Top.Mail.Ru
Все о кларнете

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Звучание
  4. Виды
  5. Материалы
  6. Дополнительные аксессуары
  7. Лучшие производители
  8. Советы по выбору
  9. Интересные факты

Начинающим музыкантам и ценителям всего связанного с «художественным извлечением звуков» очень полезно будут узнать, как выглядит музыкальный инструмент кларнет, и что это такое по существу.

Надо обратить внимание на то, как звучит бас-кларнет и другие виды деревянного духового инструмента. Для общего развития пригодится и описание истории, и указание вспомогательных аксессуаров.

Что это такое?

Многие люди, вообще, не представляют, что за музыкальный инструмент кларнет. Само такое слово скорее вызывает ассоциации с популярной скороговоркой. Однако подобное упущение можно и нужно исправлять. В общем виде кларнет выглядит как удлиненная трубка сложной формы, имеющая ряд дополнительных элементов снаружи. Трубка близка к цилиндру, в отличие от гобоев и саксофонов, которые имеют конусовидный корпус.

В основном это деревянный духовой инструмент. На его изготовление отпускают чаще всего дорогостоящую элитную древесину экзотических пород. Профессионалы используют именно такие решения. При этом для любителей и для учебных занятий могут применяться пластиковые кларнеты с резиновыми частями. Сравнительно недавно появились устройства из разнородных материалов, которые по акустическим свойствам не уступают продвинутым моделям из дерева, но менее чувствительны к колебаниям температуры и влажности. Полученный таким образом инструмент оказывается заметно легче и дешевле.

Трости кларнетов являются наиболее значимой их частью. Такие конструкции выпускает целый ряд ведущих фирм. Одни из них специализируются на тростях для новичков, другие готовы удовлетворить запрос даже опытного музыканта. «Мощность» такого приспособления соответствует его твердости. Трость с французским разрезом чуть дороже обыкновенной, но при этом ускоренно реагирует на изменение тональности при игре.

Опытные музыканты обычно приобретают трости комплектами. Это позволяет закрыть все свои потребности и не покупать постоянно новые принадлежности. Мундштук кларнетный схож визуально с клювом птицы. Даже варьирование угла, под которым идет этот мундштук, прямо влияет на характеристики раздающегося звука.

Бочонком называют блок, при помощи которого кларнеты настраивают. Такое имя он получил за свою специфическую форму. Звуковые отверстия, кольца и клапаны находятся на верхнем и нижнем коленах. Роль раструба — обеспечить получение максимально низких звуков. Еще в XIX столетии появилось несколько вариантов размещения клапанов, и каждый из них имеет как сильные, так и слабые стороны.

Кларнет отличается от флейты прежде всего тем, что у флейт нет тростей. Обычно флейта считается более легким и удобным инструментом. Выдув воздуха в ней идет не через наконечник, а сбоку. В оркестре кларнетисты усиливают басовое звучание. Если им и доверяют выступать отдельно от других инструментальных музыкантов, то преимущественно для создания тревожного и мрачного настроя в музыкальном повествовании при озвучивании трагических моментов сюжета.

История происхождения

Кларнет придумал немецкий мастер Иоганн Деннер в самом конце XVII столетия. У него, как и у множества других изобретателей, был ряд предшественников. И все же именно разработка Деннера оказалась законченной по своему совершенству. Именно она стала полным образцом классических кларнетов. Эта конструкция — в предельно общем виде — сохраняется и в наши дни. Любопытно, что сам нюрнбергский мастер отталкивался от старинного французского инструмента, известного как шалюмо. Он добавил клапан с обратной стороны, до чего не додумались более ранние специалисты (или не смогли этого сделать).

Деннер не успокоился на достигнутом, и продолжал совершенствовать изобретение вплоть до 1707 года. Его модели имели только один клапан. Многоклапанные модели известны позже; пробовал ли Деннер создавать такие конструкции, достоверно неизвестно. Первоначально кларнеты в мире академической музыки были восприняты прохладно. Только через некоторое время их оценили по достоинству. Крупные усовершенствования в инструмент внес выдающийся кларнетист Иван Мюллер в XIX веке. Именно после его нововведений получился тот самый формат, который привычен и современным музыкантам. Лишь это позволило кларнету стать одним из самых продвинутых и популярных концертных инструментов в мире.

Звучание

Типичный кларнет звучит, как говорят музыканты, in B. Этот музыкальный строй позволяет играть как народные мелодии, так и эстрадные композиции. Высоту звука исполнители могут подстраивать сами, пользуясь клапанами. Кларнетисты играют вполне успешно и джаз. Диапазон звуков начинается от ми в меньшей октаве до соль в 3-й октаве.

Кларнетовый тембр довольно мягок. В руках умелого исполнителя такой инструмент проявляет себя с наилучшей стороны. Высоким регистром считается все, что выше ноты до в 3-й октаве. В этой части диапазона звучание относительно резко и даже в какой-то мере крикливо. На среднем уровне типично светлое и прозрачное звучание, в нижней части диапазона, смотря по скорости игры, получается или простой мрачный звук, или с некоторым металлическим призвуком.

Виды

Уже в середине XVIII столетия, оценив по достоинству возможности кларнета, начали пытаться создать схожий с ним инструмент, играющий бас. Самые ранние образцы такого рода близки к бассет-горнам. В конце того же века усилия разработчиков были направлены на подражание фаготам; как считается, эти бас-кларнеты и должны были потеснить фагот в военной музыке. Современный формат бас-кларнета существует с 1830-х годов; его разработчиком был Адольф Сакс. Такой инструмент стал уже полноправной частью симфонических оркестров, и иногда даже используется в сольных эпизодах.

Бас-кларнет, согласно взгляду новой венской школы, используется и в камерных ансамблях. Когда наступает период музыкального авангарда, растет его сольное значение. Отдельные исполнители берут такой инструмент даже для джазовых композиций. Отличий в технике игры от обычного варианта нет. Часть композиций требует при использовании бас-кларнета повышенного уровня мастерства.

Малый кларнет называют еще довольно часто кларнет-пикколо. Он устроен почти так же, как обычный, но имеет небольшие размеры. Характерной особенностью оказывается более резкий тембр. Отмечается небольшая крикливость, максимально заметная в верхнем диапазоне. Малые кларнеты — типичные транспонирующие инструменты; их вариация in D находит применение крайне редко и лишь для нестандартных задач.

Модификация in As применяется изредка в военных оркестрах Италии. В Австрии ею пользуются группы танцевальной музыки. Малые кларнеты вошли в оркестровую практику благодаря Берлиозу. В основном он поддерживает верхние голоса в общем звучании оркестра. А также ему поручают небольшие музыкальные эпизоды.

Бывают и другие разновидности, в том числе альтовый кларнет (альт-кларнет). Для него типичен ключ Eb. Это своего рода промежуточная позиция между сопрано-кларнетами и бас-кларнетами. Внешне инструмент похож на бассетгорн, однако нижний диапазон у него не настолько широк. Считается, что такое изделие было разработано совместно Иваном Мюллером и Генрихом Гренсером, хотя есть и версия, что его создали в США. Некоторые усовершенствования внес в конструкцию уже упоминавшийся Адольф Сакс.

Кларнет си-бемоль — тот самый классический тип со строем in B. Композиторы должны писать партии для такого инструмента на большую секунду выше реального тембра. В низком регистре удается продемонстрировать настоящую выразительность, проявить все значение динамических оттенков. Средний регистр отличается слабостью звука и менее ярким тембром.

При выборе верхнего регистра звучание становится ярче и сочнее, но если чрезмерно увлечься им, обнаруживается неприятная крикливость (что может доходить до потери типичных кларнетовых нюансов).

Материалы

Если взять любой наиболее дешевый кларнет на рынке, то он, без сомнения, сделан из пластиковых деталей. Такое решение позволяет заметно облегчить конструкцию. Однако расплачиваться за сиюминутную экономию потребители будут недостаточной прочностью изделия. И если эту проблему еще можно обойти за счет особенно тщательного обращения, то с плохим звучанием ничего сделать нельзя.

В набор поставки любого такого инструмента входят обычно кожаные подушки. Сами кларнеты среднего ценового диапазона имеют композитный состав. В основе их — эбонит либо углепластик. Иногда применяют и иные композитные вещества. По прочности такое решение тоже весьма хорошо, стоит сравнительно недорого, может устроить как начинающих занятие музыкой, так и профессиональных кларнетистов.

Наиболее дорогие модели изготавливают полностью из дерева. На их производство идут самшит, гренадил, палисандр и другие элитарные породы. Такие вещества обеспечивают свободный резонанс и неповторимое звучание. Мундштуки могут делаться из:

  • пластика;
  • эбонита (самый популярный сейчас вариант);
  • слоновой кости;
  • древесины;
  • прочных марок стекла;
  • черного или нержавеющего металла.

Дополнительные аксессуары

Для кларнетов можно приобрести наклейки на мундштук. Они поставляются в узком и широком вариантах. К мундштукам иногда покупают и универсальные колпачки, которые подходят независимо от лигатуры, от материала самого мундштука. Благодаря колпачку трость будет застрахована от поломки. Салфетки для ухода за инструментом делают из впитывающих материй, обычно дополняют вшитыми лентами.

Такой расходный материал убирает влагу и засоры без всяких следов. Шнурки с металлическими грузилами повысят удобство применения. Кларнетисты не обходятся и без смазки для специальной пробки, которая поставляется обычно так же, как простая губная помада.

Слишком частое использование смазки не рекомендовано, надо руководствоваться состоянием пробки. Для перевозки и переноски инструмента, для его хранения правильнее приобрести одиночный или парный чехол.

Лучшие производители

  • Для серьезных сценических выступлений и участия в оркестрах подойдет Luis Rossi Rossi. Bb. Он имеет выверенный строй си-бемоль. Базовый комплект поставки достаточно проработан, чтобы гарантировать удовлетворение основных потребностей. Отверстия расположены очень толково, а важные части делают ручным способом. Минусом будет только высокая стоимость.
  • Buffet Crampon Festival А может стать отличной альтернативой. Корпус из черного дерева порадует взыскательных заказчиков. Над моделью работали профессиональные музыканты. Звучание будет весьма глубоко. Комплектация хорошо продумана, и только тяжелый кейс портит впечатление.
  • Выбирая кларнет с системой Бема, стоит обратить внимание на Patricola PT. CL. 2V-RW. В его составе есть 17 клапанов. Такая модель тоже предназначена для опытных музыкантов. Ее изготавливают из выдержанного палисандра. В набор поставки входит пара бочонков с различным рисунком звука и комфортный кейс.
  • В полупрофессиональном сегменте выделяется модель Yamaha YCL-450 (02). Такой инструмент вполне чувствителен. Звучание хорошо проецируются. Клавиши вполне эргономичны, по желанию можно приобрести экземпляр с левым рычагом Eb. Для изготовления корпуса применяют гренадиловую древесину, а все клавиши серебрят.
  • Юным кларнетистам может понравиться Roy Benson CG-521. Он также имеет гренадиловый корпус. Набор поставки включает пару бочонков. Механика спроектирована с расчетом на мелкие руки, а опора для большого пальца регулируется элементарно. Сборка поначалу может быть весьма сложна.

Советы по выбору

Ориентироваться на рекомендации экспертов и отзывы — полезно, но недостаточно, чтобы выбрать хороший кларнет. Только прочный инструмент устроит тех, кто готов заниматься музыкой серьезно, а не просто вешать его на стенку для престижа. Немаловажно уделить внимание и чистоте звука. Лучше с самого начала приучаться к отличному тембру. Вопреки популярному мнению, как самые дешевые, так и наиболее дорогие экземпляры — не для новичков.

Модели для неопытных музыкантов вполне могут быть сделаны из пластмассы. Ничего зазорного в этом нет, лишь бы все подобрали правильно. Детям лучше не покупать инструмент без ремня, пока они не умеют держать его в руках правильно. В магазине стоит спрашивать, во сколько обойдется ремонт и какие условия есть по гарантии.

Вообще, ничего не знающим в музыке полезно идти за покупкой вместе с преподавателем или разбирающимся человеком; надо также проверять комплектацию.

Интересные факты

Древним предком кларнета является широкий спектр деревянных духовых, использовавшихся еще древними египтянами около 4000 лет назад. Свое название инструмент получил из-за звучания, которое было близко к звуку старинной трубы клорино (или «кларино»). Даже в XXI столетии кларнеты создаются преимущественно вручную квалифицированными мастерами, сделать их на конвейере почти невозможно. Современная конструкция отработана до мелочей около 100 лет назад, и лишь мундштук и трости еще иногда пытаются улучшать. Кларнет имеет диапазон около 4 октав, может гибко менять динамическую линию, способен играть чуть слышное «пианиссимо», но и яркие звуки ему доступны.

Хотя Моцарт ассоциируется скорее со скрипкой, он раньше прочих композиторов начал писать для кларнета. Затем эстафету подхватывали Шуберт и Бетховен, Чайковский и Рахманинов, и многие другие крупные имена. В начале ХХ столетия кларнетная музыка стала важной частью джаза, и к 1930-м только повысила свое значение. В 1970-е многие ансамбли старались играть произведения прошлых двух столетий на аутентичных инструментах, что оживило интерес к кларнету. Его звучание охотно применяли музыкальные группы мирового уровня.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.