Популярным и незаменимым атрибутом латиноамериканских и испанских танцев являются кастаньеты. Они дополняют движения необходимым ритмом и придают танцу особенный колорит, дарят зрителю незабываемое зрелище. Что собой представляет инструмент и как на нем играть, мы рассмотрим в данной статье.
Что это такое?
Кастаньеты – это музыкальный ударный инструмент, издающий при встряхивании ритмичный и красивый, без определенной высоты звук. Инструмент выглядит очень просто и представляет собой пару круглых плоскостей, вогнутых внутрь. В одной точке просверливаются дырочки. Через них продевается шнур, чтобы соединить две половинки. Шнур завязывается в узел, который можно регулировать. Внутрь узла вставляются пальцы. Эти половинки немного отличаются между собой по размеру и делятся на мужскую и женскую. Меньшая половинка является женской и называется «эмбра», мужская имеет размер побольше и называется «мачо».
Изначально инструмент делали из дерева, так как оно было самым доступным материалом, в основном это был каштан. Половинки удобно ложатся в руке, потому что имеют небольшие размеры (от 2,5 до 5 см). Существуют разные варианты конструкции.
- Оркестровые могут быть одиночными или двойными. К основной плоскости прикреплена специальная рукоятка, играть на них легче и комфортнее, а звук получается громче.
- Обычные, классические, без ручки, использует сама танцовщица во время движения. Играть на таких половинках может только профессионал, прошедший обучение.
- Также есть варианты, в которых кастаньеты установлены на подставке, такой способ предусмотрен также для удобства игры.
В настоящее время можно встретить данный инструмент не только из обычной древесины, но и из дорогих сортов дерева (эбеновое дерево, палисандр, сандаловое дерево), из стеклопластика, слоновой кости и даже металла.
История
Данный инструмент имеет очень древнюю историю появления. Существуют различные предположения. Одни историки считают, что в Европу их привез Колумб, после открытия Америки, другие, что ими пользовались мавры после завоевания Испании. Они приняли их в дар от варваров и не смогли в дальнейшем с ними расстаться. Третьи исследователи уверены, что кастаньетами пользовались еще в Римской империи во время танцев андалузских танцовщиц.
Из-за того что их форма в закрытом состоянии напоминает каштан, их и назвали кастаньетами, т. к. в переводе на русский язык получается слово «каштанчики». Их родиной были арабские страны Востока, Испания и Латинская Америка. Изображения с ними можно увидеть на фресках Древней Греции и Египта, что свидетельствует об их использовании задолго до наших дней.
В XII веке звук данного инструмента широко использовался не только в музыке фольклора, но и в опере, балете, там, где нужно было придать произведению испанский мотив.
В балете их звук использовался как в групповом, так и в сольном танце. Сейчас их использование мало распространено, потому что очень сложно освоить технику игры, к тому же танцор должен сам придумать рисунок танца. А танец должен идеально гармонировать со звуком инструмента.
В середине XIX века в Испании основали центр по обучению национальным танцам и игре на данном инструменте. Для этого отбирали самых одаренных артистов, которые покорили своим умением на танцевальных шоу не только свою страну, но и страны Европы.
Огромную лепту в совершенствование мастерства игры на кастаньетах внесла Ла Архентина (La Argentina). Эта танцовщица из Испании, которая в начале ХХ века выступала с гастролями по всему миру.
В 1955 году во время представления симфонического оркестра американская артистка Карола Гойа дебютировала с кастаньетами, что привело к огромному восторгу зрителей.
Даже танец живота, который исполняли перед турецкими падишахами, а позже перед самим Наполеоном, сопровождался данным инструментом.
В прошлом веке в России сложно было приобрести профессиональные и качественные деревянные кастаньеты. Сейчас данная проблема решена, так как идет продуктивное сотрудничество с испанскими компаниями по производству и доставке инструмента. Компания Jale является самой крупной из испанских производителей. Ее продукция отличается гарантированным качеством, которое соответствует профессиональному инструменту. Продукцию бренда можно увидеть в государствах Европы, Кореи, США и Японии.
Применение и репертуар
Использование «испанских половинок» достаточно многообразно. Без них невозможно представить танцы фламенко. Кастаньеты используют для придания песням ритмичности и темпа, они органично дополняют звучание других музыкальных инструментов. Стук кастаньет можно услышать в различных музыкальных сочинениях, список которых известен среди ценителей настоящего искусства:
- это оперы Ж. Бизе, Р. Вагнера;
- произведения П. Чайковского и С. Прокофьева;
- опера «Соломея» Р. Штрауса;
- балет «Дон Кихот» Л. Минкуса;
- балет «Хромой бес» К. Жида;
- испанские увертюры М. Глинки;
- балет «Лауренсия» А. Крейна.
Искусству освоения игры на кастаньетах будущих танцоров учили с самого детства. Техника игры на кастаньетах своеобразная и сложная. Во-первых, они сильно стесняют движения рук танцовщицы. Во-вторых, танцоры должны всегда сами сочинять новые танцевальные композиции. В-третьих, нужно невидимо от зрителя совмещать игру на кастаньетах с танцем, а это просто только на первый взгляд.
Поэтому совсем не каждому танцору, если он не испанец, удается быть совершенным в данном виде искусства.
Популярные исполнители
Несмотря на то что инструмент является главным атрибутом в сопровождении танца у испанцев, который отображает биение их сердец, только виртуозные мастера могут совмещать игру на инструменте и делать сложные па. Самыми известными покорителями публики XX века считаются Хосе де Удаэт и его преемник Хосе Луис Ландри.
Среди талантливых исполнителей настоящего времени, которые блестяще и мастерски представляют кастаньеты на концертных площадках, можно выделить:
- Лусеро Тэну;
- Кармен де Висенте;
- Ампаро де Триана;
- Белен Кабанес;
- Терезу Лайс;
- Мар Безана.
Все они восхищают зрителей звуком инструмента. Благодаря таким выступлениям сохраняется его историческая ценность и значимость национальных традиций.
Как играть?
Перед тем как научиться играть на данном инструменте, можно просто простучать в ритм или похлопать в ладоши, то же самое делается и с инструментом. Для начала можно постучать несколько раз, понемногу увеличивая и усложняя задания. Во время игры кисть находится в особом напряжении, укрепляются не только ее мышцы, но и развивается моторика пальцев.
Для игры на кастаньетах используется два жанра: классический и всенародный. Если вы хотите освоить классический жанр, то нужно надеть половинки на большой палец руки посредством веревочки, которой они связаны.
В правой руке вы держите меньшую половинку, она выразительнее и выше издает звук, её называют hembra. Чтобы играть правой рукой правильно, необходимо использовать указательный палец, средний, безымянный и мизинец.
Они, как молоточки, мягко постукивают по поверхности и удерживают женскую половинку.
В левой руке удерживается большая, мужская половинка под названием macho. Рука подчеркивает темп при помощи отдельных нот. Если произведение выполняется в народном жанре, то для этого используют инструмент большого размера с низким звучанием. Такие половинки могут крепиться к одному или сразу ко всем пальцам также с помощью веревки. Во время движения кисти половинки двигаются и воспроизводят отчетливый, громкий звук, который отличается от обычного метода игры.
От обыкновенной игры на кастаньете можно добиться около пяти звуков, которые по-разному звучат, имеют отличительный тембр и громкость. Благодаря им обученный игрок воссоздает шикарные четкие звуки и ритмические рисунки.
Чтобы хорошо отрепетировать игру, нужно усердно стучать каждым пальцем по очереди, начиная с самого маленького и постепенно можно повышать темп, чтобы звук был наиболее отчётливым.
Если вы используете левую руку, то синхронно ударяйте средним пальцем, безымянным и мизинцем. Если это правая рука, то благодаря ей вы набираете темп, а левой рукой завершаете игру на одной тоне.
Чтобы достичь быстрого ритма, нужно не лениться и периодически менять игру с одной руки на другую. Лишь изредка можно удалять половинки друг об друга. Каждый звук извлекается отчётливо. Инструмент нужно правильно держать в руке, только тогда при внимательном подходе к обучению за несколько уроков можно научиться играть самые простые ритмы.
Любители и почитатели народных обычаев считают, что испанский танец с кастаньетами должен исполняться в фольклорном стиле, чтобы не утратить родную культуру Испании.
Ведь испанский танец – это не просто танец, это совмещение многих видов ремесла: вокала, ритмичных хлопков в ладоши, игры на кастаньетах, боя на гитаре. Танец включает в себя искусные повороты кисти во время игры, которая при хлопке раскрывается, и напоминает распускающийся цветок.
Обзор кастаньет в следующем видео.