Музыкальных инструментов в мире огромное множество. Причем одни нам хорошо известны, а о других мы не знаем ничего. В нашей статье речь пойдет о пипе: что собой представляет этот инструмент, какого его устройство и звучание.
Что это такое?
Пипа – это традиционный китайский музыкальный инструмент, который входит в семейство струнных щипковых и лютневых. Он относится к числу старых, но в то же время наиболее распространённых. Этот инструмент также называют не иначе как пиба, жуань или юэцинь, что дословно переводится как «лунная лютня».
Впервые китайскую пипу упомянули в литературных произведениях ещё третьего столетия, а её изображения датируются пятым веком.
Название этого инструмента было взято не просто так. Оно связано с особенностями игры на нём. Так, первый слог «пи» значит движение рукой вниз по струнам, а слог «па», напротив, движение вверх.
О происхождении данного музыкального инструмента практически ничего не известно. Многие в Китае связывают его с периодом правления династии Хань, а конкретно с принцессой Лю Сицзюнь, которая должна была быть послана варварскому царю Усуню, дабы стать его супругой. Чтобы девушка не заскучала в дороге и могла успокоить свои эмоции, для неё был создан данный музыкальный инструмент, который в дальнейшем стал называться пипой.
Однако это лишь одна из популярных традиционных китайских историй, которых существует большое количество. Во многих старых текстах точно отмечается, что такой музыкальный инструмент, как пипа, был изобретён народом Ху. Он не относился к числу ханьских и существовал в северо-западных районах от древнего Поднебесья.
Сложно достоверно установить и точное время происхождения этого инструмента. Тем не менее многие исследователи полагают, что изобретена китайская пипа была ещё в период правления династии Цинь, то есть в 206–220 годах до нашей эры. Несмотря на это, наибольшую востребованность и популярность этот инструмент получил только во времена династии Суй и Тан, то есть в 581–907 годах. Большинство музыкальных произведений данного периода исполнялись преимущественно на пипе. Она стала входить в придворные оркестры, а также в народные ансамбли. Использовалась пипа и как самостоятельный солирующий инструмент.
Пипу обожали все. Причём не только музыкальные исполнители, но и художники, которые часто делали её важным элементом своих изображений, а также писатели и поэты. Так, известно следующее стихотворение, которое повествует о женщине, которая играет на пипе:
«Смелые струны задрожали, словно капли внезапно нахлынувшего дождя,
Тонкие струны жужжали, напоминая шёпот влюблённых.
Болтовня и бормотание, бормотание и снова болтовня,
словно крупные и мелкие жемчужины падают на нефритовую тарелку,»
— написано оно было таким поэтом, как Бай Цзюйи, как раз в эпоху Суй и Тан.
Со временем это китайское музыкальное изобретение стало распространяться по всему миру, при этом претерпевая ряд некоторых изменений.
Так, начиная с восьмого столетия, в Японии объявился такой инструмент, как бива, который очень походит на китайскую пипу не только визуально, но и в плане своего строения и звучания. Распространилась китайская пипа и во Вьетнаме, где стала называться дантибой. Не обделили вниманием этот инструмент и в Корее, где он получил название бипа или же по-другому тангпипа.
Кстати говоря, современная китайская пипа всё ещё пользуется довольно большой популярностью в Поднебесье, а именно в центральной и южной частях. Там для этого инструмента даже существует особый музыкальный жанр, который носит название наньгуань.
Стоит сказать и о том, что пипа имеет связь не только с Китаем, но и с такой религией, как буддизм. Так, в известных пещерах Дуньхуан можно найти большое количество рисунков человечков, которые играют на этом музыкальном инструменте.
Строение музыкального инструмента
Данный инструмент имеет множество сходств с лютней, японским сямисэном или привычной нам всем балалайкой. Их можно заметить как и во внешнем исполнении, так и в плане устройства.
По форме данный китайский инструмент напоминает грушу, при этом резонаторные отверстия, в отличие от той же лютни или балалайки, у него отсутствуют. Пипа имеет четыре струны, которые прикрепляются к корпусу с помощью колков и струнодержателей, и довольно короткую шейку грифа, который является зубчатым. Длина этого инструмента составляет приблизительно один метр, а ширина – около 35 сантиметров. Ввиду компактности пипы её довольно легко транспортировать.
Струны пипы наиболее часто изготавливаются из кручёного шёлка или, что происходит значительно реже, из металла, а современные модели могут иметь и струны из нейлона. В нынешнее время музыканты в большинстве своём отдают предпочтение струнам из металла и нейлона, так как благодаря этим материалам инструмент звучит в разы громче.
Звукоизвлечение данного музыкального инструмента происходит с помощью плектра или медиатора, который имеет вид пластины и сделан из металла или пластмассы. В древние времена на пипе играли с помощью особого когтя со специальной формой, который надевался на палец.
Раньше для игры китайскую пипу использовали только в горизонтальном положении, однако со временем оно сменилось на вертикальное.
Процесс игры на этом инструменте происходит исключительно сидя, при этом музыкант опирается нижней частью корпуса о колено, а шейкой пипы – о левое плечо.
Как звучит?
Такой китайский музыкальный инструмент, как пипа, обладает довольно широким диапазоном, который может составлять до четырёх актав, и полноценным хроматическим звукорядом. Его звучание является весьма мелодичным и отдалённо походит на звучание привычной для нас традиционной гитары.
Музыкальные композиции, которые музыканты исполняют на пипе, довольно лиричны и своеобразны. Однако воспроизводятся на этом инструменте не только лирические произведения в стиле «Вэньцю», но в том числе и военные, которые походят на стиль «Вуцю». И если для первого стиля характерна эмоциональная, медитативная, а также печальная окраска, то второй отличается своей драматичностью и мощностью.
Пипа, ввиду своего звучания, является хорошим аккомпанирующим музыкальным инструментом для пения или сопровождения декламации.
В нынешнее время её звучание наиболее часто можно услышать в оркестре и традиционных китайских ансамблях, однако иногда на пипе исполняют и сольные партии.
Наиболее известными музыкантами, играющими на пипе, которых называют пипаистами, являются китайская певица и композитор Линь Ди, а также китайская исполнительница Лю Фан.