Свистулька из глины считается одним из наиболее древних народных музыкальных инструментов, существовавших на Руси ещё в дохристианские времена. Сегодня же она в большей степени выполняет роль детской игрушки или же национального сувенира.
Что это такое?
Свистулька из глины относится к традиционным сосудообразным флейтам, оборудованным специальным свистковым механизмом. У музыкального инструмента имеется несколько отверстий, которые закрываются пальцами – от одного до четырёх, хотя у ряда моделей они вообще отсутствуют. Свистулька вылепливается из необожжённой глины или же керамики в форме птиц, животных или наездников. Предмет принято разукрашивать либо же глазурировать. Глиняные изделия известны также под названиями «свистки», «свистуны», «гудухи», «дудки».
Древнейшие свистульки, обнаруженные на территории России, датируются X веком, хотя появились они, безусловно, ещё раньше. На Руси первое время они оставались побочным продуктом гончарного ремесла, но на стыке XIX-XX столетий вместе с другими игрушками из глины оформились в полноценное направление. Во времена язычества игрушка наделялась магическими свойствами – к примеру, считалось, что с её помощью можно вызывать дождь или отпугивать нечистую силу. Игра на свистульке также являлась частью таких обрядовых мероприятий, как встреча весны.
Обзор видов
Глиняные свистульки могут быть разными по конфигурации и дизайну.
По типу изделия
Большинство русских свистулек оборудованы внутренней полостью. Внешне они напоминают небольшой сосуд, а их свисток располагается в подставке. Однако на постсоветском пространстве самыми распространёнными считаются глиняные игрушки с прилепленным свистком, к примеру, филимоновские с более простыми и дымковские с более сложными орнаментами. Наконец, существует необычная разновидность изделий – водяная «свистулька-соловей», внутреннюю полость которой приходится заполнять небольшим количеством воды. После попадания внутрь жидкости, игрушка начинает издавать необычный звук, напоминающий соловьиный свист.
В широком же смысле под свистулькой можно подразумевать абсолютно любой свистящий инструмент.
По дизайну
Изначально свистулька обладала формой птички, имеющей какое-то особое значение для наших предков: библейского голубя, совы, «синей птицы», утки, курочки или петушка. Становясь с течением времени обычной детской игрушкой, она сохраняла птичий облик, но обретала и новые «личины»: диких и домашних животных, характерных для определённой местности, героев народных сказок и былин. Особняком стояла такая разновидность глиняных свистулек, как окарина.
Создавалась она не с целью забавы, а именно как музыкальный инструмент, поэтому не покрывалась краской и ничем не украшалась. Натуральный узор на поверхности получался благодаря обвариванию в молоке или разведённой муке с последующим запеканием в печи.
Как сделать своими руками?
Перед тем, как начать пошагово воплощать в жизнь какой-либо мастер-класс, мастеру следует определиться с выбором используемого материала. Как и у любой керамики, в основе свистульки лежит глина, становящаяся при обжиге красноватой или белой. Впрочем, природный материал не особо подходит для творчества, так как он часто содержит вкрапления песка, мелких камушков и другого, по сути, мусора. Глина, содержащая до 5% песка, имеет название жирная, а до 30% – тощая. Материал, подходящий для создания глиняных игрушек, должен содержать от 10 до 15% песка, то есть представлять собой глину средней жирности.
На производстве природный материал проходит специальную обработку, в результате чего образуется керамическая масса или глиняное тесто, более пригодные для лепки. Однако подобные подготовительные мероприятия можно провести и самостоятельно в случае небольшого количества субстанции.
- На первом этапе глина извлекается из карьера при помощи заступа. Далее комки просушиваются на чистой горизонтальной поверхности и измельчаются при помощи молотка. Сразу же заготовку следует очистить от камешков, щебня, щепок, соломы и прочих примесей.
- Получившаяся масса разводится в воде, причём на часть глины должно приходиться три части жидкости. Смесь тщательно перемешивается мутовкой, после чего отстаивается до тех пор, пока песок и камешки не осядут вниз, а наверху не останется осветлённая вода. Слив всю жидкость, необходимо вычерпать из сосуда саму глину – то есть средний слой – и разместить её в ведре или специальной гипсовой ванной. Материал просушивается до консистенции густого теста или же до тех пор, пока он перестанет прилипать к рукам. Промяв глину для устранения воздушных пузырьков, необходимо провести тестирование: вылепить рулетик диаметром приблизительно 15-20 миллиметров и согнуть пополам.
- При отсутствии либо же малом количестве трещин можно переходить к лепке свистулек. Храниться керамическая масса должна в герметично закрывающемся полиэтиленовом пакете. Если на протяжении данного срока она подсохнет, то внутрь можно залить небольшое количество воды и всё тщательно размять. Срок эксплуатации заготовки составляет несколько месяцев.
- Для обжига игрушек профессионалы задействуют муфельные печи либо же специальные устройства для обжига керамики, хотя укрепить изделие можно попробовать в костре, духовке или газовой плите. В крайнем случае фигурка просто высушивается: она получится довольно прочной и будет громко свистеть, но разрушится при попадании жидкости.
Для начинающих творцов одним из первых мастер-классов может стать изготовление глиняной птички при помощи прищипывания – самой простой техники, не требующей специальных инструментов и даже особых навыков. Единственное, что потребуется для работы – это круглая, довольно тонкая палочка, которая с одной стороны заострена конусом, а с другой заточена в форме прямоугольной лопаточки. Самодельный инструмент удастся сконструировать из древка старой кисточки либо же апельсиновой палочки для маникюра.
Лопатообразный кончик обязательно должен получиться ровным и обладать шириной 3-4 миллиметра, а также толщиной от 0,5 до 1 миллиметра.
- Работа начинается с формирования упругого шарика из небольшого кусочка глины. Надавив на заготовку большим пальцем и тем самым сформировав углубление, следует плавными движениями вылепить чашечку с толстыми стенками. Во время работы большой палец обычно прищипывает массу изнутри, а остальные сжимают её снаружи. Можно и поступить наоборот: расположить большой палец снаружи, а остальные разместить внутри. У готовой чашечки должны получиться стенки, равные хотя бы 4 миллиметрам, однако бывалые мастера, как правило, доводят это показатель до 2 миллиметров.
- На следующем этапе объёмная фигурка должна закрыться, то есть стенки придётся «подсобрать». Происходит это следующим образом: сперва формируется складка, а затем при её выравнивании глина вытягивается наверх. При повторении данной последовательности постепенно чашка должна вытягиваться и из шарообразной становиться грушевидной. Пока отверстие не уменьшится, изнутри фигурку следует поддерживать указательным пальцем. Обхватив заготовку большими и указательными пальцами со всех сторон, необходимо постепенно уменьшать диаметр до тех пор, пока не сформируется хоботообразный выступ – хвостик будущей птицы. При желании его можно даже приподнять.
- Чтобы свистулька стала устойчивой, в её нижней части выдавливается небольшое углубление. Клюв формируется из маленького шарика, который сжимается пальцами с трёх сторон для получения конуса, после чего фиксируется на туловище. Острым концом самодельного инструмента у птички формируются глазки и прорисовываются контуры крыльев. Отверстия для звучания свистульки получаются, благодаря использованию той же палочки. Острым концом она вставляется под хвостиком под углом 45 градусов к поверхности.
- Далее «лопаточкой» прорезается отверстие в самом хвосте. Важно, чтобы кончик инструмента выходил на острую кромку, сформированную на предыдущем шаге. Для того чтобы потоки воздуха спокойно проходили через свистульку, все отверстия должны быть ровными и очищенными от заусенцев. Кстати, звук станет гораздо интереснее, если добавить ещё по одной или двум маленьким дырочкам на крыльях, которые можно будет зажимать. Готовая конструкция подвергается обжигу и при необходимости раскрашивается.
Красивые примеры
Разнообразить простенькую свистульку в виде голубки удастся, раскрасив её яркими красками, прорисовав глазки, клюв и крылышки, а также добавив изящных узоров.
Такие «современные» цвета, как розовый, салатовый, светло-голубой и добавление глиттера позволят отойти от традиционного облика музыкального инструмента.
Для более классического воплощения игрушку можно выполнить в форме всадника, сидящего на лошадке, и раскрасить, вдохновляясь русской народной росписью.
Мастер-класс смотрите далее.