Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Дудук – история и игра на музыкальном инструменте

Дудук – история и игра на музыкальном инструменте

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Из какого дерева делают?
  3. Как звучит?
  4. Строй
  5. Размеры
  6. Как настроить?
  7. Техника игры

Даже для общего культурного развития полезно будет знать, что это такое — дудук, как выглядит и звучит армянский национальный инструмент. При более глубоком знакомстве нужно разобраться, из какого дерева его делают. Строй, размеры и настройка инструмента тоже очень актуальны, как и техника игры на нём.

Что это такое?

Многие люди знают только то, что дудук — это национальный армянский духовой инструмент. Однако в реальности все несколько сложнее. Безусловно, ассоциации между дудуком и Арменией верны хотя бы потому, что именно в этом государстве он распространен более всего. Но считать его специфическим армянским музыкальным инструментом не совсем верно. Дело в том, что дудук (как и похожие на него инструменты) имеет весьма долгую историю, при этом появился на свет намного раньше армянского народа.

Подобные музыкальные инструменты можно увидеть и в других районах Кавказа и Закавказья. Многие считают, что дудук – чисто восточный музыкальный инструмент. Поэтому дудук столь же азербайджанский инструмент, как и армянский, при этом удивления такое уточнение вызывать не должно. Мало того, он встречается не только у кавказских, но и у других близлежащих народностей.

Такой инструмент используют и на Ближнем Востоке, и на Балканах. Выглядит он более или менее одинаково — трубка различной длины, в которой проделывают несколько (до 10) отверстий для игры.

Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что дудук — это старинный народный инструмент, который в современных условиях используется лишь как наследие и память да для привлечения туристов. В реальности же на дудуке играет большое количество людей, а также для него продолжают сочинять авторскую музыку. Как выясняется, количество ценителей дудучного исполнения растет, так как в 2005 году исполняемые на нём мелодии вошли в перечень мирового нематериального культурного наследия, ежегодно обновляемый руководством ЮНЕСКО.

Что интересно, сами армяне говорят чаще не «дудук», а «циранапох» (значение этого слова будет описано позже).

Стоит понимать, что дудуки в разных странах несколько отличаются. Конкретно армянский духовой инструмент имеет особую двойную трость. Внешне похожие на него предметы относятся к разряду свистковых либо мундштучных флейт. Что интересно: при всей взаимной неприязни с армянами турки и курды также имеют свой вариант дудука. А также его подобия традиционно используются:

  • в юго-западных районах Боснии;
  • в различных частях Албании;
  • у болгар;
  • на востоке и на юге Сербии.

Кроме того, лингвисты установили, что слово «дудук» взято из турецкого языка, а оттуда попало из фарси. Это делает еще более замысловатой историю инструмента. Несомненно, что что-то отдаленно похожее существовало уже в древней Персии, но что именно — остается пока лишь догадываться.

Есть, конечно, и «альтернативная этимология». Многие люди в Армении полагают, что название инструмента связано со звукоподражаниями одному из этапов игры на нем. И что следует особо подчеркнуть, ассоциации дудука именно с армянской культурной традицией вполне обоснованы. Именно там он занимает куда большую роль, чем аналогичные инструменты в других странах. Под его музыку вот уже много веков:

  • проводятся праздники и торжества;
  • танцуют для развлечения;
  • организуют свадьбы;
  • устраивают похороны.

И это еще далеко не полный перечень.

Уже в средневековье армянские рукописи постоянно включали рисунки дудука, что показывало его важность для государственной самоидентификации (хотя и не национальной, так как нация — это концепт 1789 года). В подавляющем большинстве случаев играют на нем парами. Роли ведущего и ведомого дудукиста строго распределены.

Любопытно, что среди подобных инструментов есть не только турецкий мей, но и китайский гуань, и японский хитирики. Установлено, что дудук и его ранние аналоги в прошлом делали из костей либо из жесткого тростника. Специфическое звучание обусловлено широкой тростью, которая больше, чем у других язычковых инструментов. Для обучения этому искусству занимаются дополнительно на зурне и других духовых инструментах, а для исполнения танцевальных мелодий аккомпанируют на дооле — еще одном армянском, но уже ударном инструменте.

Дудук подходит для игры в разнообразных тональностях. Это зависит не только от мастерства исполнителей, но и от длины трубки. Специалисты отмечают, что за много веков существенных конструктивных изменений не вносилось, корректировки касались преимущественно способа игры. Хотя звуковой диапазон инструмента не превышает одной октавы, стать профессиональным дудукистом непросто.

Сегодня старинные костяные и тростниковые конструкции используются только за пределами Армении, а истинно армянский инструмент — всегда деревянный, что и позволяет избежать всякой резкости и грубости звука.

Возвращаясь к истории дудука, стоит подчеркнуть, что он был известен еще в древнем государстве Урарту, пусть и под другим названием. Если это верно, то такая вещь существует уже около 3 тысячелетий. Как считают некоторые учёные, дудук был создан именно в Армии при правлении Тиграна II Великого (I век до нашей эры). Распространение этого инструмента происходило двумя путями. Немалую роль могли сыграть как расселение армян по окрестным государствам, так и торговля, значение и масштаб которой сегодня часто недооценивают.

Чтобы услышать дудук, необязательно искать специфическую музыку, приходить на концерт или специально ехать в Ереван. Он полюбился многим режиссерам, был использован в большом количестве отечественных и иностранных фильмов.

Интересно, что в самой Армении в какой-то период (точно сказать, когда именно, никто не может), дудук и играющие на нем имели очень плохую репутацию. И только в середине ХХ века его ввели в программу главной консерватории Армении. Лишь с этого момента ситуация начала стремительно выправляться.

Из какого дерева делают?

Как уже говорилось неоднократно, звучание трубки во многом зависит от материала. А второе название «циранапох», или же «абрикосовая труба» (иногда встречается вариант «душа абрикосового дерева»), говорит само за себя.

Но не каждый специалист по деревообработке сможет сделать хороший инструмент из абрикосовой древесины. Лишь она способна резонировать в достаточной степени. Язычок дудука делают строго из двух фрагментов тростника.

Как звучит?

Сами армяне считают, что дудучная музыка способна передать абсолютно все эмоции и волнения, с которыми сталкиваются люди. Звук отличается мягкостью и теплотой. Часто в отзывах упоминают, что он напоминает человеческий голос с бархатным тембром. Лирический компонент очень выразителен. При профессиональном парном исполнении дудучная музыка умиротворяет и вдохновляет. При этом один музыкант ведет главную тему, а его напарник отвечает за фон.

Диапазон звучания составляет одну октаву или немного шире. Но и такой небольшой полосой можно воспользоваться очень эффективно. Если перекрывать отверстия лишь частично, то можно играть не только диатонические, но и хроматические звуки. Сигнал вырабатывается благодаря колебаниям тростникового язычка.

Строй

То, какой звук выдает дудук, зависит от его строя и длины:

  • строй G (Соль) – 380 мм;
  • строй A (Ля) – 360 мм;
  • строй B (Си-бемоль) – 340 мм;
  • строй H (Си) – 330 мм;
  • строй C (До) — 300 мм;
  • строй D (Ре) – 290 мм.

Первый из этих видов дудука обеспечивает максимально низкий звук и бархатистость тембра. Дудук строя A встречается чаще всего. С его помощью можно играть мелодии от фа-диеза малой октавы до ноты си первой октавы. Чуть реже встречается инструмент со строем B. Модели разряда H дают весьма яркий танцевальный звук, а строй C может быть использован для солирования и аккомпанирования. Инструменты группы D немного чище прочих по звучанию.

Не так давно разработали дополнительные инструменты для образования полновесных дудуковых ансамблей: дудук-тенор, дудук-бас и дудук с баритонным звучанием.

Когда дудукист играет на траурной (печальной) церемонии, слышно, как раздаётся тихий плач. Напряженное эмоциональное пение инструмента сопровождает свадьбы, юбилеи и официальные праздники. Звучание традиционного инструмента Армении вполне уместно в исполнении джазовых, блюзовых, рок-н-рольных, классических, народных и поп-композиций.

В настоящее время репертуар основной части исполнителей ограничен преимущественно старой народной музыкой. Однако тенорный, баритонный и басовый разновидности инструмента позволяют играть произведения Баха, Рахманинова, Хачатуряна, Спендиарова, Моцарта и ряда других композиторов.

Размеры

Длина традиционного дудука варьируется от 280 до 400 мм. Лицевая сторона инструмента оснащена обычно 8-ю отверстиями для игры. Есть еще 2 отверстия на противоположной части: с помощью одного из них вводят внутрь большой палец для воздействия на звук при игре, а второе используют для настройки. Так называемая трость (рамиш) достигает длины 90-140 мм. Что касается ансамблевых вариантов, то длина басового дудука составляет 600-650 мм.

Как настроить?

Для начала немного теории. Звук внутри дудука появляется за счет вибрации пластинок из тростника. Чтобы повлиять на его тембр и окрас, меняют давление воздуха. Для той же цели могут запирать и раскрывать игровые (лицевые) отверстия. Корректировка тональности обычно производится с помощью регулятора на колпачке трости: прижимая регулирующий элемент, повышают частоту, а отдаляя — понижают.

Если дудук не хочет играть, следует обратить внимание на состояние трости. Время от времени ее нужно проверять даже в процессе игры.

Чрезмерно сильное раскрытие трости убирают, надев колпачок и подождав высыхания в течение 15-20 минут. Обычно таких простых манипуляций хватает для приготовления к игре.

Техника игры

Дудукисты должны постоянно контролировать свою позу и расположение инструмента. Сам музыкант обязан расслабляться. Во время игры голову следует держать прямо. Сгибать спину недопустимо. По отношению к корпусу дудук должен находиться под углом 50 градусов.

Очень важна свобода дыхания. Обеспечить ее помогает легкое приподнятие локтей. Если играют сидя, перекрещивать ноги нельзя, иначе брюшной пресс окажется перегружен, дыхание собьется. Когда музыкант стоит, его левая нога чуть позади правой ноги. Но и всего этого недостаточно для полностью правильного дыхания.

Втягивать воздух надо быстро и сразу в глубокие отделы дыхательной системы. Выдыхать его следует растянуто, плавно. Физиологи называют такое дыхание комбинированным (грудобрюшным) – оно гарантирует одновременно и оптимальный звук, и спуск диафрагмы (то есть простоту игры). Глубоко вдохнув, добиваются расширения грудной клетки, а во время однородного выдоха грудина и диафрагма медленно отходят в начальную позицию.

То, насколько глубоко вдыхать, зависит от продолжительности музыкальной фразы. Часто изменять ритм дыхания вредно — это не позволит долго играть из-за утомления.

В момент начала игры пластинки внутри трости должны быть чуть-чуть раздвинуты. Если они сомкнуты, туда попадает влага. Слив ее и вернув колпачок на место, выжидают 15-20 минут, а потом можно начинать занятие.

Исходная позиция — слегка зажатый губами кончик трости. Сделав это, надувают щеки, добиваясь небольшого удаления губ от десен. Потом осторожно, медленно выдыхают. Тренировки начинают с простых занятий. Ставить руки можно упрощенно (без применения левого мизинца) и полным способом — с включением в работу всех пальцев. Полный способ рекомендуют для подготовленных дудукистов.

Необходимо тщательно следить, чтобы пальцы стояли правильно. Обычно все отверстия плотно закрывают. Иногда отдельные отверстия зажимают неплотно. Отсутствие звука часто связано с сильным сжатием трости губами. Отслеживать дыхание необходимо постоянно, но сильно дуть не следует — для игры хватает даже небольшого напора.

Звуковой ряд дудука обусловлен делением классической армянской мелодии на 8 ладов. Но квалифицированные мастера предпочитают делать инструмент с ладом, схожим с однородным темперированным строем. Это позволяет предотвратить фальши при игре и ненужных действиях, усложняющих игру. Какая бы транспозиция не применялась, дудук предпочитают настраивать на гамму «Соль» дорийского образца.

Пальцы правой руки (2, 3, 4 и 5) размещают на нижних игровых выемках. Идентичные пальцы левой руки используют для верхних каналов. Но руке при игре нужен упор. Им обычно оказывается правый большой палец. Еще недавно (примерно до 1950-х годов) у дудука отсутствовала транспозиционная система. Музыканты ориентировались при игре или на слух, или на подгонку под позицию «До».

Оба подхода не позволяли раскрыть возможности аппликатуры и соблюсти ее цельность. Поэтому специалисты пришли к выводу, что ноту «До» необходимо поменять. Теперь шестью пальцами перекрывают верхние каналы, при этом обязательно блокируя верхнюю тыльную выемку.

Любого звучания при этом нужно придерживаться — этот прием должен проводиться с первого дня во всей полноте.

Что немаловажно, у дудука нет игровых клапанов. Даже у современных моделей есть только так называемые недоступные каналы. В процессе игры их заменяют действием пальцев исполнителя. Подобное действие позволяет отображать все звуки даже на самых слабых долях. Микропозиции гарантируют обеспечение плавных сдвигов между звуками, достигая иногда глиссандо.

Тренировка пальцев является делом недостаточным. Обязательно нужно уделить внимание и дыхательным упражнениям. Необходимо научиться синхронизовать грудобрюшной отдел с щечными резервуарами. Типичное упражнение таково:

  • наливают воду в стакан;
  • при помощи соломинки для питья сока вдувают воздух;
  • добиваются при вдыхании, чтобы струя воздуха продолжала подкачиваться в резервуар из защечного пространства;
  • следят, чтобы бульканье шло беспрерывно (даже секундный перерыв — недопустим).

Стоит отметить, что описываемая методика применялась еще древнеегипетскими музыкантами. Но она настолько отточена, что еще долго не подлежит изменениям.

Лишь полное освоение описываемых дыхательных техник позволяет приступить затем к изучению звукового интонирования мундштуком. Отработав упражнения с мундштуком, начинают репетировать с инструментом целиком. Иной порядок исключается. Конечно, правильно и глубоко освоить дудук можно только под руководством опытного преподавателя.

Первые шаги в обучении — освоение верхних отдельных нот. Следующие тренировки — освоение последовательного извлечения разных нот. Необходимо учиться тянуть каждую нотку максимально долго. Затем приходит время гамм, трезвучий и арпеджио. Обучению аппликатуры дудука поможет программа «Свирелька».

Еще больше информации о дудуке смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.