Музыкальные инструменты

Что такое бубен и как на нем играть?

Что такое бубен и как на нем играть?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История инструмента
  3. Звучание
  4. Виды
  5. Техника игры
  6. Интересные факты

При упоминании бубна большинство людей представляет его в контексте с шаманом. При этом славится ударный инструмент не только этой взаимосвязью. Популярность во всем мире бубен получил за то, что удивительно украшает своим звучанием музыку разных народов. Многие национальные танцы сопровождает аккомпанемент бубна.

Что это такое?

Бубен не отличается сложной конструкцией и выглядит как полубарабан. Музыкальный инструмент устроен следующим образом: на деревянный либо металлический обод-обечайку натянута кожаная мембрана – главный звуковой источник. В ободе прорезано от 6 до 8 отверстий, в которых на стационарных штифтах либо на проволоке установлены парные пластинки из металла – копии миниатюрных оркестровых тарелочек.

На некоторых видах бубнов есть дополнительные звонкие компоненты в виде колокольчиков или бубенцов. Они крепятся к проволоке в корпусе инструмента.

Издавна бубен используется для ритмического сопровождения танцев и запевов. Многие народности Средней Азии активно увлечены сольной игрой на нем. Несмотря на то что бубен считается простым ударным инструментом, спектр его применения довольно универсален. Прежде всего стоит отметить, что он повсеместно используется в создании этнической музыки и сопровождает колдовские ритуалы шаманов. Помимо этого, бубен на равных участвует во всевозможных ансамблях разных направлений, в том числе в симфонических оркестрах. Только корпус его сделан из металла, а мембрана – из пластика. Инструмент прижился в молодежных кругах, особенно среди хипстеров, и выполняет весомую роль в обучении музыкальной грамоте.

История инструмента

Сейчас трудно точно ответить на вопрос, сколько столетий минуло с появления на свет первого бубна. Возможно, он появился в то время, когда древние люди начали изготовлять себе одежду из шкур животных. Выделанные шкуры натягивались на деревянную раму для просушки, подобным образом сконструирован и бубен. Кто-то из первобытных вполне мог проявить смекалку и придумать инструмент для создания звуков.

Доподлинно известно, что таинственные шаманы в древних племенах сопровождали игрой на бубне ритуальные танцы и гортанное пение. Это было обязательное явление на любых собраниях, важных для племени (свадьба, поминки, охота и прочее).

Инструменты, являющиеся прототипами бубна, мир знал со времен античности. К примеру, старинный тимпан, повсеместно использующийся древними греками в V столетии до н. э. В Грецию односторонний барабан прибыл после того, как нашел поклонников во Фракии и, наряду с прославлением Диониса и Кибелы, быстро стал популярным. Тимпан упоминался в опусах драматургов Еврипида и Афинея, а рисунки, изображающие инструмент, украшали античную посуду.

Аналогичный тимпану инструмент был в обиходе на Ближнем Востоке во времена Ветхого Завета. Подтверждением тому являются сохранившиеся древние письмена. У евреев это был рамный барабан – народный инструмент тоф, звучавший во время религиозных ритуалов и важных церемоний.

По одной из версий, появление бубна на территории Азии относится к эпохе бронзового века. Инструмент обрел гораздо большую популярность, когда оказался на Ближнем Востоке, а позднее и в Европе, добравшись до Британских островов и земель Северной Ирландии. В XVIII столетии «конкуренцию» бубну составил цилиндрический тамбурин, впоследствии ставший прототипом ныне существующих барабанов. Тамбурин придумали французские овцепасы, аккомпанирующие на нем игре на флейте. От привычного бубна его отличала ширина обода и смягченный звук. Вместо рук для игры использовали особые палочки.

В дальнейшем бубен претерпел конструктивные изменения: лишился кожаной мембраны, остались лишь неприкрытые звенящие элементы и сам обод.

На Руси про бубен узнали еще в архаичные времена, когда люди объединялись в племена и верили в языческие божества. В славянском быту инструментам придавали большое значение. Все важные события сопровождало звучание бубна.

Самые достоверные материалы об истории бубна на Руси получены историками из архивов, датированных X столетием н. э., в описании военных походов дружин благоверного князя русского Святослава Игоревича.

Бубном в то время было принято называть любые ударные с кожаной мембраной. Особо почитал русский народ величественные ратные бубны. В масштабных военных задачах им определялось особое предназначение: создание звуковой связи между войсками, а еще зловещий грохот вгонял в паническое состояние врага.

Крупногабаритные ратные бубны перевозились на 4-х лошадях. Это были массивные металлические сосуды, обтянутые кожаным материалом. Габаритные бубны носили название набаты или тулумбасы. Звук из них извлекали 4-8 набатчиков специальными колотушками, сделанными из конских кнутов с деревянной ручкой с одного конца и шаром в кожаной оплетке с другого. Ратным бубном располагал всякий воевода, а по их количеству исчислялось войско.

Немного позднее бубен повсеместно использовали на Руси поводыри медведей. Инструмент того времени имеет большее сходство с современным аналогом: обтянутая кожей небольшая деревянная обечайка с колокольчиками внутри. Русский народ увлеченно наблюдал за медвежьей потехой. По ходу зрелищного действа медведь бил поклоны зрителям, задорно маршировал, изображал борьбу со своим хозяином и пританцовывал, стоя на задних лапах, зажав в передних конечностях бубен.

В те времена бубны были популярным инструментом у скоморохов, развлекающих народ забавными постановками. Скоморохи традиционно участвовали в свадебных и поминальных актах, обладали знаниями языческих волхвов, могли врачевать и гадать на будущее. Церковных служителей и правителей настораживала деятельность скоморохов, поэтому последние подверглись гонениям, а бубны объявили бесовскими инструментами. В разгар XVII столетия княжеский указ Алексея Михайловича велел уничтожать скоморохов и все их инструменты. Тот период нанес ощутимый урон развитию национального русского музыкального искусства.

Чаще всего бубен использовался именно в ритуальной практике. При помощи этого инструмента удавалось ввести человека в состояние транса. Тому способствовал звук повторяющихся ударов, выполняемых в выверенном ритме. Постоянство ритмического рисунка при этом не имело значения, он мог меняться, в том числе и по уровню громкости. Звук бубна «раскачивал» сознание ведуна, исполняющего ритуальный танец. Особое состояние позволяло шаману контактировать с духами.

Традиционный ритуальный бубен шамана сделан с использованием коровьей либо бараньей шкуры. Ее натягивали при помощи кожаных шнуров, которые закрепляли с изнаночной стороны бубна металлическим кольцом. Хозяин инструмента считал его своей личной вещью, которой никому не позволялось касаться. Каждый ведун лично занимался изготовлением своего бубна. Перед тем как заняться сотворением инструмента, необходимо было выдержать определенный пост. В это время шаману предстояло упорядочить ход мыслей, избавившись от лишних дум. Пост предполагал и временный отказ и от физических услад. Только после тотального выполнения всех этих пунктов шаман мог приступать к изготовлению своего ритуального инструмента.

В течение жизни шаман мог владеть несколькими бубнами. Обычно их было до 9 штук. Когда кожа на последнем бубне рвалась, значит, срок жизни жреца близился к концу, ему предстояло умереть.

Важно отметить, что никому не было позволено покушаться на его жизнь в тот момент. Обычно шаман покидал мир живых сам, без насилия, естественным образом.

Согласно традициям, шаман никогда не обладал несколькими бубнами одновременно. Но у этого негласного устава случались исключения, например, когда ведуну было необходимо создать отдельный инструмент для некоего ритуала (после камлания его уничтожали), либо когда ведун создавал дополнительный инструмент совместно с наместником.

Инструмент шамана украшали определенные рисунки. В них закладывался большой смысл и символьная нагрузка. Это были небольшие схематичные рисунки. Помимо самого шамана, на кожу наносилась картина мира. На мембранах были и другие ритуальные рисунки – духи шамана, принадлежащий ему тотем и прочее.

Иногда рисунок украшал только лицевую сторону мембраны, реже – еще и внутреннюю, где располагалась крестообразная рукоять либо планка, закрепленная в произвольном порядке. На некоторых изделиях вместо ручки крепилось металлическое кольцо либо необработанная кожаная петля. Перед установкой ручки иногда в этом месте предварительно наносился символ спирали.

Выбирая древесину для обечайки, шаман советовался со своими духами, делился соображениями, какой хочет собрать бубен, что за странствия планирует. Такие беседы проходили в виде индивидуальной либо массовой медитации. В поиске дерева на обод шаман следовал зову духа. Когда он определялся с местом, где росло искомое дерево, он закрывал глаза, входил в транс, взывая к его духу.

С подобной вдумчивостью, интуитивно, подбиралось и животное, шкуру которого превращали в поющую часть шаманского бубна.

Древние люди считали неразрывной связь жизненной силы ведуна с его ритуальным инструментом. Когда шаман умирал, он считался безвозвратно ушедшим в мир мертвых. Поэтому его бубен полагалось уничтожить, умертвить, выпустив всех духов, превращая мистический предмет в обыкновенный. Мембрану бубна прокалывали о сук ветки дерева, растущего у могилы шамана: так помечали захоронение, которое не только запрещалось тревожить, сюда не стоило даже приближаться без острой необходимости.

Если последнее пристанище шамана выглядело не как курган либо могильник, а, допустим, как юрта, бубен оставляли висящим у входа, сигнализируя, что там упокоен шаман. Реже инструмент оставляли около дымохода. Традиционно мембрану протыкали, приводя бубен в непригодное состояние.

Порой в сказаниях встречаются упоминания, как странник набрел на «опустошенную» деревню и ненароком потревожил дух покойного шамана.

Звучание

Бубен – ударный музыкальный инструмент, демонстрирующий неопределенную высоту звучания. Исполняемый на нем ритмический рисунок записывают в одну линейку. Инструмент отличает особый тембральный окрас, придаваемый бряцанием металлических элементов, подвешенных к корпусу. Барабанные хлопки, вкупе с перезвоном бубенчиков, звучат довольно самобытно.

Ритмы, сопровождающие сакральное камлание, в племенах считают священными. Всего существует 8 основных ритмов. Согласно чакрам человека. Они записываются в виде точек, снизу вверх. Одной точкой определяют одиночный удар, две – значит, два стука подряд. У всех ритмов есть скрытый смысл и особое предназначение. Ритм шаманов не просто облачается в звуки, а носит названия животных: медведя, лисы, зайца и других.

Каждый вид бубна издает свой неповторимый звук, из которого рождается музыка.

Виды

Классический деревянный бубен является одним из самых распространенных инструментов. Его разновидности встречаются в разных уголках мира и имеют определенные отличительные характеристики. Существуют односторонние бубны и модификации без мембраны.

Гавал

Восточный бубен, известен в своих краях как даф или дойра. Диаметр средний среди инструментов такого типа, в пределах 35-46 см. Мембрана делается из кожи осетровых. Звук извлекают из инструмента при постукивании пальцами либо хлопками ладони.

Вместо подвесок используют не колокольчики, а металлические колечки, исчисляемые 70 штуками.

Канджира

Индийский вид бубна, отличающийся от аналогов более высоким голосом. В диаметре инструмент довольно маленький, от 17 до 22 см. Конструкция простая, но изысканная: кожаная мембрана из ящерицы, на ободе с парой небольших звенящих тарелочек.

Бойран

Большой ирландский бубен, в диаметре до 60 см, при этом обечайки глубиной от 9 до 20 см. На таком инструменте звук рождается от ударов односторонней либо двухсторонней колотушкой.

Пандейру

Инструмент, ставший очень популярным среди португальцев и жителей Южной Америки. Бразильцы считают его душой зажигательной самбы.

В отличие от прочих ударных такого типа пандейру можно подстраивать.

Тюнгур

Под этим названием знают шаманский бубен на Алтае и в Якутии. Овальный либо круглый обод с обтяжкой из натуральной кожи. Для удержания увесистого инструмента с внутренней стороны он оснащен вертикальной рукояткой. Там же установлены прутья, удерживающие ряд металлических подвесных элементов. Нередко кожаную мембрану ритуального бубна украшает рисунок – Древо Мироздания с картой мира.

Техника игры

Очень многим ошибочно кажется, что бубен довольно примитивный инструмент, игра на котором не требует особого опыта и виртуозности. Это не совсем правильно, поскольку недостаточно просто встряхнуть бубен или стукнуть по нему. Исполнитель должен быть наделен музыкальным слухом и чувствовать ритм, уметь мастерски обращаться с инструментом. Обычно бубен берут в левую руку, а правая осуществляет ритмичные удары, но многие исполнители действуют наоборот. Их правая рука остается неподвижной, а задействуют именно бубен, что получается гораздо мелодичнее и изящней, хоть и труднее выполняется.

Приемов игры на бубне существует немало, но ведущих всего три: не слишком резкие одиночные хлопки, встряхивание, тремоло. Музыкант производит звук, задействуя фаланги пальцев любой из рук.

Встряхивание – состоит из практически судорожных хлопков в локтевой зоне либо по запястью руки с бубном. При этом звучат исключительно подвески.

Тремоло – энергичное встряхивание обода одной рукой.

Виртуозные игроки на бубне устраивают настоящие спектакли и уникальные звуковые шоу. Как цирковые артисты, подкидывают свой инструмент, а затем ловят его на лету. Потом стучат ободом по своим коленям и голове, задействуют подбородок и остальные части тела, включая нос. Эффектно тремолируют, даже могут заставить бубен издавать звук, подобный завыванию.

Интересные факты

При реформе русских церквей московский патриарх Никон велел уничтожить музыкальные инструменты скоморохов. Пять груженых доверху обозов, где было немало бубнов, прибыли к Москве-реке. Груз прилюдно сожгли на костре, полыхавшем не одни сутки.

Бубен для шаманов не просто важный инструмент, а наделен множеством значений. Он может представляться хозяину конем, на котором он передвигается по небесному миру, лодкой, несущей по водам подземных рек, орудием против злых чар.

Документально подтверждено и доказано проводимыми исследованиями, что с помощью звуков бубна, издаваемых в выверенном ритме, шаманы умеют вводить человека в состояние легкого транса и даже гипнотизировать.

Бубен шамана считается священной вещью, прикосновение к которой под запретом для всех, кроме хозяина. Даже создавать свой инструмент он должен без чьей-либо помощи, после ряда ритуалов и действий, направленных на телесное и духовное очищение.

Обряд всегда начинается с очищения инструмента, то есть с его «оживления» путем согревания на костре. После чего хлопками по мембране и гортанным напевом ведун взывает к духам, которые согласно вековым поверьям прилетают и воплощаются в подвесках бубна.

Считается, что звук бубна благотворно отражается на мышлении и тонких энергетических структурах человека. Звук, исходящий от кольцевидного обода с кожаной мембраной, помогает погружаться в состояние, определяемое как измененное сознание. От звуковых вибраций повышается концентрация, очищаются эмоции, ощущается гармония и нормализуется психологическое состояние.

Шаманские бубны ручной работы покупают коллекционеры из разных уголков планеты. Это уникальные штучные экземпляры со своей особой аурой и историческим прошлым.

Бубен – самобытный музыкальный инструмент с долгой и занимательной историей. Сегодня он, как и прежде, считается главным атрибутом шаманов, но находит удачное применение в сфере народного творчества и в разных современных жанрах. Его звук способен заряжать оптимизмом, улучшать звучание мелодий, привнося в них изумительные оттенки.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.