Русская матрёшка, пожалуй, самый популярный сувенир у иностранцев, которые приобретают его в память о нашей стране. Кажется, что история этой румянощёкой красавицы уходит корнями в глубокое прошлое. Но оказывается, она не так уж стара, и автор этого чуда хорошо известен.
Как выглядит?
Матрёшка представляет собой набор деревянных кукол, полых внутри. Каждая кукла меньше предыдущей модели. Её корпус делится на две части и вмещает матрёшку чуть меньших размеров. Так и собираются в крупной игрушке изделия поменьше, сложенные друг в друга. Последняя малышка неделима.
Крупная матрёшка комплектуется тремя и более фигурками. Если набор разобрать, получится ряд симпатичных нарядных барышень разного роста. В таком виде они могут служить игрушками для детей, шкатулками для мелочей, декором на полке, подарочным сувениром.
Классическая матрёшка расписана в виде деревенской красавицы, представленной в пёстром сарафане и красном платке. В России игрушка быстро приобрела популярность, и в разных губерниях её разрисовывали согласно местным традициям. Так появилось многообразие матрёшек.
Но более всех удивили наши современники. Игрушки стали появляться с портретами политических деятелей, космонавтов, с историческими зданиями Москвы, деревенским фольклором. В наше время вошли в моду заказы художникам изображения семейств. В магазине для творчества можно приобрести не расписанные заготовки разных размеров и создать на них портреты, располагая членов семьи по старшинству.
Предыстория возникновения
Появление первой расписной матрёшки относят к концу XIX века. На гребне второй промышленной революции в России активизировался интерес к русской культуре, к народному творчеству, возник так называемый русский стиль. Возрождение традиций коснулось и давно забытых игрушек, изготавливаемых деревенскими мастерами для крестьянских детей.В этот период в Москве работала удивительная мастерская под названием «Детское воспитание».
Она принадлежала семье предпринимателя, мецената Анатолия Ивановича Мамонтова и его жене Марии Александровне.
У них подрастало шестеро детей, что подтолкнуло Марию Александровну всерьёз увлечься темой детского воспитания и досуга. Она возглавила мастерскую, где создавались куклы в праздничных народных костюмах, шитых с учётом традиций разных уездов и губерний России.
Кроме того, в типографии Анатолия Ивановича издавался журнал «Детский отдых», в котором публиковались произведения знаменитых писателей и иллюстрации известных художников. Появился магазин детских игрушек не только с куклами, но и с играми, способствующими развитию детей.
В конце XIX века крестьянский сын, токарь по образованию, Василий Петрович Звёздочкин приехал в Москву на заработки. Немного поработав на военном заводе, он устроился в мастерскую «Детское воспитание». Вот с этого момента и началась история русской матрёшки.
Как появилась первая матрёшка?
Свою деревянную куклу токарь по дереву В. П. Звёздочкин сделал на предприятии Мамонтовых. На тот момент у Анатолия Ивановича было две мастерских – «Детское воспитание» и Абрамцевская столярная мастерская в усадьбе брата Саввы Ивановича Мамонтова. В какой из них появилась на свет знаменитая матрёшка, остаётся загадкой. Известно только, что на момент её создания Василию Петровичу было 24 года.
Сам он рассказывал, как увидел в журнале необычную чурку и, взяв за образец её конфигурацию, изготовил забавную фигурку. Вначале она была монолитной, и только со временем Звёздочкин сделал её полой с комплектами из трёх и шести фигурок.
Идея интеграции игрушек одна в другую была известна с древних времён, иногда так изготавливали деревянные пасхальные яйца, но в отношении куклы образ оказался новым.
Мамонтову понравилась игрушка, и он отдал её на роспись коллективу художников. Получилась девушка в белой рубахе, народном сарафане, в фартуке, платке и с чёрным петухом в руках. Вот таким был образ первой матрёшки, оформление которой и по сей день приписывают художнику Сергею Васильевичу Малютину. Хотя нет ни одного документального подтверждения этому факту, как нет и намёка в воспоминаниях самого художника и его окружения.
На парижской выставке технических достижений в 1900 году русская матрёшка стала сенсацией, она очень понравилась публике и была награждена золотой медалью. На тот момент комплект состоял из восьми фигурок, самая крупная из них имела образ круглолицей девушки с петухом в руках, а самая мелкая – запеленованного младенца.
Почему так назвали куклу?
Своё название кукла получила от латинского имени Матрона, трансформировавшегося в России в Матрёну, что означало «почтенная дама», «мать семьи». Так как в те времена семьи были большими, а женщины добродетельными и почтенными, имя приобрело широкую популярность, Матрёнами называли многих новорождённых девочек. Нет ничего удивительного, что игрушка, символизирующая большую семью, получила именно это достойное имя.
История заимствования
Матрёшка оказалась настолько удачной и любимой игрушкой, что сразу стала обрастать различными мифами. Не могла же такая чудесная идея прийти в голову простому русскому крестьянину, хоть и выученному на токаря!
Самым распространённым утверждением была история, согласно которой Елизавета Григорьевна, супруга Саввы Ивановича Мамонтова, привезла из Японии фигурки Ситифукудзин (7 богов счастья). Они якобы складывались друг в дружку, поэтому и стали прототипом русской матрёшки. Приверженцев этого мифа совершенно не интересовал тот факт, что Елизавета Григорьевна никогда не была в Японии, а 7 статуэток Ситифукудзин выполнялись отдельными монолитными фигурками примерно одинаковых размеров.
Любители японской культуры не унимались, по второй версии заимствование относилось к буддийскому божеству Фукурумы с острова Хонсю. Они утверждали, что статуэтка делилась пополам и внутри содержала ещё фигурки. Японский исследователь Нумата Гэнки заверил в отсутствии такого божества в фольклоре его народа.
Какие бы мифы ни существовали, матрёшка – исконно русская игрушка, и не настолько старая, чтобы забыть её достоверную историю происхождения.
Развитие до наших дней
Сергиево-Посадская матрешка быстро стала популярной. Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии. Например, такие:
- к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя;
- к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные;
- в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица», «Репка» – куколки изображали всем известных персонажей.
Матрешки стали настолько популярны, что их даже пытались подделывать за границей, а в России тем временем появилось несколько разных направлений.
В каждом регионе делали свои оригинальные изделия, которые можно было опознать по особенностям росписи.
Семеновские
Эти матрешки родом из Нижегородской области. Им присущи определенные черты, которые прослеживаются как в форме, так и в рисунке:
- куклу делали из липы, осины или березы, вытачивая ее на специальном станке, основание при этом получалось немного зауженным у низа;
- затем дерево грунтовали картофельным клейстером, чтобы материал не впитывал краску, а готовое изделие имело приятный блеск;
- после этого вырисовывали черты лица и одежду, одна из характерных особенностей семеновских игрушек – кайма на платке, украшенная цветочными бутонами.
Традиции росписи закладывались потомственными мастерами Майоровыми, которые адаптировали народные мотивы древней Руси. В качестве декоративных элементов присутствовали различные цветы: розы и колокольчики, колоски и травы. Для росписи использовались оттенки желтого, красного, зеленого, фиолетового, малинового. В завершение игрушку покрывали лаком.
Характерная черта семеновских матрешек – они многоместные, могут состоять из 15–18 фигурок. Также именно здесь была изготовлена самая большая игрушка высотой 1 метр. Она включала 72 куклы.
Загорские
Они напоминают самую первую матрешку – такие же круглобокие, с устойчивой формой. Роспись лица довольно простая: две пряди волос под платком, нос в виде двух точек и губки бантиком. Одета кукла традиционно – в сарафан с передником. Наряд украшен незамысловатым растительно-цветочным орнаментом.
Полхов-Майданские
Эти игрушки – соседки семеновских, они тоже происходят из Нижегородской области. Процесс создания у них похож на начальных этапах, но роспись при этом отличается. На лице из-под платка видны завитки волос, передник имеет овальную форму, а не прямоугольную, и украшен цветочным узором. Орнамент может включать георгины, яркие розы, нежные колокольчики, дикий шиповник. Кроме того, эти матрешки имеют более стройный силуэт в отличие от своих соседок.
Вятские
На севере России тоже делали свои игрушки и украшали их особым способом. Техника инкрустации соломкой придает матрешкам оригинальный вид. Сама роспись оставалась традиционной: милое личико, платок и сарафан с передником, но поверх краски наносили дополнительный декор. Из соломенных элементов выкладывали цветы на переднике, окантовку и другие детали. Распространение такие игрушки получили позже других – в 60-х годах прошлого века.
Современные
Изменения в стране сказались и на дальнейшем развитии матрешки. Перестройка не только вызвала растущий интерес к русской культуре, но и дала возможность открывать небольшие мастерские, не зависящие от государства. Умельцы снова могли свободно продавать свои изделия, многие художники охотно воспользовались этим.
Современные игрушки очень разные по стилю, но можно выделить несколько наиболее популярных направлений.
- Политические. Изображают известных деятелей разных эпох: как отечественных, так и зарубежных. Рисунки выполняются в реалистичном стиле или в виде шаржей – с чертами, преувеличенными для комичного эффекта.
- Со звездами. Как и политические, являются портретными, только изображают в этом случае разных знаменитостей. Можно встретить фигурки с лицами звезд эстрады и кино, футболистов или гонщиков.
- В традиционном стиле. Напоминают первых русских матрешек, фактически это подражание известным видам росписи. Куклы представляют крестьянских девушек или семью – мать с детьми.
- Сказочные. Знакомые с детства истории нередко вдохновляют художников. На фигурках может присутствовать целый сюжет с последовательным развитием событий или же отдельные персонажи.
- Архитектурные. Матрешек украшают изображениями старинных зданий. Это могут быть архитектурные памятники из разных городов, церкви и соборы.
Сюжетом для росписи может стать что угодно – современное искусство не ставит ограничений, позволяя художникам творить так, как они видят.
Процесс изготовления
Чтобы игрушка получилась красивой, нужно правильно подобрать основу. Чаще всего используют древесину липы: она хорошо поддается обработке и довольно пластична. Иногда также применяют ольху или березу. Дерево нужно как следует просушить, чтобы оно стало пригодным для работы.
Процесс создания заготовок включает несколько этапов:
- начинают с самой маленькой фигурки;
- затем делают следующую: сначала вытачивается цельная форма, после чего ее разрезают пополам и удаляют древесину, чтобы внутри могла поместиться первая куколка;
- этапы повторяются нужное число раз в зависимости от количества фигурок.
Игрушки просушивают и полируют, а затем приступают к росписи. Художник может использовать разные типы красок: акварель, масло, темперу, гуашь. Многие мастера отдают предпочтение именно последней, следуя традиции.
Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.