Музыкальные инструменты

Трещотка: история и описание музыкального инструмента

Трещотка: история и описание музыкального инструмента

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История появления
  2. Разновидности
  3. Описание
  4. Как играть?

Среди деревянных народных музыкальных инструментов Руси с давних времён известны трещотки. Они относятся к ударным инструментам, так как заменяют собой хлопки в ладошки, что так же часто практикуется при групповых исполнениях песен, обрядовых куплетов и танцев во время различных народных праздников, гуляний и свадеб.

История появления

Доподлинно неизвестно, где, кем и когда были изобретены трещотки. Существуют лишь некоторые археологические свидетельства, предполагающие появление пластинчатых шумовых музыкальных инструментов под Новгородом не позднее XII века. А также они использовались и в других областях европейской части России. До сих пор имеются мастера в деревнях Тульской, Калужской, Новгородской, Курской и Ленинградской областях, занимающиеся изготовлением трещоток разных конструкций.

Причинами их появления в средние века, скорее всего, стали такие факторы:

  • обыкновенное желание разнообразить скудный набор музыкального сопровождения у сельчан самодельным и простым по изготовлению ударным инструментом;
  • хлопать в ладоши на уличных праздничных мероприятиях морозными зимами очень затруднительно (а трещоткой можно действовать в варежках).

Любая из названых причин или обе сразу могли надоумить умельцев работы с деревом из разных мест средневековой Руси изобрести трещотку. Это произошло, конечно, не в одно время, и благодаря не одному человеку, но факт остаётся фактом: инструмент появился, использовался в прошлом, используется и сейчас в народных музыкальных коллективах, поддерживающих русские древние традиции и культуру.

Разновидности

Деревянный ударный музыкальный инструмент трещотка имеет ещё одно название – трескотуха.

По конструкции трещотки делятся на 2 основных вида:

  • пластинчатые;
  • круговые.

Но и среди этих групп идёт разделение на разновидности по различным критериям. Например, пластинчатые по внешнему виду называют веерными, плоскими, курскими, рукоятчатыми. Все они представляют похожие модели (веерные из деревянных пластинок), но отличаются либо формами своих пластинок (закруглённые со свободных концов и полностью квадратные, одинаковые по размерам и имеющие разную длину), либо исполнением пластин и прокладок (единые и раздельные).

Круговые трещотки имеют не так уж и много разновидностей:

  • одноязычковые;
  • состоящие из нескольких язычков;
  • однополосные (однорамные);
  • двухполосные.

Могут ещё отличаться размерами рамки, исполнением механизма вращения рамки на ручке, материалом язычков и конструкцией зубчатой вставки.

Описание

Пластинчатые модели трещоток изготовляются из набора сухих и хорошо обработанных деревянных дощечек длиной от 13 до 18 см и шириной от 5 до 7 см. Толщина дощечек – 5-6 мм. Комплект пластин для трещотки может состоять из произвольного их числа (от 12 до 20 шт.). Самым лучшим материалом для изготовления пластин является древесина дуба. При отсутствии этого материала используют древесину клёна или ореха (то есть твёрдые породы дерева).

Дубовые трещотки издают наиболее ясный и громкий звук, нежели сделанные из любого другого растения.

Между каждой пластиной устанавливается прокладка – такая же дощечка, по длине составляющая не более 1/3 от длины основной. Толщина прокладки составляет 3 мм.

В одном из концов основных пластин и их прокладок просверливаются по 2 одинаковых отверстия как по месту положения на плоскостях, так и по диаметру (3 мм). После этого пластины и прокладки поочерёдно нанизываются через отверстия на верёвку, шнур или толстую леску, которые по окончании монтажа планок закрепляются узлами либо на ручках. Нередко пластинчатые трещотки дополняют несколькими бубенцами и украшают лентами, чтобы обратить внимание слушателя на этот музыкальный инструмент.

Круговые трещотки состоят из корпуса и ручки. Корпус представляет собой прямоугольную деревянную рамку с размерами 20х10, 20х5, 30х10. Ручка вставляется в корпус у одного края поперёк длинной её стороны. На оси ручки внутри рамки имеется зубчатое колёсико (вставка), представляющее собой деревянный цилиндр шестерёнчатого типа.

В противоположной от шестерёнки короткой стороне рамки делается паз, куда вставляется упругая деревянная либо стальная пластина, называемая «язычком». Язычок доходит свободным концом до зубчиков вставки, о которые и щёлкает при круговом вращении рамки. Звук такой трещотки напоминает непрерывную стрельбу из детского автомата.

Имеются модели круговых инструментов со сдвоенными рамками в одном корпусе или с несколькими язычками в одной рамке.

Как играть?

На круговой трещотке смогут без проблем сыграть даже дети: нужно лишь взять инструмент за ручку и вращать рамку вокруг оси. Детские игрушки, сделанные по подобию трещотки, очень популярны.

Очень интересный и полезный в плане развития для детей другой вариант - веерный. С ним много чего можно развить у ребёнка (координацию, ритм, внимание).

Пластинчатый инструмент держат перед собой руками с двух сторон на уровне груди. При игре вееру пластинок дают возможность раскладываться, а затем с треском возвращаться в исходное состояние. Путём действий обеих рук: встряхивая поочерёдно кистями, поднимая или опуская руки, переворачивая инструмент, музыканты создают самые невероятные ритмические рисунки.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.