Менеджер

Кто такой менеджер по маркетингу, чем занимается и какую зарплату получает?

Кто такой менеджер по маркетингу, чем занимается и какую зарплату получает?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Преимущества и недостатки
  3. Должностные обязанности
  4. Перспективы карьерного роста
  5. Где можно работать?
  6. Где и как обучиться?

Любое предприятие априори должно быть конкурентоспособным – твердая позиция на рынке, готовность к внутренним изменениям при отслеживании колебаний рынка и бизнес-запросов, уверенный и гибкий менеджмент. Для того чтобы курс предприятия поддерживать, укреплять и подстраиваться под его изменения, в компании должен быть менеджер по маркетингу.

Особенности

Координированием маркетинговых процессов занимается менеджер по маркетингу. Иначе его могут называть маркетологом. Основной работой этого специалиста считается охват трех направлений: исследования рынка поставщиков сырья и сбыта, организации и внедрения рекламы, контроля и анализа эффективности деятельности производства. Если говорить простым языком, маркетолог включает сразу несколько профессий (или функций). Разработчик, креативщик, рекламный агент, дизайнер, управленец – большинству менеджеров по маркетингу действительно приходится брать на себя эти задачи.

Специалист обязательно исследует рынок, используя для этого актуальные методы. Должен он и коммуницировать с потребителями (получая обратную связь). Занимается маркетолог и разработкой мероприятий, которые будут привлекать новый сегмент клиентов. Очевидно, что в любой, нацеленной на эффективность компании, маркетолог является одним из ведущих специалистов.

Нюанс кроется в том, что разные предприятия по-разному относятся к главным задачам менеджера по маркетингу. И если одна фирма делает его многофункциональным работником, другая – определяет узкую сферу.

Преимущества и недостатки

Изначально маркетологом считается специалист, который должен изучать вкусы покупателя, продвигать товар, исследовать, какая продукция будет пользоваться большим спросом. Этот человек проводит мониторинги, исследует, анализирует, делает выводы и предлагает решения, прогнозы успешности которых тщательно подсчитывает.

Преимущества профессии:

  • востребованная;
  • высокооплачиваемая;
  • с большими возможностями карьерного роста;
  • интересная;
  • предполагающая устройство в самые разные сферы.

За несколько лет (от 2) начинающий маркетолог может стать начальником отдела маркетинга.

Недостатки профессии:

  • частые стрессовые ситуации;
  • большие умственные и эмоциональные затраты;
  • частая необходимость оставаться во внерабочее время в офисе и т. д.

Все недостатки условны, преимуществ может быть больше, чем указано в списке. Это зависит и от ожиданий соискателя, и от его темперамента, и от тех профессиональных установок, которые он имеет.

Должностные обязанности

Основное занятие маркетолога – проведение мероприятий, которые ориентированы на определение целевой аудитории, изучение потребностей и оценки показателей востребованности результатов производственной деятельности. В должностной инструкции менеджера определен круг его обязанностей, чем конкретно он занимается. Обычно должностная инструкция состоит из нескольких разделов: общие положения, обязанности, задачи, полномочия, уровень ответственности.

Должностные обязанности зависят и от сферы, в которую приходит маркетолог: сетевые компании, торговые, связанные с социальными коммуникациями. Если это трейд-маркетинг, разделы в обязанностях будут иными и т. д.

Исследование рынка и его тенденций

Рынок в маркетинговом исследовании определяется четко. Его характеризуют клиентские потребности, емкость и место расположения.

Основные виды рынка:

  • рынок производителей или производственной продукции;
  • потребительский;
  • рынок госучреждений;
  • посреднический;
  • международный.

С помощью маркетингового исследования рынка можно узнать, каков его объем в отношении продукции, на которой специализируется компания. Можно узнать, кто главный покупатель вашего товара либо услуг, кто прямой конкурент, каков прогноз развития рынка и т. д. После этого создается аналитический маркетинговый план.

Изучение потребительского поведения

Маркетолог оценивает причины, что способны воздействовать на решение приобрести товар/услугу либо отказаться от нее. На результат выбора воздействовать может семья, любая референтная для покупателя группа. Маркетологи должны рассматривать реакцию клиента, изучать, как именно он производит покупку. Этот анализ дает информацию о степени удовлетворенности покупкой, о вероятности повторной покупки и т. д.

Исследует менеджер по маркетингу и исследование мотивации. Все это – большая работа, предполагающая объемное исследование. Какие этапы проходит покупатель до момента покупки, что на это влияет, каковы роли людей, включенные в эту покупку – все это важно для специалиста.

Выбор целевого рынка

Целевым рынком называется точка приложения маркетинга, которая является привлекательным сегментом рынка, на котором компания сосредоточит свою работу. Маркетинговая стратегия предполагает 2 компонента: выбор непосредственно целевого рынка, создание маркетинга-микс (который удовлетворит потребность рынка в продукте).

Процесс выбора рынка включает этапы:

  • сегментация – определить критерии сегментирования рынка, составить профили сегментов;
  • выбор целевых сегментов – анализ степени привлекательности сегментов, выбор главного;
  • позиционирование товара на рынке – разрабатывается комплекс маркетинга для каждого целевого сегмента.

Методов разработки целевого рынка много, и каждый из них специалист проверяет, подбирает относительно конкретного запроса.

Формирование конкурентного преимущества

Конкурентные преимущества организации – это, прежде всего, перечисление выгод, которые представляет ваш товар или услуга. Сначала составляется список выгод, потом их нужно проранжировать.

Следующий шаг – сравнение выгод вашей компании с выгодами конкурентов. И на четвертом этапе маркетолог ищет абсолютные конкурентные преимущества. Далее специалист занимается поиском ложных конкурентных преимуществ, наконец, после всей этой объемной работы составляется план развития и контроля. Обычно опытный специалист составляет 2 плана маркетинговых действий: первый план посвящен конкурентному преимуществу на несколько лет вперед, второй обязан сохранить актуальность преимуществ.

Разработка стратегии для развития

Маркетинговая стратегия – это определенный процесс, который помогает создать условия для концентрации ресурсов на возможности нарастить объемы реализуемой продукции или услуг. Также целью этой стратегии будет получение устойчивых рыночных конкурентных преимуществ.

Состоит маркетинговая стратегия из:

  • постановки целей;
  • анализа;
  • планирования и мониторинга предприятий.

Разработка стратегии предполагает определение миссии и целей компании, базовой стратегии либо стратегической направленности. Сюда же входит формирование конкурентного позиционирования.

Управление товаром

Управление товаром может происходить на трех уровнях – на уровне марки, товарного разнообразия, товарной номенклатуры. Один из основных объектов маркетинг-воздействия – это именно товар. И он является управляемой переменной, ею предприятие само руководит рынком и клиентом. Товар же является ключевым маркетинговым комплексом, созданным для удовлетворения потребностей покупателя.

Регулирование отношений с клиентами

Ключевой целью маркетинговых услуг является организация непрерывных, долгосрочных отношений с потребителем. А они возможны только на основании знаний профиля клиента, его потребностей.

Для маркетолога важно:

  • регулярно проводить мониторинг реакций клиента на ваши же маркетинговые усилия;
  • удерживать двунаправленные коммуникации с клиентом, которые строятся на обратной связи, на построении разнообразия удобных каналов коммуникации;
  • создавать в связке «клиент-компания» и рациональную, и эмоциональную связь.

Маркетолог должен обновляет базу данных клиентов. В идеале это должна быть CRM-система. Нужно создавать такую систему управления персоналом, цель которой – формирование и поддерживание лояльности потребителя.

Перспективы карьерного роста

Самая очевидная перспектива – возглавить отдел маркетинга. Если компания крупная, эту цель чаще всего и видят перед собой вновь нанятые менеджеры. Многие бизнес-тренеры советуют тем, кто в будущем хочет построить свой бизнес, получить реальный опыт работы маркетологов. Такие доводы объясняются тем, что изучать рынок, продвигать продукцию, исследовать управление товаров и выстраивать отношения с клиентами можно научиться, именно выполняя обязанности маркетолога.

Если вы еще получаете образование, но планируете пройти практику на предприятия в качестве менеджера по маркетингу, то тот пласт работы, что вы выполните на практике, может стать лучшим резюме для последующего трудоустройства.

Где можно работать?

Преимущественно менеджеры по маркетингу востребованы в компаниях, которые занимаются торговлей и оказанием услуг. Причем масштаб организаций не так важен. Вакансии маркетологов имеются и в крупных холдингах, и в организациях среднего масштаба. Некоторые специалисты опасаются трудоустройства в аутсорсинговое агентство. Но зачастую это прекрасное решение профессионального вопроса: маркетинговое агентство сосредоточено на оказании медиауслуг, рекламы, и менеджер будет работать вместе с коллегами. Это может быть очень удобно коллаборацией.

Маркетологи действуют сообща, и зачастую это выгодно для всех участников процесса.

Где и как обучиться?

Получить специальности менеджера по маркетингу можно в ВУЗе, колледже и даже на специальных курсах. В последнем случае предполагается переподготовка на базе уже имеющегося образования, как правило – экономического.

Но формального образования, наличия диплома недостаточно. Вся теория подкрепляется практическими навыками. Курсы повышения квалификации для маркетолога тоже существуют. Они могут проходить по-разному: в виде семинаров, вебинаров, тренингов. Такое постоянное обучение поможет вам оставаться востребованным специалистом, получать достойную заработную плату и, конечно, совершенствоваться профессионально.

2 комментария
Алена 14.08.2020 13:40
0

Очень понравился сайт, все коротко и ясно, а главное достоверно. Спасибо!

Валерия 26.05.2022 12:33
0

Полностью поддерживаю комментарий выше. Очень интересный и понятный сайт. Читаю уже не первую статью на нем.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.