Дарбука – древний перкуссионный инструмент, пришедший к нам с Ближнего Востока и Северной Африки. Звук из него извлекается ударами, щелчками, тряской.
Что это такое?
Дарбука представляет собой компактный конусообразный ударный музыкальный инструмент, корни которого уходят к позднему неолиту. Его изображения и описание находили во многих источниках культурного наследия стран Европы, Закавказья, Африки, Ближнего Востока.
У каждого народа миниатюрный этнический барабан конусовидной формы имеет своё название: в Египте – табла, в Иране – тонбак, в Сирии – дербекки, в Индии – тумбакнари. В какой-то исторический период европейцы потеряли к нему интерес, и на несколько тысячелетий он выпал из нашей культуры. Сегодня мы считаем дарбуку восточным экзотическим инструментом.
Изначально барабан изготавливали из обожжённой глины, в качестве мембраны использовали кожу животных или рыб. Сегодня в производстве инструмента участвуют современные материалы, но одновременно выпускаются и традиционные изделия.
У восточных народов к дарбуке всегда было уважительное, почти сакральное отношение. Барабан участвовал в ритуальных обрядах, на свадьбах и похоронах, на бойцовских рингах. Его можно было услышать и в повседневной жизни – на базарах и площадях, так как небольшой инструмент легко переносится к месту событий.
Как в прошлом, так и сегодня под дарбуку поют и танцуют этнические восточные танцы. Современные музыканты европейского и американского континента стали использовать его во время исполнения джаза, рока, блюза, латиноамериканской музыки.
Строение
Кубкообразный барабан на концах содержит по отверстию, одно из них (широкое) покрывается мембраной. Она фиксируется к корпусу разными способами. Традиционный глиняный вариант чаще всего соединён с кожаным верхом верёвками, сплетёнными в виде сетки.
Кольцо с болтами удерживает пластиковую мембрану на металлическом инструменте.
Наружное соединение присуще турецким барабанам, египетские изделия содержат скрытые крепления.
Высота инструмента у разных народов не одинаковая и может составлять от 35 до 60 сантиметров. Диаметр мембраны в какой-то степени связан с высотой барабана, его величина варьируется от 22 до 32 см.
На звучание дарбуки влияет размер, материал и ширина шейки – чем она уже, тем ниже извлекаемые звуки. Гулкий глубинный бас создаётся благодаря резонансу воздуха, схожего с эффектом гудения бутылочной полости с узким горлом.
Разнообразие названий барабана связано не только с этнической принадлежностью, но и с разницей в звучании. Например, египетская табла относится к соло-барабану, дохолла – басовый инструмент, сумбати занимает промежуточную позицию между ними.
Что касается материала, кроме традиционной глины для изготовления корпуса применяют следующее сырьё.
- Металл – алюминий, медь, латунь. В качестве мембраны у барабана используется синтетический материал в виде тонкого пружинистого пластика. Изделия хороши в качестве повседневных бытовых инструментов. Они устойчивы к холодному и влажному климату, чем не могут похвастаться изделия из природных материалов. На металлических барабанах для настройки звука используются болты, именно они отвечают за уровень напряжения мембраны.
Подобные модели не капризны, прочны и долговечны.
- Дерево твёрдых пород – клён, орех, берёза, абрикос, бубинг (красное дерево) – используется для корпуса в сочетании с мембраной, выполненной из кожи домашних животных. Деревянные барабаны применяются в арабских обрядовых церемониях и на этнических праздниках.
- Керамика – имеет обжиг в 1000 градусов, становится спёкшимся монолитным и очень прочным материалом. Она сродни древней глине. Такие инструменты обтягиваются кожей и имеют потрясающее густое звучание. Их применяют для воспроизведения ритмов со сцен больших концертных залов.
- Стекловолокно – барабаны содержат синтетическую мембрану из майлара и механические настройки. Это лёгкие и прочные изделия с вполне приличным звучанием. Их изготавливают в Канаде и США, комбинируя стекловолокно с древесиной. Американская компания «Рэмо», пытаясь улучшить свою продукцию и приблизить искусственные мембраны к составу натуральной кожи, научилась производить материал с необычными чувствительными волокнами.
В зависимости от материала, корпус дарбуки украшают глазурью, гравюрой, резьбой по дереву, чеканкой.
Следует отметить, что инструменты, изготовленные из натуральных материалов, чувствительны к влаге.
Кожаная мембрана во влажной среде (туман, пасмурный вечер) сыреет и растягивается, теряет своё звонкое насыщенное звучание. Рыбья кожа меньше подвержена изменениям, но и она требует просушивания. В прошлом барабаны высушивали у открытого огня, сегодня ищут другие источники тепла. Некоторые производители размещают в корпусе электрические лампочки. Изделия с пластиковыми мембранами упругость не теряют никогда.
Виды
Дарбука имеет огромное значение для многих народов Ближнего Востока, Северо-Западной Африки, некоторых стран Южной Европы, и каждое этническое сообщество видит этот инструмент по-своему, привносит частичку собственной культуры в его образ.
- Греки свой барабан (тубелеки) оформляют в виде амфоры, его гулкое звучание отличается особой мягкостью.
- Египетская табла имеет скошенные края, что позволяет плавным линиям подчеркнуть гармоничность и цельность инструмента.
- Чёткая окружность турецкого барабана, усиленная стальными обручами и болтами, делает внешний вид изделия резким, динамичным, кажется, что такой инструмент способен выбивать бесконечные ритмичные дроби.
- Марокканцы для мембраны своего тариджа выбирают змеиную кожу. Чтобы инструмент звучал разнообразнее, устанавливают специальную струну во внутреннюю часть барабана.
- В Ираке кшишба имеет вытянутую форму и напоминает трубу, выполненную из древесины. Мембрана небольшого диаметра изготавливается из рыбьей кожи.
- Афганская зирбакхали выпускается с дополнительным элементом на мембране, позволяющим звуку вибрировать.
Из всего изобилия кубкообразных барабанов, принадлежащих разным народностям, можно выделить две крупные группы – египетскую и турецкую. Остановимся на них подробнее.
Турецкая
Турецкая дарбука для повседневного применения выполняется из металла, чаще из меди. В качестве мембраны используется синтетическая кожа. Острые края обрамляются стальными кольцами с болтами, участвующими в натяжении мембраны. Инструмент удобен тем, что легко поддаётся настройке.
Диаметр верхней части у турецких изделий варьируется от 20 до 29 см. Барабан во время игры держат под рукой или упирают в ногу, для игры используют щелчковую технику. С помощью ладоней и пальцев рук из инструмента можно извлекать до 50 различных звуков, но при этом диапазон металлических изделий по-прежнему остаётся узким.
Другое дело – прочные керамические дарбуки с кожаной мембраной. Для их изготовления глину высочайшего качества добывают в древнем городе Измире. Под влиянием Египта глиняные турецкие барабаны стали выпускаться с покатыми краями. Их легко отличить по размерам, которые значительно превышают африканские аналоги.
Чтобы избавиться от влажности, внутрь барабана устанавливают прогревающую лампу.
Звучание керамических турецких инструментов многообразнее и утончённее египетских вариантов. Их используют для исполнения изысканной камерной музыки в концертных залах.
Египетская
Данная версия конусного барабана содержит закруглённые края, у неё нет наружных винтовых настроек, поэтому модель выглядит цельной, с мягкими плавными линиями. Египтяне делят свои дарбуки на три вида по размерам и звучанию: самая крупная называется дохола, средняя – сумбати и модель небольших размеров – табла.
В качестве материала для корпуса используют керамику и дерево, а для мембраны – козью или телячью кожу. Широкое распространение среди египетских и сирийских музыкантов получили фабричные металлические изделия. Их выполняют литейным способом из алюминия. Точно просчитывается толщина инструмента, в нужных местах она истончается до 1 см.
Корпус украшают аппликациями, перламутровой мозаикой или фрагментами красного дерева. Затем покрывают несколькими слоями лака для прочности и блеска.
Египетские барабаны незаменимы при сопровождении восточных танцев. Скошенные края облегчают перекаты пальцев, ускоряют ритм, но делают его более мягким, без ярко выраженных щелчковых движений, какие производят с использованием турецких дарбук.
Тонкости игры
В России существуют школы обучения игры на арабском барабане, в которых начинающие музыканты могут прикоснуться своими руками к чудесному восточному инструменту, выбить красивые ритмы, прочувствовать экзотические чарующие звуки.
Позиция
Дарбука относится к компактным барабанам. Её вес позволяет не только с лёгкостью переносить изделие, но и удерживать его во время игры в разных позициях.
- Сидя: инструмент располагают на коленях, удерживая его одной рукой. Также можно в позиции сидя установить барабан между колен и крепко его зажать.
- В положении стоя дарбуку прижимают к телу сбоку. В этот момент страховочный ремень перекинут у музыканта через плечо.
- С барабаном, водружённым на плечо, вполне возможно играть стоя или передвигаться по сцене.
На дарбуке играют двумя руками, где правая является доминирующей и выбивает основной ритм, а левая ведёт фоновую мелодию. Допускается игра с помощью рук и палочки çubuk. Такой способ извлечения звуков из барабана часто можно встретить у цыган Ближнего Востока.
Техники
На арабском барабане базовыми считаются два тона:
- низкий, воспроизводимый во время ударов в центральную часть инструмента;
- высокий, получаемый от краевых ударов по мембране.
Но профессионализм музыкантов позволяет из миниатюрного барабана извлекать множество ритмичных звуков. Они могут быть в виде звонкого и длительного гула или многократного дрожащего тремоло. Играющий скользит руками по поверхности, издаёт звуки звонкими щелчками пальцев или глухими шлепками ладоней. В дополнение ударяет по корпусу или использует хлопки в ладоши.
Некоторые модели дарбук внутри корпуса содержат съёмные сагаты из металла, обогащающие звучание серебристым позвякиванием.
Ритмичные, завораживающие звуки сделали конические барабаны невероятно популярными. Но немногие сегодня помнят, что этот музыкальный инструмент пришёл к нам фактически из бронзового века и стал неотъемлемой частью культуры многих народов.