Язычковый самозвучащий музыкальный инструмент варган имеет довольно простую конструкцию. В проеме свободно колеблется язычок, с помощью которого и создается звучание. При этом ротовая полость и носоглотка музыканта выступают в качестве резонатора. Освоить инструмент не так сложно, главное – научится правильно его держать.
Основные правила
Музыкальный инструмент может быть дуговым и пластинчатым. Учиться играть на варгане довольно интересно. Простая конструкция позволяет создавать завораживающие мелодии. На звучание влияют физические характеристики инструмента, особенно его вибрирующей части.
Проще всего настроить варган, если на конце рабочей части есть кольцо. Так язычок можно утяжелить с помощью воска или оловянного припоя. В результате тон понизится. При отсутствии кольца припаять дополнительный материал можно непосредственно на колено.
Не стоит использовать свинец в этом деле, он вредит организму.
После утяжеления варган промывается. Также специалисты не рекомендуют сильно занижать тон. Изначально варган был придуман как инструмент с высоким звучанием. При излишних модернизациях мелодия получается бедной, невыразительной.
Поднять тон немного сложнее. Следует уменьшить кольцо на язычке или колено. Процедура проводится с помощью инструментов, подойдут и обычные кусачки. Нельзя делать это зубами или подручными материалами. После уменьшения кольца необходимо вновь утяжелить язычок до точной настройки.
Стоит отметить, что все подобные манипуляции с инструментом музыкант должен проводить крайне ответственно. Нельзя загибать или отгибать язычок при отсутствии навыков. Велик риск просто сломать колено. Также нельзя стачивать толщину язычка. Это негативно скажется на максимальном числе воспроизводимых призвуков.
Выполнять настройку инструмента музыкантам без опыта не рекомендуется вовсе. При изготовлении мастер закладывает определенные параметры. Если нарушить их, то вернуть варган к первоначальному виду уже не получится. Советы по обучению игры на инструменте пригодятся новичкам.
- Технику извлечения и изменения звука следует довести до автоматизма. Это позволит играть красивые мелодии длительное время.
- Все движения музыканта должны быть беззвучными. Также следует обращать внимание на положение инструмента. Основание не должно быть помехой для вибрирующего элемента. В противном случае мелодия будет насыщенна призвуками.
- Во время игры на варгане нужно расслабиться. Напряжение портит мелодию, поэтому важно отточить умение держать инструмент.
С чего начать обучение?
Основы игры на варгане начинаются с выбора правильного положения. Чтобы звук был максимально качественный, нужно правильно зажимать во рту инструмент. Умение держать варган следует довести до автоматизма. Потом уже можно учиться различным техникам извлечения звука.
Как держать варган?
Профессиональные музыканты знают, что удобно и уверенно удерживать инструмент очень важно. Это влияет не только на состояние играющего, но и на красоту звучания варгана. Существует множество способов, каждый может выбрать самый комфортный для себя.
Оптимальный вариант для дуговой модели:
- округлую часть варгана разместить на указательный и соседний пальцы;
- большой палец крепко прижать к месту фиксации язычка, он должен беспрепятственно перемещаться в процессе создания мелодии, в противном случае вибрационный элемент не будет резонировать.
Положение при игре
Звучание варгана обусловлено вибрациями от движения язычка. При этом этот звук будет реально услышать, лишь если расположить инструмент возле рта. Основание инструмента следует прижать ко рту. Зубы размыкаются так, чтобы рабочий элемент варгана мог свободно колебаться и вибрировать. Кончик рабочей части инструмента должен располагаться приблизительно в середине рта.
Таким образом, можно насладиться максимально открытым и чистым звучанием. Мелодия проникает внутрь музыканта и резонирует. В этом случае органы дыхания и речи выступают в роли усилителя. Другим способом добиться звука от этого музыкального инструмента невозможно.
При этом в самом процессе принимает участие язык, и даже циркуляция воздуха играет роль. При грамотном подходе на варгане можно сыграть мелодию любой сложности. Музыкальный инструмент способен издавать чистое звучание и призвуки. В результате тон получает особый тембр и оттенок.
Для начала следует прижать варган к зубам. Потом отвести вибрирующий элемент инструмента и отпустить. Это позволит услышать голос варгана. Дальше в процессе обучения музыкант может извлекать максимально разносторонние звуки.
Если внутри ротовой полости двигать языком и прижимать его к небу, то структура звучания будет меняться. Для увеличения громкости и продления звука варган прижимается к зубам. Однако не только это имеет значение. Губами следует захватывать и фиксировать инструмент. Положение варгана напрямую влияет на громкость.
Сделать звучание тише можно в том случае, если прижать инструмент к губам. При этом от напряжения зависит длительность и громкость звука. Если губы расслаблены, то звучание тихое и короткое. При этом оптимальное усилие должно позволять удерживать варган на месте неподвижно. Следует слегка расслабиться, если появляется ощущение напряжения в губах или руке.
Способы извлечения звука
В начале обучения следует освоить простые приемы. Перед игрой важно убедиться, что у рабочего элемента на пути отсутствуют преграды. Достаточно завести его за зубы и вернуть в исходное положение. Если язычок двигается свободно в обе стороны, то проблем нет и можно переходить к следующему этапу.
Варган следует крепко держать одной рукой, а второй приводить в движение рабочую часть инструмента. Для этого достаточно ударить пальцем по язычку. Касания должны быть резкими, но умеренными, короткими, отрывистыми.
Прикладывать большие усилия и надавливать не стоит.
Удар может быть прямым и обратным. В первом варианте рабочая часть задевается при движении пальца по направлению к себе, во втором – от себя. Обычно при любом виде удара музыкальный инструмент звучит одинаково. Чередование видов позволяет исполнять мелодию со сложным ритмом или высоким темпом. Научиться этому приему можно дома, нужно только много практиковаться.
Первые уроки состоят из разучивания различных схем извлечения звука из варгана. Существует 4 основных способа. Каждый музыкант должен подбирать оптимальный вариант исходя из своих навыков и особенностей мелодии. Рассмотрим ключевые способы игры.
- Опустить локоть. Направить указательный палец вверх и слегка напрячь, остальные же собрать в кулак. Удары по рабочей части инструмента совершаются боковой частью или подушечкой. Причем для касания указательным пальцем необходимо сгибать и разгибать кисть в запястье. Такой способ позволяет исполнять мелодии по любой схеме, с разнообразным темпом и динамикой. Большой популярностью универсальная методика пользуется в Америке и Европе.
- Локоть расположить на уровне плеча или немного выше. Кисть держать слегка выше музыкального инструмента, она должна как бы висеть над варганом без напряжения. Оставить указательный палец, а остальные собрать в кулак. Для осуществления удара ребром следует вращать кисть в запястье. Метод так же универсален, как и предыдущий. Особую популярность получил в Азии.
- Опустить локоть ниже уровня музыкального инструмента. Пальцы сложить в лодочку, большой слегка отвести в сторону. Рука как бы накрывает язычок. Удар совершается свободным большим пальцем, его средней частью. Для этого следует сгибать и разгибать руку в локте. Хороший способ для медленной и размеренной мелодии. Также метод извлечения звучания позволяет скрыть музыкальный инструмент от погодных условий, чужих взглядов.
- Расположить локоть на уровне плеча или немного выше. Расслабленную кисть удерживать над варганом в свободном положении. Большой палец расположить возле виска. Для удара поочередно сгибать 2-3 пальца от безымянного до указательного. Техника довольно сложная, применить ее правильно с первого раза практически невозможно, потребуется много тренировок. Способ используется в тех случаях, когда необходимо извлекать комплекс из 2-3 звуков. При этом стоит учитывать, что удар приходится только на одну сторону язычка.
Научиться играть на варгане самостоятельно можно, главное, следовать всем основным правилам и инструкциям. Удары по язычку должны проводиться так, чтобы элемент не выбивался с плоскости своего движения. В противном случае рабочая часть будет задевать основание инструмента. В результате вместо мелодии прозвучат неприятные лязги.
Некоторые способы извлечения звука являются универсальными, другие же позволяют решить определенную задачу. Музыканту самому следует подбирать оптимальный метод игры с учетом особенности мелодии. В некоторых случаях придется чередовать их для исполнения одной композиции. В результате слушателей привлекает не только звучание, но и движения музыканта.
Для качественного звучания следует правильно дышать в процессе проигрывания мелодии. Длинный вдох вместе с ударом сделает звучание более продолжительным. Короткое и быстрое дыхание позволяет регулировать силу и длительность звука. Вдохов за удар можно сделать около 2-3.
При игре быстрой мелодии следует дышать диафрагмой. При таком дыхании задействуются мышцы пресса. Иногда варган звучит даже просто от дыхания музыканта, без удара по рабочему элементу. Вдохи и выдохи следует подстраивать под особенности мелодии.
Есть зависимость между звучанием и движением губ. Это связанно с движениями воздуха. Если губы открытые, то музыкальный инструмент звучит тише, а если прикрыты – громче. На вдохе рекомендуется закрывать рот так, чтобы не создавать препятствий для язычка.
Изменение звучания
Варган с одним язычком настроен на одну ноту. Такой звук называют основным тоном музыкального инструмента. Ротовая полость только резонирует звук, не создает его. Однако это не говорит о том, что возможности варгана ограничены. Музыкант с помощью органов речи может извлекать из инструмента разнообразные обертоны.
Существуют методики изменения звука, которые необходимо изучить до полного автоматизма. Это позволит сочетать разнообразные звучания, превращать их в музыку. Особо важно развивать эти умения для музыкантов, которые любят играть импровизации. В такой ситуации важно иметь четкую умеренность в звуке, который прозвучит в следующую секунду. Рассмотрим особенности техник.
- Для получения самого низкого звука следует подготовиться к произношению звука «о». В таком случае рот округляется и расширяется, а язык уходит назад. Для выполнения техники все органы должны имитировать произношение, однако голосовые связки напрягать не стоит.
- Для получения самого высокого звучания необходимо имитировать произношение звука «и». В результате ротовая полость становится меньше, а язык практически прижимается к нижним зубам.
Так простым движением языка можно изменить тональность варгана. При этом изменяется объем ротовой полости, которая играет роль резонатора. Дополнительно следует подключать губы, горло и голосовой аппарат. В таком случае звуки будут максимально многогранными.
Уже давно есть известный прием – подражание жаворонку. Им пользуются многие музыканты, которые освоили варган. Для реализации необходимо беззвучно произносить звуки «ый-ый-ый». При этом язык быстро двигается вперед и уходит назад, в исходное положение.
Для начала следует повторять движение вместе с ударом, а потом можно экспериментировать.
Не менее популярно и подражание пению гусыни. Такой прием, вообще, больше относится к разряду классических, традиционных. Движение языком тут более сложное. Следует также перемещать его вперед и назад, дополнительно двигая кончик вверх и вниз. Язык должен прикасаться к небу и отрываться от него.
Характеристика звучания во многом зависит от того, какой именно орган используется при его извлечении. Обертоны, двухголосия можно получить различным путем. Обычно задействованы органы дыхания и ротовой полости.
- Дыхание носом провоцирует носовые звуки. Стоит отметить, что именно дышать не нужно. Просто следует сымитировать такое же положение носоглотки, как при носовом дыхании. Понимание техники требует некоторой практики. Во время тренировок не рекомендуется двигать связками и другими органами речевого аппарата.
- Беззвучные движения глоткой производят глоточное звучание варгана. В процессе следует задержать дыхание. Для изменения звучания нужны движения закрытой глотки. Для имитации пения кукушки следует напрячь мышцы горла. Язык переводится в положение, как при произношении звуков «э» и «о». После удара по инструменту музыкант двигает языком, как бы проговаривая «кук-кук». Важно понимать, что звука от произношения не должно быть. Следует только переводить разные органы в нужные положения.
- Способ изменения звучания с помощью глотки довольно сложен физически и технически. Однако такой навык позволяет воспроизводить на варгане мелодии, которые просто невозможно повторить на любом другом музыкальном инструменте. При этом именно тут следует использовать техники остановки звучания.
Громкость и длина звука
На эти характеристики влияет несколько факторов. Изначально стоит учитывать силу удара по рабочей части и положение самого инструмента. Звучание будет громким в то время, когда язычок будет двигаться с максимальной амплитудой. Сам музыкальный инструмент при этом должен прижиматься к зубам, а губы – фиксировать его максимально плотно. В таком положении воздух циркулирует только между корпусом и вибрационным элементом варгана.
Максимальная длительность звука возможна в том случае, если прижать музыкальный инструмент к зубам. При таком расположении рабочая часть колеблется намного дольше. Звук будет короче, если прижать инструмент к губам. Максимально уменьшать длительность можно в том случае, если расположить палец рядом с местом, где язычок крепится к основанию. Звук прекратится в момент прикосновения.
В некоторых мелодиях важно четко контролировать остановку звучания. Не всегда есть возможность ожидать, пока язычок остановится самостоятельно. Варган довольно разнообразен в своем звучании, поэтому следует научиться использовать его возможности максимально. Есть несколько способов остановки звучания.
- Убрать музыкальный инструмент ото рта. Сначала следует отодвинуть его от зубов, не убирая губы. Только потом убрать варган полностью. Такое правило действует ради безопасности самого музыканта. В противном случае вибрирующая часть может прикоснуться к зубам и нанести травму. В результате манипуляции звук исчезнет полностью.
- Прикоснуться пальцем к язычку. Делать это нужно той рукой, которая удерживает музыкальный инструмент. Если так действовать неудобно, то можно задействовать тот же палец, который наносит удары. Некоторые музыканты используют язык для прекращения колебаний инструмента. Звук исчезнет, но затихание будет слышно. Это подходит не для всех мелодий.
- Сделать мощный, резкий выдох. Звучание сначала усилится, а потом затихнет и исчезнет. Дыхание в процессе игры позволяет контролировать поведение музыкального инструмента.
Игра на варгане подходит для творческих людей. С таким музыкальным инструментом нужно много экспериментировать и тренироваться. Для начала важно освоить основные техники и довести их до полного автоматизма. Потом даже сложную мелодию можно будет исполнить без особых усилий.
Подробнее ознакомиться с особенностями игры на варгане можно в следующем видео.