание на стендах, которые моделируют те или иные параметры и характеристики будущего самолета во время полета.
На теоретическом этапе список обязанностей летчика-испытателя очень обширный. Это требует от него глубоких знаний в области физики, инженерии, метеорологии и многих других областях.
Во время практических испытаний нового образца техники среди основных обязанностей можно выделить следующие:
- исполнить все предусмотренные испытаниями задачи и маневры, в том числе и отказные ситуации, которые могут возникнуть с момента старта до момента приземления самолета;
- при испытании боевых машин применить в действии все предусмотренные конструкцией машины вооружение;
- по окончании испытаний на определенном самолете обучить весь его экипаж изменениям в работе аппарата и всем нововведениям.
Важные качества
Среди личных качеств для летчика-испытателя особо важно умение принимать ответственные решения и понимать их последствия. Нужно быть смелым человеком и уметь концентрироваться в экстренной ситуации. При этом он должен быть спокойным и собранным. Немаловажным качеством является интерес ко всему новому в авиационном деле. Ценно желание сделать что-то лучше и эффективнее, чем было до этого.
Кандидат на эту специальность должен иметь квалификацию летчика первого класса и красный диплом об окончании соответствующего вуза. Возрастное ограничение при поступлении на службу – не старше 31 года.
Будущий испытатель должен быть в хорошей физической форме и без проблем со здоровьем.
Навыки и знания
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что эта профессия требует от человека владеть большим объемом знаний. Но и этого будет недостаточно, если он не сможет применить их в общении с другими специалистами или на практике. Летчик-испытатель во время своей работы взаимодействует, общается и работает с целой командой специалистов из разных сфер. Это ученые, конструкторы, инженеры, штурманы, даже менеджеры и руководящий состав. Он должен уметь доказывать свои мысли, оперировать своими знаниями и применять их во время испытаний.
Во время его службы могут быть командировки за границу, поэтому знание как минимум одного иностранного языка (английского) обязательно. К тому же сейчас часто проводят совместные военные учения или выставки авиационной техники. На таких мероприятиях необходимо не просто говорить на иностранном языке, но и достойно представлять и рассказывать о последних достижениях в авиации. Что касается личных качеств и физической формы, испытатель должен всегда придерживаться правильного распорядка дня и выполнять физические нагрузки. Эмоциональные переживания, отсутствие лидерских качеств или, наоборот, резкий характер недопустимы в его поведении. Ведь его психологическое и физическое состояние напрямую влияет на успешность испытаний.
Обучение
В нашей стране существуют 2 учебных заведения, в которых можно освоить профессию летчик-испытатель. Первое учебное заведение находится в небольшом городе Ахтубинск Астраханской области – это Государственный летно-испытательный центр ВВС России им. В. Чкалова. Здесь готовят профессионалов для военно-воздушных сил.
Второе заведение – Школа летчиков-испытателей им Федотова А. В. – расположено в Московской области, г. Жуковский. Эта школа в основном занимается подготовкой специалистов для конструкторских бюро, экспериментальных самолетов и НИИ. В среднем в России насчитывается около 50 человек – испытателей авиации.
В мире их подготовкой занимаются еще 4 школы – две в США, и по одной в Англии и во Франции.
Перспективы и карьера
Чтобы стать летчиком-испытателем, нужно не только закончить соответствующее учебное заведение, но и иметь от 3-х до 5 лет стажа в полетах. Как правило, общий трудовой стаж испытателя составляет 15-20 лет, на пенсию они выходят довольно рано. Летчики-испытатели, особенно военные, всегда востребованы на авиационных заводах, в испытательных и конструкторских центрах. При окончании сборки самолета или вертолета перед запуском его в серийное производство испытатели производят заводской облет.
После окончания карьеры такие специалисты чаще всего становятся инструкторами для новобранцев. Есть те, которых привлекают в качестве независимых консультантов в сферы, не связанные с авиацией и производством авиационной техники (кино, горный туризм или просто владельцы частных самолетов). Наверное, нет необходимости говорить о том, насколько рискованна и опасна данная профессия.