Виола да гамба

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История и значение
  2. Разновидности
  3. Возрождение инструмента

Виола да гамба является музыкальным инструментом с пятью-семью струнами и смычком, напоминающим по диапазону и размеру родственную виолончель. Обычно на виоле играют в сидячем положении, вертикально придерживая ее между коленей или расположив боковиной на ноге.

История и значение

Появился музыкальный инструмент в XVI веке в эпоху Возрождения. Если сравнивать со скрипками, то его пропорции имели укороченный корпус касательно длины струн и плоскую нижнюю деку. Гамбы были тоньше и легче, их форма корпуса была не настолько очерченной, что не в такой степени оказывало воздействие на извлекаемый звук.

Из всего семейства виол ножная гамба сохраняла важнейшее значение: для игры на гамбе было сочинено множество произведений знаменитых авторов середины XVIII столетия. К завершению XVI века в Италии началось массовое распространение скрипок в качестве самых подходящих итальянскому менталитету музыкальных инструментов, гамбы нашли свое истинное предназначение в Великобритании. Виола да гамба в полной мере подходила музицирующим англичанам, об этом говорит множество замечательной музыки, созданной для ансамблей, в течение целого столетия. В те годы в семьях англичан-музыкантов были гамбы разных размеров.

Гамба за счет особого строения грифа с ладами, извлекала более утонченный и приглушенный звук, чем инструменты скрипичного семейства, но не давала свободу интонирования. Тонкие мягкие звуки были ее ярчайшим выразительным средством, при этом не возникало звуковых перегрузок.

Однако страной, где сольные возможности гамбы были сполна раскрыты, стала Франция, ближе к концу XVII века. Диапазон гамбы был расширен, добавлена еще одна низкая струна. За счет поощрения со стороны ценителей музыки было выпущено великое разнообразие изысканных музыкальных произведений Марина Маре.

В композициях французов можно было идентифицировать присущие щипковой лютне приемы струнной игры. Гамба получила предельное развитие своей технической составляющей. В игре на виоле совершенствовались аристократы и представители знатного рода. Несмотря на глубокое звучание, гамбы со временем были вытеснены скрипками, которые громче звучали в больших залах, но имели меньше струн. Интимность музыкального звучания делала гамбу сольным инструментом, подходящим только для небольших залов, а извлечение выровненных, лишенных динамичности звуков стало одновременно и причиной спада популярности этого необычайного инструмента. По завершении XVIII века гамбы почти полностью исчезли из обихода, и их место заняла виолончель.

Разновидности

Как правило, различают четыре разновидности виолы да гамбы:

  • альтовая;
  • теноровая;
  • дискантовая;
  • басовая.

Помимо основных видов изготавливались виолы-лиры, имеющие и резонансные струны. Настроенные в унисон струны приводились в движение с помощью клавиш, а также бурдонные струны были расположены на грифе.

За теноровой виолой, являющейся представителем данного семейства и закрепилось общепринятое название «виола да гамба». За всю историю существования инструмента использовались гамбы:

  • сольные;
  • ансамблевые;
  • оркестровые.

Англичане раскрыли сольные возможности гамб и стали изготавливать уменьшенные басовые гамбы, получившие название Division-Viol. Более маленькую по размеру сольную гамбу с переменным строем назвали лира-виолой.

Возрождение инструмента

Возрождение виолы да гамба произошло в начале XX века, когда дебютантом нового столетия стал гамбист Христиан Дёберайнер, исполнивший сонату К. Ф. Абеля в 1905 г. Дёберайнер также исполнял на гамбе репертуар середины XVIII века, солируя в концертах композитора Баха.

Примерно в это же время в некоторых странах Европы пробуждается интерес к виоле, начинают создаваться ансамбли виолистов, например, семья А. Долмеча в Англии и квартет А. Венцингера в Базеле, а также смешанные ансамбли старинных инструментов с виолами.

Виола да гамба, практически забытая и вытесненная другими инструментами, возвратилась в концертные залы и церкви за счет выступлений исполнителей современности. Лучшим виртуозом по игре на гамбе признан итальянец Паоло Пандольфо. Сегодня принято считать, что контрабас комбинирует некоторые характеристики и виолы, и скрипки. Игра на инструменте была воссоздана любителями виолы и специальными обществами, куда входят увлекающиеся ей музыканты.

О том, как звучит виола да гамба, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.