Несмотря на то, что рояльная гармонь — это достаточно старый музыкальный инструмент, который получил широкое распространение лишь в нескольких областях, многие начинающие композиторы стремятся научиться играть на данном изделии. В этом случае следует обратить внимание на конструкционные особенности и технику выполнения мелодий.
История появления
Невзирая на продолжительные попытки учёных разобраться в исторической справке, на данный момент не существует наиболее точной и объективной даты создания рояльной гармони. Всё, от чего следует отталкиваться — это догадки и предположения.
Исходя из некоторых опубликованных материалов, изобретателем музыкального инструмента является А. П. Ильин — ремесленник, который переехал в Елец из Орловской губКак научиться играть?
В сернии в середине XIX века. Приблизительно в 60-70-х годах мастер начал заниматься кустарным производством рояльной гармони, из-за чего и получил широкую популярность среди заказчиков из других сёл и городов.
Вторая версия гласит, что рояльная гармонь была создана неким коллективом профессиональных мастеров, которые занимались исследованием и разработками новых разновидностей музыкального инструмента. Вследствие этого одному из мастеров удалось выпустить рояльный тип гармони.
Особенности
Отличительная особенность елецкой гармоники — это наличие 11 клавишных элементов, при этом более старые варианты музыкального инструмента выполнялись с 7 или 5 кнопками. Усовершенствованная модель характеризуется более тонким звучанием и выраженными нотами.
На практике также можно встретить второе усовершенствование конструкции, из-за которого гармонь получила 16 клавиш — 6 басов и 9 аккордов. Не менее важной отличительной чертой является наличие клавиатурных конструкционных клапанов, сеточных материалов, голосовых басов и планок. В современной липецкой версии также можно найти кистевой ремень.
Помимо всего прочего, следует отметить характерную особенность правой голосовой части в виде привязки каждого голоса к определённой клавише, которая звучит исходя из трёх разных октав. В тульских образцах инструмента применяются медные голоса, а на классической елецкой — латунные. На данный момент гармоники также изготавливаются из стали.
Отличительными характеристиками гармоники также являются наличие двух вертикальных грифов выносного типа и присутствие трёх клавиатур.
Следует отметить, что на грифе слева клавиши всегда расположены как с лицевой, так и с тыльной части. Управление внешним мехом осуществляется с использованием кистевого ремня, который крепится вдоль всей конструкции инструмента.
Технология изготовления
На данный момент существует несколько форм производства рояльной гармони. Наиболее популярным и распространённым типом является именной метод, при котором мастер собственноручно, без использования специализированной техники, полностью изготавливает музыкальный инструмент. В таком случае он выполняет абсолютно все производственные работы, включая обработку дерева и вытачивание корпуса.
Другой, более дешёвой формой производственной деятельности, является групповой метод создания. Его отличие от именного способа — это вовлечение в рабочий процесс сразу нескольких человек, каждый из которых занимается определённой операцией: изготовлением корпуса, созданием планок, регулировкой конструкционных элементов и т. п.
Отличительная особенность изготовления рояльной гармони — это особенный технологический процесс, при котором сначала создаётся основной корпус и уже после него формируются ручки, мех и голоса. Планки устанавливаются в самом конце.
После выполнения перечисленных действий, каждая деталь собственноручно собирается.
Залог качественного производства музыкального инструмента — это использование древесины, которая отличается высокими эксплуатационными и визуальными характеристиками. Для создания гармони обычно применяется сосна, орех, берёза или липа. Обязательным условием для деревянного материала является годовая выдержка.
Для повышения прочности клавиш ранее использовались небольшие костяные пластины, однако на данный момент применяется композиционный пластик с увеличенными эксплуатационными характеристиками.
При ручной сборке наиболее длительным процессом является установка меха. Данный конструкционный элемент изготавливается из плотного и широкого картона.
Несмотря на достаточно возросшую популярность музыкального инструмента, технологи следуют старинным традициям и занимаются изготовлением гармони исключительно собственными руками. На данный момент не существует по-настоящему правильных производственных организаций, за исключением нескольких современных фабрик.
Как научиться играть?
Исходя из уровня владения музыкальным инструментом, на практике принято выделять два основных типа игры на данной разновидности гармони: простая методика и с переборами.
В случае простой игры воспроизведение мелодий осуществляется небольшим наигрышем и минимальным чередованием, из-за чего данный метод является оптимальным для начинающих музыкантов.
При помощи простого метода можно создавать невыраженные и типичные мелодии, которые отличаются отсутствием определённого характера.
Для увеличения мелодичности, фактурности и ритмичности следует использовать технику переборов. В данном случае игрок может воспроизводить более эффектные и фактурные мелодические построения.
Традиционно переборы классифицируются на несколько типов: основной, именной и бесконечный. Если первый вид является наиболее часто используемым, то второй и третий — это переборы, которые применяются исключительно профессионалами и опытными музыкантами. В случае бесконечного типа игроку необходимо непрерывно менять длительность нот.
Для классического именного перебора используются от 5 до 7 звуков, при помощи которых впоследствии выстраивается определённая композиция. Данная разновидность стала основой для создания так называемого перебора Королькова, который определяется в качестве начального настроения и предварительного наигрыша.
При помощи левой руки человеком исполняется определённая музыкальная последовательность и аккордовых, и басовых акцентов. Таким образом, композиция звучит намного глубже и выразительнее. В силу конструкционных особенностей инструмента, аккорды воспроизводятся исключительно большим пальцем. В данном случае музыкант нажимает на клавиши, расположенные с задней части грифа.
Правой рукой всегда воспроизводятся так называемые музыкальные оттенки, дополняющие основную композицию. При слишком короткой игре на гармони наблюдаются незначительные щелчки, которые можно объяснить неглубоким воспроизведением нот. Вне зависимости от выбранной техники, следует всегда обращать внимание на чередование аккорда и баса.
Как показывает практика, для более тщательного анализа технических особенностей и дополнительных нюансов игры, необходимо обратиться в специализированное учреждение, в котором можно найти профессионального учителя. Также в интернете существует большое количество профильных самоучителей в видеоформате.