В английском языке слово city означает «город», а слово manager значит «управлять». Таким образом, англоязычный термин «сити-менеджер» дословно следует понимать как «управляющий городом». Сегодня на территории России это весьма распространённая административная должность, применяемая в управленческой сфере муниципального хозяйства.
Кто это?
Специальность, называемая сити-менеджер, появилась в 2003 году благодаря принятию Федерального закона N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». А спустя 3 года его новая редакция дала возможность управлять городом не только выбранным населением кандидатам, но и наёмным служащим, принятым на конкурсной основе и выполняющим свои обязанности по срочному трудовому договору.
Рассмотрим, чем же отличается сити-менеджер от мэра города.
- Мэром является избираемый руководитель города, осуществляющий общее управление в нём. Он является представителем политических сил, которые победили на выборах. Основная его функция заключается в работе с местным Советом депутатов и выполнении полномочий представительства этой государственной структуры.
- Сити-менеджер является наёмным служащим, отвечающим за функционирование городской инфраструктуры. Например, за энергетическое снабжение, сферу жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, социальное обеспечение населения и так далее. Помимо этого, управляющий несёт ответственность за целевое использование муниципальной собственности и финансов.
Нередко управление городом происходит в тандеме мэра и сити-менеджера.
Когда управляющим администрации является только муниципальный служащий, работающий по найму, вся его деятельность осуществляется под контролем представительного органа, созданного для этой цели при муниципалитете.
Порядок вступления на должность
Для того чтобы занять пост главы администрации и заключить контракт с муниципалитетом, сити-менеджер проходит конкурсный отбор среди нескольких претендентов. Порядок проведения такого конкурса определяет специально организованный орган, являющийся представителем от муниципального образования.
Для участия в конкурсе к потенциальным управляющим предъявляются следующие требования:
- наличие конституционного избирательного права, а также отсутствие объективных причин к избранию;
- возраст кандидата не может быть моложе 35 лет;
- наличие высшего образования;
- опыт руководящей работы в сфере муниципалитета или в государственных структурах от 3 лет;
- положительные характеристики и рекомендации с последних мест трудоустройства;
- владение знаниями в области законодательства, связанного с вопросами ведения административно-хозяйственной деятельности;
- положительное решение специальной комиссии, проводящей экспертизу кандидата на предмет возможности выполнения им работы руководителя администрации.
Трудовой договор с выбранным представителем на должность сити-менеджера заключается на период, который определяет представительный орган муниципалитета. Однако срок действия этого соглашения не должен быть меньше двух лет.
Чаще всего действие контракта с наёмным управленцем длится до момента первого дня начала работы представительного органа муниципалитета нового созыва.
Обязанности
Список служебных обязанностей сити-менеджера зависит от нужд и специфики муниципального образования, в котором ему предстоит работать. Однако среди этого перечня можно выделить и те, что присущи для наёмного управленца любого российского города:
- решение вопросов, связанных с управлением муниципальным хозяйством и имуществом;
- планирование и организация работы по управлению налоговой политикой муниципального образования;
- юридическая защита интересов города в судебных процессах;
- составление и управление сметой доходов и расходов муниципалитета;
- выпуск необходимых распоряжений, обеспечивающих выполнение рабочих процессов администрации города в местном масштабе;
- контроль над работой структур местного самоуправления по исполнению государственных полномочий, переданных им;
- составление и контроль над расходованием бюджета, направленного на улучшение социальной и экономической сферы города;
- руководство главами служб, которые находятся в прямом подчинении главы администрации, в том числе приём и увольнение их с должности;
- выпуск муниципальных актов и внесение предложений в городскую думу по вопросам развития города;
- контроль над деятельностью структурных подразделений муниципалитета;
- приём граждан по личным вопросам.
Сити-менеджер несёт ответственность за свою работу не только перед муниципалитетом, но и косвенно перед всеми гражданами города. Помимо прочего, на него возложена обязанность составления ежегодных отчётов о результатах своей деятельности на посту главы администрации. Контракт с наёмным управляющим может быть расторгнут, если он не в состоянии надлежащим образом решать вопросы местного значения.
Кроме того, как и любой государственный служащий, сити-менеджер должен соблюдать запреты и ограничения, возложенные на него по статусу занимаемой должности.
Направление деятельности
Специфика должности муниципального управляющего подразумевает не только работу, связанную с управлением, но и осуществление представительских функций, выполняемых сити-менеджером от лица муниципалитета. Направление деятельности наёмного управленца в этом вопросе выглядит следующим образом:
- безукоризненное соблюдение правил делового этикета и всех стандартов делопроизводства;
- выполнение регламентов и требований муниципалитета;
- рассмотрение всех обращений граждан, предприятий и учреждений, направляемых в адрес администрации города;
- подготовка проекта представления кого-либо к награде и организация сопровождаемых это событие мероприятий;
- координация работ, связанных с материальным и техническим обеспечением муниципального образования;
- созыв и организация проведения совещаний глав муниципалитета;
- содействие в организации и проведении избирательных компаний;
- решение вопросов и возглавление комиссии по жилищным вопросам, эвакуационным мероприятиям, обеспечение кадрового резерва.
Кроме социальной направленности, в ведении сити-менеджера находятся вопросы согласования городской геральдики, сувенирной продукции, проведения общегородских мероприятий.
Плюсы и минусы должности
На новую систему управления переходит всё большее и большее количество муниципальных образований. Но, как и у каждого административного решения, в этом вопросе есть свои достоинства и недостатки.
Должность наёмного управляющего имеет определённые положительные стороны.
- Жёсткие отборочные требования к претенденту являются гарантом его профессиональной пригодности, а пределы компетенции работника чётко сформулированы в его контракте. Такой подход сводит возникновение конфликтов из-за распределения полномочий к минимуму.
- Проведение конкурса, в отличие от выбора мэра, не требует от бюджета значительных расходов, что даёт возможность в случае неэффективной работы менеджера уволить его и провести конкурс вновь или передать полномочия в руки мэра.
- Если введенная схема управления городом не даст должных результатов, всегда есть возможность вернуться к прежним нормам ведения административно-хозяйственной деятельности, при этом финансовых затрат бюджет города не понесёт.
Кроме плюсов, специфика работы наёмного управленца имеет и свои минусы.
- Работник относится к своей работе как к временному проекту и не связывает себя с долгосрочными перспективами города. Кроме того, на пост управленца может быть назначен человек, прибывший из другого города или региона, не знающий всех нюансов местной городской жизни.
- Сити-менеджера назначали представители муниципалитета, поэтому прямого подчинения народу этот управленец не несёт. Данный момент вносит определённый раскол между единством власти и народа, подвергая сомнению со стороны жителей города все действия наёмного служащего.
- Нередко прослеживается зависимость наёмного менеджера от главы городского совета – губернатора, который одобрил его кандидатуру в конкурсном отборе. Не всегда такая зависимость бывает на пользу общему делу и благополучию для города.
Практика назначения сити-менеджера является оптимизацией местной системы муниципального управления. В результате принятого закона наёмные управляющие разделяют с мэром фронт работ, направленный на жизнеобеспечение города. Возможно, что интересы горожан при таком распределении полномочий не пострадают, но очевидным становится то, что людей лишили права выбора. Остаётся только наблюдать за тем, как новое слово закона внедряется в нашу жизнь и надеяться, что результаты такой оптимизации никого не разочаруют.