Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Японские музыкальные инструменты

Японские музыкальные инструменты

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Обзор видов
  3. Использование в современной музыке

На формирование традиционной музыки Японии повлияло искусство Китая, Кореи и некоторых других азиатских стран. Но те начальные музыкальные формы, что были в стране до проникновения в ее культуру соседних традиций, уже услышать трудно.

Японская музыкальная традиция таким образом – это синтез всех тех влияющих направлений, которые она приняла. Это определенная синергия, которая может показаться очень интересной западному слушателю. И не менее интересными будут инструменты, ставшие национальным достоянием.

Особенности

Прародители японских музыкальных инструментов завезены в страну из Китая и Кореи, и произошло это в VIII веке. Сегодня, если взглянуть на эти инструменты, можно увидеть сходство с некоторыми западными и другими азиатскими образцами. Но сходство скорее внешнее, а вот извлечение звука точно имеет свои особенности.

В целом история развития музыки в Японии насчитывает несколько этапов, отличающихся характером, динамикой, влиянием других культур. Например, в период Дзёмон существовали окарина и каменный свисток, керамические сосуды в это время могли использоваться в качестве ударных. Тогда японское общество складывалось из рыболовов, охотников и собирателей, которые в духовной жизни ориентировались на магию. И это отражалось в характере музыки и инструментов, на которых ее извлекали. Музыка являлась частью магических ритуалов.

В период Яёй музыка была сопроводителем похоронного обряда, а также некоторых земледельческих ритуалов. В 710 году при императорском дворе образована служба гагакурё – она отвечала в том числе и за приобщение знати к музыкальной культуре, обращаясь к опыту ведущих средневековых государств. В дальнейшем было много событий, заимствования, переплетений культур и технологий.

После Второй мировой восстановили Японскую лигу современных композиторов, появились оркестры и оперные труппы, открывались колледжи и музыкальные школы. В 50-х годах прошлого века появилась и первая студия электронной музыки. На сегодняшний день отмечается некое противостояние западной и традиционной направленностей в музыкальной культуре, но острым его не назовешь.

И национальные инструменты не стали сугубо музейными образцами: тем более что интерес к ним со стороны европейцев, кажется, только растет.

Обзор видов

Что же это за инструменты? Они в чем-то очень похожи на европейские, а в чем-то совершенно удивительные (непонятно, как это придумано, и как это использовать). Но деление на виды стандартное.

Ударные

Первый пример, который может быть знаком человеку другой культуры по японским фильмам, – дайко. Так в Японии называют все барабаны. И эти инструменты также имеют следы корейской и китайской музыкальной миграции, которая случилась примерно в III-IV столетиях. Каркас дайко деревянный, с двух сторон он обтянут кожей. Размеры самые разные: от очень маленьких до таких, в которые барабанить приходится сразу нескольким музыкантам.

Варианты:

  • симэ-дайко – звучание настраивается особыми винтиками;
  • бедайко – конструкция не дает возможности изменить звук.

Обычно дайко используется в классике, хотя иногда его задействуют в маршах и разного рода представлениях. Это звук повышения дисциплины, координации, он же влияет и на психологическую концентрацию. Другая вариация русского звучания инструмента – тайко.

А вот барабан цудзуми похож на песочные часы, представлен двумя разновидностями: меньшей – коцудзуми и большей – оцудзуми. Использовались оба инструмента в выступлениях театра. Коцудзуми надо держать на плече, причем правом, во время игры музыкант меняет высоту тона сжатием тесемок. Оцудзуми предполагается держать на левом бедре.

Еще один популярный ударный инструмент – тэмпл-блок, являющийся атрибутом буддийского культа. Он достигает 16 см, по форме округлый, немного вытянутый. Изделие полое, с глубоким разрезом. На этом инструменте принято играть палочками и молоточками, обычно инструментов 4 или 5. Они подбираются по звуку, крепятся на специальном держателе. Звучание у тэмпл-блока цокающее, глубокое.

Духовые

  • Красивый самобытный инструмент из этой группы – сякухати. Бамбуковую дудку японцы заимствовали у китайцев, но она стала поистине народным инструментом. Звуки сякухати просты и лаконичны, они способствуют медитации, расслаблению.
  • А вот хитирик – еще один распространенный духовой инструмент – очень напоминает миниатюрную флейту. Его делают из дерева, а точнее, из бамбука, который является основой хитирика. А вот украсить основу может кора вишневого дерева. В звуковом диапазоне только октава, звук извлекается из отверстий.

У хитирика есть колечко, благодаря которому можно менять тональность.

  • Еще один инструмент, который можно назвать видом флейты – сё. Так называют связку из узеньких бамбуковых трубочек, которых ровно 17. У инструмента есть язычки, и это дает возможность брать аккорды из шести нот (но 6 – это максимум).
  • Еще более экзотичным можно назвать хорагай, изготовленный из раковины моллюска. У этой самой раковины отрезали узенький кончик, а потом к изделию прикрепляли мундштук (в крайнем случае его подобие). Его использовали главным образом в религиозных обрядах.

Струнные

Самый знаменитый из всех традиционных японских инструментов, без сомнений, сямисэн. Его отличает широкий тембральный диапазон. Корпус инструмента представлен деревянным каркасом, обтянутым максимально туго шкурой. От корпуса к шейке сямисэна тянутся 3 струны, их надо касаться большим плектром. Изначально струны перебирали небольшим медиатором, но потом технологический прием изменился.

Очень интересно варьировать тембр сямисэна изменением струн, шейки, плектра. Видов только этого инструмента порядка двух десятков. Длина у всех одна, но остальное может значительно различаться, потому разница регистров величиной в октаву абсолютно реальна. Порой сямисэн использовали (и используют сегодня) в качестве музыкального фона, сопровождающего декламатора.

Есть и другие представители струнных.

  • Сансин – применяется для исполнения народной музыки на Окинаве. Он считается прототипом сямисэна. Его корпус обтягивает кожа змеи, а струн следует касаться медиатором, надеваемым на указательный палец.
  • Бива – тоже очень красивый инструмент, длиной около метра. Его игра украшает ритуальные церемонии, но можно на нем играть и даже современные хиты, получается завораживающе. Еще удивительнее то, что появился инструмент 13 столетий назад, но слушать его нравится и современным людям. Его каркас выполняют из тутового дерева, он обретает миндалевидную форму. А струны у бивы шелковые, и их перебирает плектр. Типы этого инструмента многочисленны: например, гакубива имеет 4 струны, она создает гагаку, особенно звучание. А мособива, тоже оснащенная 4 струнами, была инструментом ослепших монахов.
  • Кото – щипковый инструмент, который часто называют японской цитрой. Особенность его в том, что играть на нем приходится специальными ногтями-медиаторами (накладками). Они надеваются на три пальца. А вот тональности и лады настраиваются еще до игры, струнными подставками-мостами.
  • Муккури – так называется бамбуковый варган, звуки которого издаются, когда играющий раскачивает язычок нитью. Звучание может быть сильным, громким, агрессивным. Инструмент надо прижимать к губам, можно даже хватать зубами.
  • Кокю – или нечто вроде японской скрипки, тоже очень известный смычковый инструмент. В длину достигает 70 см, а смычок больше – до 120 см. Корпус спереди обтянут кошачьей, а сзади – собачьей кожей. Смычок же делают из конского волоса. Кокю при игре держать следует вертикально, он должен упираться в колени, иногда и просто держат перед собой.

Этим список невероятных национальных инструментов не заканчивается, но вышеупомянутые образцы – самое известное наследие в музыке страны.

Использование в современной музыке

Япония – другой мир, и в музыке тоже. Есть мировые тренды, а есть собственные стили, не похожие ни на что другое. В середине 60-х на Западе наметился всплеск интереса к японской музыке: американский композитор Джон Кейдж прилетел в Токио (с Йоко Оно, к слову), чтобы дать несколько выступлений. И это стало началом нового этапа культурного обмена. Западные музыканты впечатлялись национальным колоритом японской музыки, бывали в храмах, слушали такие экзотические для них инструменты, как тайко, сямисэн, кото, и, насколько могли, популяризировали эту музыку.

Сегодня же японская музыка в мире известна прежде всего такими жанрами, как джи-поп, джи-рок и вижуал-кей. Когда-то в стране всю западную музыку называли каёкёку, но потом жанры стали дробиться, смешиваться. Сейчас для удобства поп и рок относят к джи-попу, отдельной категорией выступает японская музыка, еще одна категория – энка (баллада) и классика.

В целом можно сказать, что сегодняшняя музыка Японии, направленная на массового слушателя, отошла от традиций пентатоники. Как ушли в тень традиционные методики и ходы. Но национальные инструменты, аутентичные, яркие, отличающие японский стиль, все еще звучат. Например, сямисэн используется там, где нужно усилить национальный колорит – в аниме и японских фильмах. Его можно сравнить с русской балалайкой, которая также вызывает прочные ассоциации с народной культурой страны.

Музыкальные ансамбли, состоящие из барабанщиков, – это практически бренд Японии. Такую музыку слушают вживую, ведь она, действительно, создает некую нить между исполнителем и слушателем, позволяя последнему испытывать сильные эмоции.

Концерты, где исполняется музыка на национальных инструментах, проводят в филармониях, крупных учебных заведениях. Для современной Японии это не только дань традициям, а часть сегодняшнего дня, необходимый для японца штрих аутентичности.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.