Музыкальные инструменты

Как научиться играть на органе?

Как научиться играть на органе?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности обучения
  2. Посадка и постановка рук
  3. Работа над координацией
  4. Техника игры
  5. Рекомендации

В любом рейтинге, касающегося сложности обучения на музыкальном инструменте, орган справедливо занимает первое место. Хороших органистов в нашей стране насчитывается очень мало, а высококлассных — единицы. Стоит уточнить, что разговор сейчас идёт о духовых инструментах, которые в старину устанавливались в храмах или богатых особняках. Но и на современных моделях (чисто электронных либо электромеханических) учиться играть тоже довольно сложно. Об особенностях обучения на органе, технике игры и других нюансах, которые предстоит преодолеть начинающим органистам, рассказывается в статье далее.

Особенности обучения

Основная особенность игры на органе заключается в том, что музыкант должен действовать не только руками на мануальной клавиатуре в несколько рядов, но одновременно и ногами.

Учиться играть на классическом — духовом — инструменте (церковном, театральном или оркестровом) нужно начинать только после того, как в совершенстве освоена клавиатура на фортепиано. На электрооргане играть можно научиться с нуля.

В музыкальных школах (далеко не во всех) и училищах будущих органистов учат на небольших электроорганах, которые имеют как мануалы (многорядную ручную клавиатуру), так и педали для ног. То есть у музыканта имеется весь набор устройств для воспроизведения музыки, схожий с большим органом, но звуки создаются посредством сочетания механики и электроники либо только с помощью электроники.

Профессиональным пианистам уроки игры на классическом органе можно получить либо у опытных органистов при храмах, концертных залах, театрах, в которых имеются серьёзные инструменты. А также в крупных городах всегда найдутся какие-либо сообщества органистов, где обязательно найдутся те, кто поможет коллегам-музыкантам освоить этот интересный инструмент.

Посадка и постановка рук

Посадка для начинающего органиста имеет первостепенное значение, так как нужно многое учесть:

  • общее удобство размещения за инструментом;
  • свободу действий рук и ног;
  • возможность полного охвата клавиатуры и педалей;
  • управление рычагами регистров.

Сидеть следует на некотором расстоянии от клавиатуры на тщательно отрегулированной по росту и другим личным анатомическим особенностям музыканта скамье. Слишком близкая от клавиатуры посадка будет ограничивать свободу движений музыканта, особенно ногами, а чересчур далёкая не даст дотянуться до отдалённых рядов мануала либо вынуждать тянуться к ним, что недопустимо и утомительно при долгих занятиях музыкой.

Сидеть на скамье нужно прямо и примерно посередине ручной клавиатуры. Ноги должны доставать до педалей, которые представляют собой ту же клавиатуру, но только значительно крупней мануальной.

Посадка должна обеспечить рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом чуть расставлены в сторону от корпуса, ни в коем случае не свисая вниз.

Стоит отметить, что органы не имеют каких-либо стандартов. Только современные заводские электроорганы могут иметь их, да и то лишь в пределах одной серийной модели конкретного производителя. Поэтому при серьёзности планов обучения необходимо ознакомиться с разными видами инструмента, чтобы быть готовыми ко всему: мануалов может быть и три, и пять, и семь, ножные педали тоже к определённому числу не привязаны, регистры зависят от габаритов инструмента и так далее.

Вариантов не счесть, в том числе и среди классических органов, которые, кстати, до сих пор сооружаются в больших храмах и концертных залах. В менее значимых церквях и музыкальных залах в основном обходятся электроорганами, так как стоят они в сотни раз дешевле классических, да и места для них не нужно много.

Работа над координацией

Координация движений рук и ног при исполнении органной музыки вырабатывается постепенно — от урока к уроку. Как считают сами органисты, в этом нет особой сложности, если занятия по овладению инструментом идут по определённой программе, в которой практика игры выстроена по схеме от простого к сложному. Так же точно происходит и при выработке игры сначала одной рукой на фортепиано или, например, баяне, а затем уже двумя одновременно. Единственной сложностью становится только исполнение на незнакомом органе, в котором педали для ног имеют не только другой диапазон, но и конструктивно расположены иначе (параллельное либо радиальное расположение).

С самого начала, когда дело доходит до соединения рук и ног, обучающиеся учатся играть, не глядя на ножную клавиатуру. При этом они доводят свои действия до автоматизма долгими тренировками.

Сложность работы при отработке координации действий рук заключается ещё и в той особенности органа, что звук той или иной клавиши на клавиатуре пропадает сразу же после её отпускания. В фортепиано имеется возможность продлить звучание нот посредством нажатия на правую педаль, а у органа звук держится, пока открыт канал, через который движется воздух. При закрытии клапана после отпускания клавиши звук моментально обрывается. Чтобы сыграть несколько нот связанно (легато) или задержать длительность отдельных звуков, нужны очень хороший слух и умение скоординировать игру отдельных пальцев на извлечение связанных или долгих нот, при этом не задерживая короткие.

Координацию слухового восприятия звуков и их извлечения необходимо развивать ещё в начале пути пианиста. Для этого во время практических занятий с фортепиано следует чаще обращаться к музыкальному слуху обучающегося, тренируя умение мысленно представлять какие-либо звуки, а затем получать их звучание на инструменте.

Техника игры

Техника игры рук на органе схожа с фортепианной, поэтому именно пианисты чаще всего переходят на орган или совмещают эти два направления в своей музыкальной карьере. Но всё-таки свойство органных звуков мгновенно пропадать после отпускания клавиши обязует пианистов освоить несколько чисто органных мануальных приёмов артикуляционного характера, связанных с легато (и другими близкими к нему техниками) или, наоборот, отрывистостью игры на инструменте.

Кроме того, несколько мануалов тоже накладывают свои особенности на технику игры органиста: нередко приходится играть одновременно на разных рядах органной клавиатуры. Но для опытных пианистов такая задача вполне под силу.

Игра ногами, конечно, будет новшеством даже для профессионалов-клавишников, а не только для музыкантов других направлений. Здесь уже придётся потрудиться и им. Пианисты знакомы лишь с педалями фортепиано, но у серьёзного органа таких педалей может быть от 7 до 32. К тому же они сами издают звуки, а не косвенно влияют на те, что воспроизводятся ручными клавишами (именно это происходит на фортепиано).

Игра на ножной клавиатуре может производиться либо только носками обуви, либо и носками, и каблуками, либо только каблуками. Это зависит от вида органа. Например, на барочном органе, имеющем так называемую блочную систему ножной клавиатуры, невозможна игра только носками — она имеет клавиши и для носочной части обуви, и для каблуков. А вот многие старинные органы, распространённые в альпийском регионе Западной Европы, имеют обычно короткую ножную клавиатуру, на которой играют исключительно носками. Кстати, на современных электронных органах часто используется именно такая клавиатура.

Основными приёмами игры ногами являются:

  • поочерёдное нажатие клавиш носком и каблуком;
  • одновременное нажатие двух клавиш носком и каблуком;
  • скольжение ноги к соседним либо более удалённым педалям.

Для игры на органе применяется специальная обувь, которая шьётся на заказ. Но многие используют танцевальную обувь с каблуками. Есть и такие органисты, которые играют без обуви (в носках).

Ножная аппликатура обозначается в нотной литературе для органа самыми разными знаками, которые не приведены к какому-то единому стандарту.

Рекомендации

Из всего, что сказано выше, можно вывести ряд рекомендаций для начинающих обучение игры на органе. Они будут полезны всем – и тем, кто уже играет на фортепиано, и тем, кто с нуля садится за электроорган.

  1. Найти опытного преподавателя, имеющего право обучения игре на органе.
  2. Приобрести инструмент либо договориться о времени его аренды для занятий в местах его наличия (церковь, концертный зал и так далее).
  3. Прежде чем начать учиться на инструменте, следует досконально разобраться в его устройстве, происходящем при нажатии на клавиши процессе получения звука и доступных функциях.
  4. Перед практическими занятиями обеспечить удобную и правильную посадку за инструментом путём регулировки скамьи.
  5. Кроме преподавателя, в обучении необходимо пользоваться обучающей литературой для начинающих органистов.
  6. Непрестанно нужно развивать свой музыкальный слух специальными упражнениями, в том числе игрой и пропеванием различных гамм.
  7. Обязательно прослушивание органной музыки (концерты, диски, видео, интернет).

Главное, что нужно для успешного овладения инструментом — каждодневная практика. Нужна нотная литература для органа, а для начинающих — элементарные упражнения и пьесы лёгкого характера. А также важно «заразиться» сильной любовью к органной музыке.

Пример партитуры для органа:

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.