В чем суть работы кондуктора, фрезеровщика или курьера понимает большинство людей. Но встречаются куда более «загадочные» сферы деятельности, которые очень важны. Это становится вполне ясно, если узнать все о профессии машиниста ППДУ.
Особенности
Разговор о том, кто такой машинист ППДУ, уместно начать с расшифровки этого малопонятного сокращения. Оно обозначает оператора паровой передвижной депарафинизационной установки. Стоит отметить, что речь идет не о том парафине, который используют для производства свечей. Специальная установка очищает нефть и нефтепродукты от так называемых нормальных парафиновых углеводородов.
Дело в том, что такие компоненты замерзают при относительно низкой температуре, и не позволяют использовать то же топливо в зимние месяцы; потому можно сказать, что машинист ППДУ охраняет спокойствие миллионов водителей.
Обязанности
Как и в отношении любых других профессий, характеризовать обязанности удобнее всего, отталкиваясь от ЕТКС. Этот специалист:
- готовит свою передвижную установку к работе на объекте;
- занимается депарафинизацией самих нефтяных скважин и выкидных линий (иначе говоря, промысловых нефтепроводов);
- занимается депарафинизацией нефтесборных установок, прогревает водоводы;
- прокладывает линии, по которым будет подаваться пар либо горячая нефть;
- устанавливает и демонтирует необходимое оборудование;
- наблюдает за работой котлов и иных нагревательных приборов;
- контролирует показатели, которые выдают измерительные системы;
- ведет необходимую техническую документацию.
Для более полной характеристики такой работы необходимо учесть и требования профстандарта. Там приведены такие дополнительные обязанности, как:
- внешний осмотр ППДУ с целью оценки ее работоспособности;
- обвязка агрегатов с нефтяными и нефтегазовыми скважинами, с другими необходимыми компонентами;
- вывод установки на нормальный рабочий режим;
- вспомогательные работы по промывке и паровой очистке труб, технологических машин и резервуаров;
- мелкий оперативный ремонт, не требующий демонтажа или разборки механизмов;
- ведение журналов учета работы ППДУ;
- химическая очистка воды.
Разряды
С этим все просто:
- специалисты 3 разряда работают под непосредственным постоянным руководством более опытных сотрудников;
- самостоятельно обслуживающие самоходную депарафинизационную установку с рабочим давлением до 10 МПа включительно должны иметь 5 разряд;
- к работе с установками, где давление превышает 10 МПа, могут привлекаться только машинисты 6 разряда.
Обучение
Необязательно поступать в техникумы или колледжи, чтобы получить профессию машиниста паровой передвижной депарафинизационной установки. Пройти необходимую подготовку можно, к примеру, в многопрофильном центре «Феникс». Там ждут всех совершеннолетних граждан РФ, не имеющих проблем со здоровьем. Обучение ведется как в очном, так и в дистанционном режиме. Центр также предлагает услугу повышения квалификации работающих машинистов.
Ту же самую профессиональную подготовку ведут и в АНО «УМЦ ДПО». В этой организации сразу акцентируют внимание на выборе конкретного уровня квалификации. Учащиеся могут избрать подготовку на 3, 5 или 6 разряд. Стоит отметить, что свыше 40% учебного времени отдано под сугубо практические занятия. Еще подобную профессию можно получить в:
- СРО «СтройБизнесКонсалт»;
- учебном центре «Академия» (работающем более чем в 20 городах России);
- учебном центре «Академик плюс» (действует в Тюмени и Волгограде);
- центре дополнительного образования «Эллада» (Самара).
Рабочее место
Машинист ППДУ работает не только на нефтяных и нефтегазовых месторождениях. При добыче природного газа также без него не обойтись. Тем более что очищать от парафина приходится не только само извлекаемое из недр сырье, но и технологическое оборудование, и продуктопроводы. Потому порой требуется ездить на значительные расстояния, чтобы выполнить задание четко и в срок. Эта работа представляет серьезные риски для людей.
Опасности могут быть связаны с:
- разогретым, находящимся под высоким давлением паром;
- шумом;
- вибрацией;
- высокой влажностью;
- пневматическими системами, содержащими сжатый воздух;
- температурными перепадами;
- высокой вероятностью травм.
Установка может подъезжать к устью скважин максимум на 25 м. При этом расстояние до другого оборудования не должно быть менее 10 м. Строго запрещена остановка и стоянка ППДУ под электрическими линиями – не только силовыми, но и используемыми для освещения. Все паропроводы и паровые шланги перед началом работы тщательно проверяются, проверке подлежат и их стыки.
Если отогревается расположенное на высоте оборудование, стоять под ним или под шлангами, трубопроводами запрещено.