Виола (от итал. viola) являет собой целое семейство струнных смычковых музыкальных инструментов, известных как минимум с XV века. Незаслуженно забытые в XVIII в. и пережившие второе рождение в XX в., виолы продолжают радовать ценителей академической музыки и всё чаще привлекают внимание композиторов.
История происхождения
Доподлинно известно, что на рубеже XVI и XVII веков итальянским мастером Литуэром был изготовлен новый музыкальный инструмент. За его основу автор взял испанскую виуэлу, которую он оставил с прежним строем, но изменил форму корпуса и грифа. Далее никаких кардинальных изменений в конструкцию внесено не было, и инструмент просуществовал в первозданном виде около 200 лет. На протяжении эпохи Возрождения мелодичное звучание виол можно было услышать на церковных службах, аристократических приёмах и народных гуляньях.
В сравнении со скрипкой виолы занимали более высокое положение – они считались благородным инструментом знати, в то время как скрипка была больше инструментом улиц.
Первые виолы были довольно громоздкими, из-за чего играть на них можно было только сидя. Исполнитель при этом должен был держать инструмент вертикально, опирая его на бедро либо придерживая между колен. Такая виола получила приставку «да гамба», что в переводе с итальянского означает «нога».
Чуть позже появились инструменты меньшего размера, которые при игре стали располагать на плече. Они получили приставку «да браччо», что в переводе означало «по руке».
Звучание виолы было настолько мелодичным, что в соседних странах быстро оценили новый инструмент и даже внесли в него некоторые изменения. Так, французы для того чтобы усилить звучание начали устанавливать на него струны, изготовленные по новой технологии. Они оборачивали обычные струны из кетгута серебряной проволокой и перекручивали их.
Кроме того, именно французские мастера добавили ещё одну струну – басовую, сделав таким образом из 6-струнного инструмента 7-струнный.
Расцветом популярности виолы в Европе по праву считают начало XVII века. Именно в этот период инструмент широко шагнул в аристократические массы, и практически в каждой состоятельной семье было сразу несколько экземпляров разного размера. Большой вклад в развитие виольной музыки внесла Англия, чьи композиторы написали, пожалуй, самое большое количество сочинений для виолы.
Однако в середине XVIII века старая добрая виола отошла на второй план и уступила место модной скрипке. Публика предпочла яркие и сочные скрипичные звуки мягкому и приглушённому тембру виолы, предав старинный инструмент незаслуженному забвению. Среди последних выдающихся виолистов того времени стоит отметить современника и коллегу Гайдна – Карла Фридриха Абеля, со смертью которого инструмент более чем на столетие исчез с профессиональной академической сцены.
Возрождение виолы произошло лишь в первой половине XX столетия стараниями таких великих музыкантов, как Пауль Грюммер, Христиан Деберайнер и Август Венцингер. Именно они вернули инструмент на концертные сцены и дали ему вторую жизнь. На протяжении всего XX столетия происходило медленное, но уверенное восстановление профессиональной исполнительской школы, и на сегодняшний день виола представлена в ведущих консерваториях Европы и Америки.
Разновидности
Классификацию инструментов семейства можно произвести по размеру, количеству струн, тембральной окраске, пропорциям, строю и регистру.
-
Размеры первых виол были довольно разнообразными. Среди них встречались как модели средних размеров, так и довольно крупные образцы. И лишь к XVI веку, с появлением виол да гамба и да браччо, размеры в основном стандартизировались.
- Количество струн менялось с течением времени. Если самые первые инструменты имели 5 струн, то у более поздних образцов их количество достигало 6 и даже 7 штук. Более того, для улучшения звучания под обычными струнами из жил мастера натягивали струны из металла, так называемые резонансные струны. Они не были предназначены для игры и начинали звучать при вибрации основных струн, придавая звучанию неповторимую, завораживающую тембральную окраску.
- Что касается пропорций, то, например, у моделей да гамба длина струн относительно корпуса была несколько меньше, чем то же соотношение у разновидности да браччо. Плечи у ножных образцов были более покатыми, нежели у ручных, а окантовка – напротив, была более массивной и выразительной.
- К концу XVII века виолы начали делиться на сопрано, альты, теноры и басы, причём басовые модели в основном использовались в качестве ансамблевого инструмента, тогда как остальные разновидности были востребованы для сольных выступлений.
Следует отметить и модификации инструментов, популярные в разных странах. К примеру, виола бастарда была немного больше да гамбы и пользовалась популярностью в Англии, а виола да бардоне имела 7 основных, 15 резонансных струн и предназначалась не только для игры при помощи смычка, но и для пиццикато.
Виола помпоза была придумана Бахом и слегка превосходила по размеру альт. Виола пардюс считалась самой миниатюрной из всего семейства и напоминала скрипку, а английский виолет был очень схож с виолой д'амур – изящным инструментом для влюблённых.
Как звучит?
Виола отличается необычайно нежным и мягким звуком, нередко дополненным звучанием резонирующих струн.
Важным отличием звучания виолы от звучания других смычковых инструментов является возможность извлечения очень тонких звуковых нюансов, которые по своей динамичности могли сравниться только со звуками клавесина.
Мелодии для виол записывались в основном в мензуральной нотации с применением лютневой табулатуры. Благодаря прекрасному звучанию виолы нередко использовались в качестве солирующего инструмента в академических оркестрах и специально под них сочинялись ричеркары, сюиты и мадригалы.
Интересные факты
С семейством виол связано множество удивительных фактов, вот наиболее интересные из них.
-
Известный английский живописец Томас Гейнсборо всегда мечтал уединиться в безлюдной деревушке и всласть наиграться на виоле.
-
Мастер Джон Роуз при изготовлении инструментов использовал резьбу, украшая головки грифов изображениями людей и животных.
- Коллекция виол Людовика XIV насчитывала 24 экземпляра. К тому же «король-солнце» прекрасно играл на них.
- Английский король-тиран Генрих VIII тоже довольно виртуозно владел инструментом. А его коллекция насчитывала 19 экземпляров.
- Композитор Йозеф Гайдн в угоду своему хозяину князю Эстерхази – большому почитателю игры на виолах – написал для этого инструмента 126 произведений.
Услышать виолу да гамба вы можете в следующем видео.