Трудно переоценить значение самой основной и самой важной мантры, которая всегда была неотъемлемой частью одного из ответвлений индуизма. Индуизм в данном случае не означает одну из индийских религий. Термин применяется как собирательный для всех направлений, появившихся на Индийском субконтиненте.
Особенности
Формирование религиозного направления, у которого более миллиарда приверженцев, уходит корнями в глубокую древность – к ведийской, хараппской и дравидийской цивилизациям. Поэтому индуизм как совокупность самых вариабельных религиозных мировоззрений, систем и философских воззрений стоит на третьем месте по числу приверженцев и исповедующих, но лидирует по возрасту среди земных религий.
- В Индийском пантеоне есть огромное количество Богов, но главными считаются только три из них, обладающие возможностью управлять мировым вечным циклом творения. Несмотря на то что у каждого из них есть создавшие особую школу приверженцы, новый цикл невозможен без участия всех трех Богов.
- Созидатель Брама, хранитель Вишну и Шива-разрушитель – три бога, постоянно обновляющие мир выполнением своих основных функций.
- Отсюда представление о трех Богах, как о триаде, единстве тримурти и о Шиве (как об одном лике Верховного Творца, а не о темной силе или о злом Боге). Без разрушения невозможно ни новое созидание, ни его сохранение.
- Сторонники Шивы уверены, что именно ему принадлежит основополагающая роль в замкнутом и вечном цикле. Неслучайно в переводе с санскрита индуизм переводится как вечная жизнь или вечная религия.
Мантра Ом Намах Шивайя, или Панчакшара, Агхора-мантра, называется еще мантрой шести слогов или Шадакшара. Она считается одной из самых древних и важных заклинаний индуизма и не теряет актуальности на протяжении десятков столетий. В Шиваизме, получившем распространение не только в Индии, но и в Непале, Шри-Ланке, это основная и самая священная мантра, а Шиваизм, по мнению некоторых религиоведов, – самая древняя из всех существующих религий индуизма.
Творящая чудеса – это не буквальный перевод названия, а благоговейное отношение верующих к ее способностям. Многократное повторение этого давно сформировавшегося заклинания создаёт во вселенной вибрации. Звуки, входящие в словесную формулу, вступают во взаимодействие с первоэлементами, которых в индуизме насчитывается пять. Кроме привычных земли, воды, огня и воздуха, есть еще акаша (первоначальный импульс или эфир).
Многократно создаваемые вибрации направляются на создание определенной формы – ипостаси Шивы в облике Махешвары. В глазах приверженцев шиваизма Шива – не разрушитель, а всемогущий и благой. Связываясь с пятью стихиями, создаваемые вибрации одновременно активизируют Панчамукху или Панчанану – ипостась Шивы, которая обладает пятью ликами.
Многие Священные Писания не только восхваляют величие этой мантры, но и считают, что именно с ней открывается суть Вед, которая скрыта в Шри Рудрам.
Текст
Основные толкования Панчакшары-мантры сводятся к двум направлениям. Сторонники первого уверены, что Намах употребляется в значении ограниченной человеческой души, а имя Шива означает не призыв к пятиликому Богу, а к мировому духу – Параматману. Прибавление окончания йа идентифицирует человеческую душу (дживу) с Параматманом. Начало шестисложного заклинания предназначено для разрушения иллюзии – Майи, полностью скрывающей истинную природу окружающего мира и обеспечивающей одновременно его многообразие. Это толкование творящей чудеса индуистской мантры называется джняни – знание или истинное знание.
Толкование бхакти – более позднее, датированное временами активизации реформаторских течений в индуизме. Сторонники этой трактовки уверены, что Намах – это сокращение слова, в переводе обозначающего «не для меня», а Шивайя — это адресация Богу, для которого произносится мантра. Первый по порядку слог – название всего мира, так что в буквальном переводе получается, что читающий утверждает принадлежность живого и неживого мира верховному богу – Шиве.
Прямой же перевод, по мнению верующих, означает просто поклонение Благому, каковым у всех приверженцев шиваизма считается Шива.
Тома исследований, посвященных самой священной и почитаемой мантре у всех, кто исповедует Шиваизм, не привели к созданию единого мнения о ее природе и значении. Приверженцы разных школ уверены в необходимости специального посвящения (дикши) для ее произнесения и в том, что такая надобность отсутствует. Посвященные уверены, что многократное повторение приведет к отсутствию иллюзий и видению совершенной Вселенной, которую создал Всемогущий Шива.
Есть вариант произнесения без слога Ом, который тоже трактуется двояко. Одни уверены, что он подразумевается, а Намах Шивайя – просто тонкая форма Панчакшары. Другие убеждены, что Намах Шивайя – не только священное имя Бога, но и таинственная сущность всех четырех Вед. Поэтому произносящий получает облегченное сердце и слезотечение из просветлённых глаз.
Одним из вариантов толкования считается соединение в мантре сокращений из названий пяти элементов, где на – это земля, мах – вода, ши – огонь, ва – воздух, а йя обозначает эфир или первоначальный импульс (акашу).
Кому подойдет?
Если придерживаться точки зрения сторонников шиваизма, не считающих необходимым проведение дикши (специального посвящения) для получения права на чтение всемогущей и творящей чудеса мантры, то подойдет она любому человеку. Ее может использовать принадлежащий к разным национальностям и расам и даже исповедующий любую религию. Произнесение великого абсолюта, формулы мироздания позволит человеку:
- разрушить за время произнесения свой внутренний, неправильно устроенный мир, сменив его на новый, оптимальный;
- получить власть над своими чувствами и над элементами Вселенной, которые он по незнанию считает неподвластными себе;
- исполнить заветные желания и открыть свой ум для знаний;
- усилить духовный и материальный потенциал, обрести здоровье через покровительство Благого Шивы;
- открыть третий глаз, уйти от пагубных пристрастий, дурных людей и привязанностей, грехов и греховных помыслов.
Несмотря на современную уверенность в отсутствии необходимости соблюдать предписанные ранее правила (неважны, по мнению таких некомпетентных людей, ни время суток, ни количество, ни даже самостоятельное прочтение – предлагается слушать мантру в записи), они все-таки имеют огромное значение. Оптимально при этом сидеть на Рудракше (дереве, которое растет в Гималаях в 4 утра). Сторонники необходимости дикши уверены, что формула бесплодна без ритуала и без веры.
Как читать?
Современная трактовка предполагает возможность произнесения магической формулы для создания вибраций во Вселенной в любое время и с любой интонацией. Однако все же есть определенные рекомендации, позволяющие быстро добиться результатов. Теоретически ее можно петь, произносить громко, шепотом, читать вслух или повторять многократно про себя.
Однако следует запомнить правила, которым нужно обязательно следовать.
- Новообращенные адепты мантры, творящей чудеса, получат результат при громком и ритмичном повторении. Для этого, как и во время пения, необходимо следить за дыханием и ритмической акцентуацией.
- Ом Намах Шивайя может повторяться многократно, но обязательно кратное 3 количество раз – от 3, 6 и 9 до трех миллионов.
- Джапа означает чтение в количестве 108 раз, но только вместе с медитацией и при непрерывном цикле. Для этого используются специальные четки, которые позволяют молящему не сбиться и прочитать положенное количество раз. Человек может повторять джапу столько раз, сколько посчитает необходимым для выполнения задуманного и самосовершенствования.
- Для тех, кто хочет приобщиться к мантре, творящей чудеса, есть записи в самых разных вариантах. Он может выбрать тот, что отвечает его сердцу и эмоциям.
Необходима концентрация на собственном голосе, но она появится только после того, как человек обретет смелость произносить священный стих довольно громко, отчетливо, чтобы на звуки заклинания откликались телесные и духовные вибрации. Затем можно начинать духовые практики – концентрацию на чакрах, третьем глазе. Сейчас в виртуальном пространстве есть записи любой продолжительности, записанные разными исполнителями. Можно легко найти подходящую.