Матрешка – это яркая самобытная кукла, воплощающая в себе лучшие традиции изготовления русских ремесленных игрушек. Она стала своеобразным символом России и кажется очень «древней», хотя на самом деле промыслу чуть более 100 лет. Матрешек изготавливают в Полхов-Майдане, Вятке, Семенове, и все они различаются своим стилем и самобытными чертами. Но самая известная – сергиево-посадская, она же загорская. О ее особенностях и истории мы расскажем в этой статье.
Особенности
Матрешка – это разъемная кукла из нескольких фигурок, вложенных одна в другую. Чаще всего в одном наборе их от 3 до 12, но бывает и больше.
Наиболее характерный сюжет для загорского стиля – яркая, нарядная, розовощекая кукла-девушка, держащая в руках букеты цветов или домашних животных, посуду. Но тематика значительно шире, и в зависимости от нее выделяют два подстиля – «крестьянский» и «боярский». Крестьянский изображает девочек-крестьянок в платочках и сарафанах с узелками, серпами, букетами цветов, пастушков. Боярский – богатырей, бояр, князей, былинных, сказочных и исторических героев.
Необязательно все куклы из набора – одинаковые персонажи. Например, одна из первых матрешек («малютинская») содержала в себе фигурки девочек и мальчиков, которые различались между собой. Создавались наборы, представляющие героев сказки. Например, «Репка»: большая матрешка изображала дедку, следующая – бабку, и так далее. Были матрешки, изображавшие молодоженов с гостями. И даже полководцев войны 1812 года (Кутузов, Наполеон) с их штабами.
Но самый популярный образ – члены большой крестьянской семьи.
Сергиево-посадские матрешки яркие, красочные, каждая из них по-своему неповторима, стиль не накладывает строгих рамок, но в то же время его черты очень узнаваемы. Они следующие:
- контрастные насыщенные цвета;
- блестящая лакированная поверхность;
- детальная прорисовка мелких деталей одежды и предметов;
- контур каждой детали обведен;
- костюм украшают орнаменты и декоративные элементы с растительными мотивами и узор из точек и кружочков (пестряшка);
- богато применяется позолота;
- незакрашенного пространства на поверхности игрушки нет.
Кукла всегда яркая и веселая, с румянцем на щеках и легкой доброй улыбкой. Она воплощает праздник, радость для детей и взрослых. Матрешка никогда не бывает грустной или печальной.
Ее радость заразительна, общение с матрешками – прекрасное средство от плохого настроения. Возможно, именно поэтому эту удивительную русскую куклу так любят во всем мире.
История развития
Матрешка стала популярной в России и получила мировую известность благодаря фигурке, которую выточил талантливый токарь-игрушечник Василий Звездочкин, а расписал знаменитый художник Сергей Малютин.
«Малютинская» матрешка состояла из 8 фигурок, расписанных в стилизованной народной манере. Они изображали детей разных возрастов. Самая большая кукла – девушка с черным петухом в руках, традиционный крестьянский символ благополучия и достатка. Самая маленькая – запеленутый младенец.
Эта матрешка была представлена в 1900 году на международной выставке в Париже, где завоевала бронзовую медаль и сразу стала популярной у посетителей со всего мира, превратилась в главный русский сувенир.
Особенно «подогрела» спрос мода на все русское, возникшая после Дягилевских сезонов. Русские игрушечники стали получать заказы со всего света.
Из небольшой мастерской в Москве, где работал Звездочкин, производство перенесли в «столицу народной игрушки» – Сергиев Посад. Местные талантливые кустари быстро подхватили идею.
К 1910 году в Посаде уже работало множество матрешечных мастерских и частных мастеров, которые со временем объединились в артель. Умельцы создавали яркие, самобытные фигурки, в росписи которых читался неповторимый почерк каждого автора. Здесь и румяные девушки, и дети, и богатыри, цыгане с медведями, бояре и сказочные герои. Но постепенно начал складываться и особый стиль – во многом, потому что роспись несколько упрощалась, стилизовалась, как часто бывает при массовом, пусть и ручном, производстве. Стало уже практически невозможным отличить кукол, расписанных разными художниками, но зато матрешка стала по настоящему «народной».
После революции 1917 года «Сергиевская кустарная промышленная артель» продолжала работать, несмотря на все перемены в стране. В 1930 году она был переименована – в «Загорскую», вслед за переименованием города в Загорск. Стиль росписи стали тоже называть загорским.
В 1960 году на базе артели игрушечников была организована «Загорская фабрика игрушек №1», где выпускались различные игрушки, и в том числе матрешки. Каждая матрешка расписывалась вручную, но стиль еще больше унифицировался в соответствии с требованиями «поточного» производства. Все матрешки из набора, как правило, были расписаны одинаково и отличаются лишь размерами. Это девушки с букетами цветов или корзинками в руках. С этим образом матрешка и стала ассоциироваться.
В 1992 году фабрика была приватизирована. В наши дни она называется ЗАО «Художественные изделия и игрушки» и радует своими изделиями детей и взрослых.
Но сегодня матрешка – не только заводская, главная достопримечательность Сергиева Посада (ему в 1992 году вернули историческое название) – возрожденный народный промысел. В городе работает много талантливых частных мастеров, которые расписывают фигурки в своей, неповторимой манере. Они создают игрушки как в дореволюционной «крестьянской» стилистике, так и в более современной.
Элементы росписи
Расписываются загорские матрешки определенным образом.
- На голове женских фигурок всегда есть головной убор – обычно это платок, завязанный узлом, из-под него виднеются две пряди волос.
- Спереди передник. Если рисуется сюжетная картина, то именно на переднике.
- Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом.
- Прорисовка лица довольно подробная, но в то же время довольно минималистичная, стилизованная, отдаленно напоминает иконописную манеру.
Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан. В конце XIX века для росписи использовалась гуашь, в наше время также задействуются темпера, акварельные, масляные и анилиновые краски. Роспись выполняется без предварительного рисунка с использованием 4-5 цветов: желтый, синий, зеленый, красный, оранжевый.
Характерные элементы росписи.
- Орнамент на одежде и краях платка. Это несложный геометрический узор или растительные мотивы – листики, цветочки, ягоды. Такой узор легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок.
- Одежда и платок часто щедро осыпаются пестряшкой – точками и кружками, которые рисуются просто тычком-прикосновением.
- Контуры всех деталей прорисовываются черным цветом тонкой сплошной линией или выжигаются.
Рисованные матрешки перед росписью грунтуются, после – обычно покрываются лаком. Выжженные могут не расписываться и не покрываться лаком, лишь иногда украшаются «золотом».