Каждая профессия имеет свои тонкости и нюансы. Попробуем разобраться — кто такой машинист асфальтоукладчика, чем он занимается, где учиться и где предстоит работать такому специалисту.
Особенности
Работа машинистом асфальтоукладчика не так распространена и почетна, как профессии летчиков, моряков, военных, архитекторов или даже электриков. И все же без усилий таких необходимых специалистов рухнет одна из фундаментальных опор современной цивилизации — магистральные и местные автомобильные дороги. Сложно даже предположить, когда можно будет обходиться без покрытия трасс и тротуаров асфальтом. А потому люди, укладывающие его с нуля либо при ремонте, останутся востребованы всегда. Но дорожные работы — не для слабых душевно и физически людей.
Приходится выходить на работу вне зависимости от погоды и времени года. Пусть крайне редко, но приходится укладывать асфальт и зимой. Нормированный график встречается нечасто, зато обычным делом становятся ночные смены. Ведь с наступлением темноты поток машин ослабевает, а значит, ремонтировать дороги можно более эффективно и полноценно.
Разумеется, есть специфический круг знаний и умений, о которых мы расскажем далее.
Обязанности
Перечень основных обязанностей машиниста асфальтоукладчика описан в ЕТКС. Этот специалист:
управляет различными машинами и аппаратами, используемыми при строительстве, ремонте дорог;
обслуживает свою машину;
проводит ее профилактический и общий ремонт;
проверяет исправность асфальтоукладчика перед выходом на задание;
заправляет его топливом, смазочными материалами и другими техническими жидкостями.
Знания и навыки
Этот момент также прописан в ЕТКС. Машинист асфальтоукладчика знает:
устройство и основные возможности вверенных ему машин;
требования и инструкции по их применению;
методы укладочных работ;
основные требования к качеству дорожного полотна;
нормативы расхода ГСМ, асфальта;
нормативы производительности труда при укладке дорожного покрытия;
требования техники безопасности;
принципы безопасного хранения используемых веществ;
правила дорожного движения.
В должностных инструкциях упоминают еще про такие требования:
знание правил внутреннего распорядка;
знание актуальных распоряжений руководства;
владение навыками первой помощи;
экологические, санитарные нормы и методы их выполнения;
дополнительные положения, добавляемые по желанию руководства организации.
Обучение
Получать высшее образование для работы на асфальтоукладчике, конечно, не нужно. Однако необходимо все же пройти среднюю профессиональную подготовку. Соответствующее образование могут предоставить в специализированных техникумах и на учебных курсах. Найти их можно в каких угодно регионах. Подойдут:
учебный центр «Перспектива» (Московская область);
Омский автотранспортный колледж;
Хабаровский автомеханический колледж;
Костромской автодорожный колледж;
Якутский автодорожный техникум;
Томский автомобильно-дорожный техникум;
Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж;
Новосибирский автотранспортный колледж;
Петрозаводский автотранспортный техникум;
курсы «Марстар» (Санкт-Петербург);
учебный центр «Амулет» (Москва);
«Учебный комбинат» (Санкт-Петербург);
учебно-кадровый центр «Машинист» (Вологда).
Рабочее место
Как уже говорилось, работа у машиниста укладчика асфальтобетона нелегка. И дело не только в значительной физической нагрузке (даже лучшие машины не могут все раскатать сами правильно, им приходится «помогать», используя лопату и другие приспособления). Асфальт и асфальтобетон прогреваются очень сильно, и работать летом со стройматериалом, температура которого достигает 160 градусов — сомнительное удовольствие. Недаром к работе на асфальтоукладчиках не допускают никого моложе 18 лет.
Машинисты укладочных машин выходят на работу в специальной одежде и обуви. Другого способа защититься от возможного контакта с прогретой смесью нет. Еще стоит учесть, что это также и сидячая работа, а не только загружающая физически. К тому же механизмы асфальтоукладчика создают вредные вибрации.
И в довершение ко всему, продукты испарения битума вовсе не полезны для здоровья.