Маркетолог – одно из тех заимствованных слов, значение которых далеко не всем понятно до сих пор, хоть в обиходе у русскоговорящих людей оно уже давно. Если идти логическим путём, «маркет» – это рынок, следовательно, маркетолог должен быть связан с работой на рынке или его обслуживанием, а то и с созданием рынка. Ну а если всё же быстрее пройти к точке прояснения, маркетологом будут звать человека, исследующего спрос и предложение на рынке потребления товаров или услуг. Также маркетологом часто называют эксперта по сбыту продукции компании.
Описание
В России эта профессия появилась вместе с рыночной экономикой, в чём есть логика истории. На Западе же такие специалисты существуют гораздо дольше. Например, в 1902 году сразу несколько американских университетов представили новую специальность, которая так и называлась – маркетинг. А в 30-х гг. появился первый специализированный журнал. В послевоенные годы товаров на рынке стало больше, нежели спроса, и наступила настоящая эра маркетинга, как потом выразился Роберт Кейт.
Профессиональный маркетолог – это специалист в сфере продаж. Произвести качественный товар в нужном количестве ещё не является залогом успешных продаж, вот и заключается работа маркетолога в выработке стратегии, которая будет приносить прибыль в продажах. Маркетинг – сфера, которая преследует цель выстроить долговременные отношения продавца и покупателя, выработать лояльность к бренду, стимулировать покупателя вновь и вновь возвращаться к проверенному продавцу.
Чтобы ярче проиллюстрировать сказанное, можно обратиться к примеру сверхуспешной компании Стива Джобса Apple. Они во многом были первопроходцами, а удачная маркетинговая стратегия у этого бренда просто канонична.
Компанию не увидишь в ценовых войнах, у неё нет оглушительной рекламы, но их продукт невероятно востребован.
А всё дело в расстановке акцентов. Apple продаёт не столько гаджеты, сколько ценности: простоту, понятность, удобство, надёжность. То, что делает компания, заслуживает доверия.
Эргономичный дизайн, эффективное решение всех основных запросов пользователя. Покупатель, ещё не получивший свой смартфон, к примеру, уже знает, что тот идеально будет работать. Поэтому покупатель готов платить много. Он становится, как сказали бы психологи, эмоционально богаче, приобретая эту продукцию. Такие продажи, очевидно, дают не только классные технологии, но и точнейшая, умная стратегия маркетологов.
Подобные примеры показывают, что работать маркетологом не только прибыльно и интересно, но и амбициозно. Ведь, кто знает, может, именно ты придумаешь что-то новенькое на рынке продаж и войдёшь с этим в историю.
Плюсы и минусы
Плюсы заметны: востребованность, работа в сфере не самых плохих заработков, интересные задачи, обилие информации по теме, возможность учиться и совершенствоваться. Это современная профессия, а значит, постигать её по крупицам, находя ценную и редкую информацию и возможность реализоваться, не придётся. Рынок фактически открыт, но устоит там только классный специалист.
Минусы в том, что в небольших городах и зачастую на госпредприятиях, маркетолог не будет так свободен в своих действиях. Возможно, ему придётся слишком подстраиваться под «линию партии», и те технологии, инструменты, приёмы, которыми он владеет, ему не дадут реализовать. А то и вовсе ему придётся выполнять много смежных дел, чужой функционал, что обесценивает профессию. Но, к счастью, это всё постепенно уходит, в важности маркетологов уже не приходится сомневаться, и перспективы у профессии хорошие.
Виды профессии
Маркетолог – это как учитель, сразу хочется задать поясняющий вопрос: «Учитель чего?». То есть маркетолог может быть лишь одним словом в обозначении специальности, а через дефис будет указано второе, уточняющее слово.
Спортивный маркетолог
Так называют специалиста, задача которого продвигать и продавать спортивные события болельщикам. Болельщики являются конечными потребителями. То есть из спортсоревнований нужно извлечь прибыль, чем и занимается маркетолог. Он собирает, обрабатывает информацию, выстраивая грамотную и эффективную стратегию продвижения. Он изучает рынок, анализирует действия конкурентов, он изыскивает новые и выгодные рекламные возможности.
Спортивный маркетолог и его задачи:
- работать с брендом, поднимать его репутацию;
- работать с эмоциями зрителя – понимать его эмоции и подбирать к ним грамотные ключи;
- работать с SMM – воздействовать на будущую прибыль через вовлечение болельщика посредством соцсетей;
- работать с постоянным потребителем – поддерживать интерес к бренду, проводить акции, делать рассылки и т. д.
Также маркетологу приходится работать в PR, взаимодействовать с селебрити, искать или выстраивать тактику общения со спонсорами и т. д.
Инженер-маркетолог
Маркетинг для компаний, ориентированных на инженерную деятельность, включает технический маркетинг и традиционный. Технический соотносится с внутренним механизмом производства, он определяет, как инженеры могут использовать производимый продукт для решения проблем мира, находящегося за цехом. По сути, инженерный маркетинг – это гибридная дисциплина, которая требует как инженерной безупречности, так и навыков в базовом маркетинге.
Это привлекательная профессия для тех, кто трудится рядовым инженером и хочет либо сужения специализации, либо поиска своего места и новых перспектив. Разумеется, просто человек с диплом маркетолога на инженерном производстве не будет достаточно экспертен. А вот профессиональный инженер, отучившийся ещё и на маркетолога, может стать фактически незаменимым специалистом.
Директолог-маркетолог
Директолог, если говорить проще, это рекламист, рекламщик, специалист, занимающийся контекстной рекламой. Само название произошло от Яндекс Директа. Директологов действительно часто называют маркетологами, что, в принципе, не совсем верно хотя бы потому, что сфера деятельности маркетолога значительно шире. Директолог должен настроить рекламу и управлять ею, чтобы привлекать клиента.
Но если какая-то компания ищет именно директолога-маркетолога, нужно уточнять тот перечень должностных обязанностей, которые она собирается вменить специалисту. Если это просто директолог, и приставка «маркетолог» здесь, скорее, декоративная, цели ясны. Если это попытка работодателя засунуть две профессии в одну и платить человеку, занимающемуся двумя направлениями, одну зарплату, лучше выяснять все нюансы работы «на берегу». Но рассматривать такие вакансии, безусловно, можно.
Маркетолог-консультант
Консультанты по маркетингу рассказывают о том, как надо вести бизнес, а точнее, как грамотно заниматься продажами. Они не заняты в управлении производственными процессами, финансовыми потоками, персоналом, они ничего из функций маркетолога не делают сами. Но они рассказывают, как это делать.
Информация, опыт, навыки, специализация, авторитет – вот на чём стоят консультанты.
Как правило, это не юнцы в профессии, потому как в таком случае их экспертность под вопросом. Это люди, которые немало поработали сами, но в данный момент имеют базу для консультирования и есть клиенты, готовые за это платить.
Другие
Популярная сегодня специализация – контент-маркетолог. Это специалист, пишущий тексты, занимающийся инфографикой, наполняющий блоги бренда. Это не совсем копирайтер, ведь он не пишет материалы на заданную тематику, а сам создаёт и разрабатывает темы. Он занимается планированием контент-плана и оценивает, как созданное по его плану работает, приносит ли прибыль, как двигает продажи и т. д.
Ивент-маркетолог занимается организацией вебинаров, бизнес-ланчей, тематических конференций. Он вплотную работает над всеми этими организационными вопросами, которые также воздействуют на продажи. Диджитал-маркетолог – тот специалист, работа которого преимущественно ведётся онлайн. Наконец, постепенно откоренился от профессии маркетолога в отдельную специальность таргетолог. Это специалист, занимающийся настройкой таргетированной рекламы, который точно знает портрет ЦА и доносит послание именно до неё.
Должностная инструкция
Это тот документ, читать который нужно внимательно, не пропуская ни одного пункта. Профстандарт сегодня базируется на трёх направлениях: привлечение клиента, обслуживание его же и удержание/возврат клиента.
Обязанности
Претендующие на эту должность должны чётко понимать, какие обязанности им вменяют, и за что именно они будут держать ответ.
В перечень обязанностей в большинстве случаев входит:
- прогноз и моделирований колебаний спроса/предложения;
- разработка планов продвижения;
- проведение оргмероприятий, продвигающих продукт;
- управление рабочим процессом сотрудников маркетингового отдела.
А далее – задачи и функции в зависимости от узкой специализации. Если это интернет-маркетолог (иначе может называться веб-маркетологом), он берёт на себя продвижение товара в этой конкретной нише. Ивент-маркетолог делает акцент на встречах, деловых завтраках, всевозможных конференциях, которые также помогают продвижению продукта.
Требования
В каждой должностной инструкции они свои. Где-то этот список полностью перекликается с должностными обязанностями, где-то дополнен. Например, на работу может претендовать человек только с определённым уровнем образования, опытом работы и т. д.
Ответственность
Этот пункт в должностной инструкции должен быть чётким и конкретным, потому как специалист будет отвечать за свои действия фактически головой. И очень важно, чтобы отвечал только за свои, а не брал вину смежных сотрудников/отделов на себя. У маркетолога есть планы, отчёты, прогнозы и анализы, есть отчётные периоды. То есть у него не может быть расплывчатой оценки деятельности.
Если работодатель поставил ему срок исполнения плана в полгода, в зоне его ответственности – аналитика проведённой за эти полгода работы.
Права
Маркетолог не может полноценно работать там, где его возможности ограничены. Например, специалист не обязан трудиться с использованием собственных технических средств. Если он работает удалённо (а такое бывает), он имеет право заранее оговорить, как будет компенсироваться использование собственного ноутбука, телефона, например, для решения сугубо рабочих вопросов.
Об этом всём договариваться (в том числе, документально) также следует до вступления в должность. Если же человек настолько рад, что ему досталась эта работа, что вопросы собственных прав в организации рабочего процесса остались за кадром, это также косвенно снижает уровень его компетенций. Грамотный специалист не допустит такого.
Личные качества
Во-первых, это должен быть человек бизнеса. Само слово «продажи» не должно его смущать. Человек нацелен продавать, получать прибыль, не бояться конкуренции. Во-вторых, маркетолог – человек дисциплинированный, готовый к многозадачности, быстрому принятию решений, переорганизации и т. д.
Ему должна быть присуща амбициозность, иначе вывести свою фирму во флагманы рынка не получится. Это коммуникабельный, активный, внимательный и ответственный специалист, который отслеживает изменения на рынке, готов учиться новому, понимает, что внедрение самых современных инструментов в маркетинг позволит ему обойти менее сообразительных и мобильных конкурентов.
Знания и навыки
Естественно, идеальный вариант – обучение по специальности «Маркетинг». Но только этого зачастую недостаточно.
Маркетолог должен уметь:
- использовать современные диджитал-инструменты, а так как эта сфера меняется, стремительно совершенствуется, маркетолог должен держать «нос по ветру»;
- составлять прогнозы и делать подробные аналитические отчёты;
- предлагать свежие идеи с прогнозированием их эффективности;
- следить за конкурентами и искать варианты собственной линии продвижения с учётом действий конкурентов;
- уметь систематизировать свой профессиональный опыт, грамотно представляя его в портфолио.
Маркетолог должен быть готов и к всевозможных курсам повышения квалификации, и к самообразованию, и к готовности, при необходимости, набирать команду и управлять ею.
Обучение
Многие вузы в России предлагают получить высшее образование по данной специальности. Обычно это факультеты менеджемента. Зачастую эта специальность вычленена как дополнительная, например, «Реклама и связи с общественностью, маркетинг». Чтобы поступить в вуз в России, нужно сдавать ЕГЭ после 11 класса. Можно пойти другим путём и сначала учиться в колледже, куда и экзамены сдать легче, и в целом, пройти. В экономических колледжах также учат маркетингу. Вероятно, в последующем специалисту придётся получать высшее образование, но хорошая база для практики и первого профессионального опыта будет создана уже 19-20 годам.
К тому же в колледж можно поступать также после 11 классов и за пару лет приобретать профессию. Предметы на специальности «Маркетинг» часто дублируются с университетскими, поэтому в последующем выпускник может претендовать на сокращённый срок обучения в вузе.
Где можно работать?
От маркетингового агентства и рекламной компании до любой коммерческой организации, где присутствует маркетинговый отдел, специалист может найти себе работу. Начинающим сотрудникам, без опыта и портфолио, на крупное предприятие попасть можно разве что по направлению от вуза. В остальном же им приходится искать трудоустройство самостоятельно.
Можно стать маркетологом в стоматологии – если это крупная клиника или целая сеть, такой специалист там востребован. В целом же, эта специальность ищущему человеку не позволит остаться нетрудоустроенным.
Карьерный рост и перспективы
От специалиста, который занимается узким перечнем задач в маркетинговом отделе, можно вырасти в начальника этого самого отдела. Чем успешнее работает специалист, тем больше им интересуются конкурирующие компании. И здесь два варианта – либо финансовое подкрепление увеличивается на действующем рабочем месте, либо конкуренты всё-таки переманивают классного маркетолога.
Словом, хоть эта работа и предполагает тесную связь с другими сотрудниками, коллективные решения и работу команды, во многом маркетинг является персонифицированной деятельностью. Там есть возможность проявить себя людям, которые любят действовать «от себя», умеют делегировать, но брать ответственность, принимать серьёзные решения самостоятельно.
Как уже упоминалось выше, можно стать маркетологом-консультантом. С широким распространением онлайн-образования, курсов, профессиональных марафонов, такие специалисты активно находят себя в этой сфере. Это востребовано, интересно и актуально, а потому маркетинг становится всё шире как площадка для карьерных перспектив.
Сколько зарабатывает
Здесь разбежка предсказуемо будет большой, так как понятие «средняя зарплата» будет разным для разных же регионов страны. И всё же в Москве она составит примерно 70000 рублей (разумеется, новички вряд ли могут претендовать на такой заработок). В Санкт-Петербурге, если верить статистике, она равна 61000 рублей. В целом по стране цифры прилично снижаются, и средний заработок маркетолога не превышает 35000 рублей.
Тем, кто задумывается об этой профессии, имеет смысл пройти пару специальных тестов. Они помогут определиться с правильностью выбранного профиля, с достаточной выраженностью личных качеств, нужных для успешной реализации в профессии. Это помогает и глубже понять ту сферу деятельности, куда можно попасть после обучения. Логично, что школьники и даже студенты не всегда понимают, что ожидает их в реальности, не всегда оценивают свои возможности, готовность к профессиональным вызовам, путают интерес к миру бизнеса с довольно рутинными процессами, с ним связанными.
Но то, что маркетинг развивается, расширяется, приобретает всё новые узкие специализации, не нуждается в доказательствах.