Железная дорога дала жизнь массе очень важных разновидностей человеческой деятельности. Но прежде чем связать себя с ней, необходимо узнать основные нюансы конкретных видов работы. Пожалуй, самая важная тема в таком контексте — узнать все о профессии машиниста поезда.
Особенности
Такой род деятельности, как машинист поезда, насчитывает уже довольно долгую историю. Принято считать, что в нашей стране эта профессия появилась в 1836 году. Именно тогда началось первое практическое движение по участку первой российской железной дороги от Большого Кузьмина (ныне часть города Пушкин) до Павловска. Если же отсчитывать историю от первого полноценного проезда по всей железнодорожной ветке, то датой появления профессии можно считать 11 ноября 1837 года.
Разумеется, можно было бы вспомнить даты запуска в работу железных дорог за границей. Но для описания сути профессии это не требуется. Гораздо важнее то, что сегодня машинист в корне отличается от машиниста первой половины XIX века. И все же между ними существует несомненное сходство. В кабине электропоезда, как и на старомодном паровозе, придется сосредотачиваться на управлении и не отвлекаться. Высокие технологии существенно изменили не только процесс движения локомотива, но и управление им. Однако последствия ошибки все так же фатальны. Больше того: уровень знаний и навыков, которыми должен обладать машинист, за минувшие 180 лет вырос на два порядка. Без этих специалистов невозможно представить движение как по магистральным железнодорожным путям, так и в пределах станций.
Локомотивная бригада как товарного (грузового), так и пассажирского, пожарного, ремонтно-восстановительного, военного, санитарного и какого угодно другого поезда, относится к «тяговой части». И несмотря на все изменения, которые пережил отечественный рельсовый транспорт, машинисты с момента его основания остаются элитой.
Уровень заработной платы у них выше, чем у любого другого персонала железных дорог, не занимающего руководящую должность. Но теперь надо посмотреть на положительные и отрицательные стороны такой работы.
Плюсы и минусы
Безусловно, в число плюсов попадают уже упомянутые выше престиж и сравнительно высокая оплата труда. А также стоит подчеркнуть, что машинисты будут нужны еще как минимум несколько десятилетий. Даже если внезапно начнется полная автоматизация локомотивного движения (что весьма сомнительно), приходящие в профессию сейчас имеют все шансы проработать до конца карьеры. Как видим, это довольно стабильная область человеческой деятельности. Обязательно стоит упомянуть и романтическую составляющую поездок по железной дороге. Правда, профессионалы редко могут выделить время, чтобы полюбоваться красотами. Да и «романтический перестук колес» постепенно будет становиться рутиной. Зато это компенсируется в значительной мере целым рядом льгот и привилегий, на которые могут претендовать железнодорожники. Им стараются оказывать и материальную помощь в сложных случаях.
И вот теперь стоит сказать о явных минусах профессии машиниста:
- вред для здоровья – постоянная сидячая работа, невозможно лишний раз встать и размяться;
- высокие изначальные требования к состоянию здоровья – из-за них многих желающих отсеивают уже при отборе на обучение;
- обучение длится очень долго, гораздо дольше, чем у водителей автотранспорта, токарей или операторов строительных машин;
- уровень ответственности всегда велик, что порождает постоянное напряжение;
- предстоит все время находиться в однообразной обстановке – даже ездят чаще всего по более или менее одинаковым маршрутам;
- специализация очень узкая – для занятия другой должности на железной дороге придется переучиваться.
Стоит отметить, что в последние годы требования по состоянию здоровья только возрастают. Ведь скорости перевозок увеличиваются, как и их напряженность. Придется:
- управлять поездом много часов подряд, а на некоторых маршрутах — несколько дней, пусть и с перерывами;
- быть крайне внимательным;
- обладать безупречным зрением, слухом, вестибулярным аппаратом;
- исключить проблемы с сердцем, дыханием, центральной нервной системой;
- быть готовым к долгим и систематическим командировкам;
- вырабатывать в себе навыки высочайшей дисциплины и самодисциплины.
Обязанности
Проще всего сказать, конечно, что работа машиниста сводится к тому, что он должен приводить в назначенное время вверенный ему состав «из пункта А в пункт Б». Но на практике сразу же обнаруживаются и другие нюансы. В должностной инструкции говорится, к примеру, что при машинисте всегда должно находиться свидетельство, подтверждающее его право управлять конкретным видом локомотива. Там указаны и такие задачи, как:
- постоянное повышение своей квалификации и общей технической культуры;
- исключение перегруза и других нарушений при движении состава;
- соблюдение общепринятого регламента переговоров с диспетчерами и другими руководителями движения;
- профилактика несчастных случаев, крушений и материального ущерба;
- рациональное использование материальной части железной дороги вообще и подвижного состава в частности;
- контроль исправности и нормальной работы устройств безопасности, двигателей, средств радиосвязи;
- ведение документации;
- оперативное устранение всех неполадок на локомотиве, если это невозможно — освобождение перегона и сообщение соответствующим службам;
- исключение препятствий для других поездов;
- исключение помех для ремонтных и восстановительных работ;
- выполнение распоряжений диспетчеров и других ответственных лиц;
- осмотр подвижной части состава при каждой остановке;
- уведомление диспетчеров обо всех случаях, когда другие железнодорожники нарушили правила безопасности.
Еще обязанностями машинистов являются:
- уведомление о любом случае экстренного торможения и иной нештатной ситуации;
- устранение разлива нефтепродуктов, выброса иных веществ или грузов;
- экономия материальных и иных ресурсов (не мешающая нормальной работе);
- сдача при окончании смены всей необходимой документации;
- исполнение норм охраны труда, пожарной, экологической, санитарной безопасности;
- при перевозке особых грузов — соблюдение норм химической, радиационной и биологической защиты;
- соблюдение установленных правилами технологий движения по магистральным путям, маневрового движения;
- объективный посменный контроль состояния здоровья;
- регулярное подтверждение уровня квалификации;
- соблюдение установленных знаков, сигналов семафора, иных предписаний, ограничений и уведомлений.
Навыки и знания
Профессиональный машинист досконально знает устройство локомотива и особенности его работы. Перед выходом в рейс обязательно придется изучить профиль пути и другие его особенности, наиболее сложные и опасные участки. Очень важно знать места постоянных сигналов, знаков, точки расположения переездов и разрешенные места перехода железнодорожного полотна. Поскольку железнодорожный транспорт — источник повышенной опасности, нельзя обойтись без навыков оказания первой помощи.
Еще локомотивная бригада должна:
- проводить техническое обслуживание состава;
- устранять самостоятельно мелкие неполадки и дефекты в его работе;
- успешно и взвешенно действовать в критической ситуации;
- знать правила движения по железной дороге;
- уметь воспользоваться радиосвязью;
- знать требования к эксплуатации и хранению инвентаря;
- уметь проверить исправность всех систем локомотива;
- оценивать соответствие фактического состояния подвижного состава официальным предписаниям.
Обучение
Разумеется, стать машинистом поезда сегодня очень непросто. Соответствующее образование дают в специализированных колледжах и техникумах. Там учат не только собственно вождению поездов, но дают и теоретическую базу. Большое внимание уделяется таким предметам, как математика, информационные технологии, физика. К сведению: желающие стать машинистами метро могут пройти курс подготовки непосредственно в депо.
Безусловным плюсом для будущего машиниста будет наличие технического образования по смежному профилю либо высшее образование в железнодорожной сфере. Правда, такой вариант в основном подходит для тех, кто сразу собирается перейти на руководящую должность.
Важно: кандидаты должны иметь за плечами опыт военной службы. После университетов или академий путей сообщения дополнительное образование в учебных центрах ОАО «Российские железные дороги» займет 2 года.
Где работает?
Специалист по управлению поездами чаще всего интересует РЖД. Существенно меньше машинистов работают в метрополитене, на подъездных путях различных предприятий и организаций (обычно — шахт и крупных заводов, но иногда отдельных воинских частей). Зарплата машиниста в РЖД обычно выше, чем в других структурах. В 2020 году ее средний уровень составляет 70000 рублей. Играет роль регион работы.
Локомотивные бригады пассажирского сообщения получают больший доход, чем их коллеги в грузовом движении. Зарплата на электрифицированных линиях превосходит зарплату управляющих тепловозами. Чем дальше расстояния поездок, тем больше и оклад. Учитывается также:
- выработка времени;
- стаж;
- уровень квалификации;
- дневное или ночное время работы.
Исходным пунктом обычно становится должность помощника машиниста. На этой должности средний доход составляет 40-50 тыс. рублей в месяц. Самые опытные могут со временем стать инструкторами локомотивных бригад. Эти специалисты не только передают накопленный опыт, но и дают практические рекомендации, как проходить сложные участки, как решать те или иные проблемы. Важно: инструкторы выступают еще и контролерами качества работы подчиненных, так как их квалификация позволяет сразу заметить любой промах.
Специальная форма сотрудникам локомотивных бригад выдается так же обязательно, как и на заре железнодорожного транспорта. Сегодня это полушерстяной комплект. Особых требований к обуви никто не предъявляет. Зато обязательно надо иметь при себе светоотражающий жилет. Что интересно, отдельные особо увлеченные люди становятся даже машинистами паровоза. Такие локомотивы сегодня встречаются в единичных экземплярах, и используются в основном для экскурсий и развлекательных поездок. Но поскольку даже они ездят редко, к работе привлекают самых обычных машинистов, которые в повседневной жизни заняты на тепловозах и электровозах. Для них очень важно получить дополнительный допуск, поскольку паровоз официально признан отдельным видом подвижного состава.
Стоит подчеркнуть еще, что управлению каждой серии паровозов нужно учиться особо, и это куда кропотливее, чем использование автоматических средств управления.
Перспективы и карьера
Как уже указано, машинист поезда может работать не только в РЖД, но и в других организациях. Доступна ему и традиционная «вертикальная» карьера. Правда, чтобы стать диспетчером, начальником станции, руководителем дистанции пути или иным узким специалистом, обязательно понадобится дополнительное образование, причем высшее. И к его качеству на любой железной дороге предъявят очень строгие требования.
Вероятными направлениями карьерного развития будут:
- эксплуатация;
- техническое обслуживание;
- проектирование подвижного состава;
- общий менеджмент (это как раз те самые примерные профили высшего профессионального образования).