Мышление

Индуктивное мышление: особенности, разновидности и советы по развитию

Индуктивное мышление: особенности, разновидности и советы по развитию

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Типы
  3. Как развить?

Нередко достоверность расследования ситуации зависит от выбранного способа мышления. Сведения можно получить путём продвижения от анализа частей объекта к последующему изучению всего предмета. Речь идёт об индукции.

Что это такое?

Мыслить индуктивно означает переход от частного случая, отдельного факта к обобщению, которое основывается на совпадающих свойствах, обязательных для всех изучаемых объектов. Например, исследования растворимости в жидкости аммиачной, калиевой, кальциевой, натриевой селитр навело учёных на мысль, что все селитры хорошо растворяются в воде. Индуктивное мышление характеризуется переходом от конкретного образа к обобщению фактов и выведению общих правил.

Это означает, что человеческая мысль в момент отслеживания каких-то явлений или изучения объектов выискивает однородные признаки или общие закономерности и формирует единое для них положение. Наблюдения позволяют прийти к общему выводу.

Индуктивный метод пластичен. Его механизм направлен на нахождение объективных критериев подтверждения гипотез с помощью эмпирических посылок.

Индуктивный мыслительный процесс не строится на изобретении правила открытий научных истин. Индуктивные размышления предполагают подтверждение достоверного заключения, основанного на предпосылках, конкретных наблюдениях. Заключительный аргумент служит подтверждением истинности вывода. На основе обобщения объяснений строится теория.

Метод широко используют в науке. На начальной стадии он поддаётся исследованию в отличие от дедуктивного способа, нацеленного на доказательство и подтверждение гипотез. Индуктивный мыслительный акт ориентирован на создание новых теорий, возникающих в ходе изучения конкретных фактов. Сведения носят описательный характер, их можно сравнивать.

Опираться только на индуктивный мыслительный процесс без параллельного использования дедуктивного мышления не рекомендуется. Лучше всего прийти к конечному результату, который получен дедуктивным способом и подтверждён признаками, выявленными посредством индукции.

Применение только индуктивного способа может привести к ложному выводу. Например, всем известно, что сахар, сода и соль прекрасно растворяются в воде. Это сыпучие вещества. В результате можно сделать ложный вывод, что все сыпучие вещества хорошо растворяются в воде. Песок – сыпучее вещество, следовательно, он отлично растворяется в воде. Однако это не так.

Типы

Существует выражение «женская логика». Оно появилось из-за привычки женщин делать вывод из отдельно выхваченных фраз, произнесённых кем-то. Например, глава семейства упрекнул супругу в том, что она пересолила суп. В другой раз он спросил её о том, почему до сих пор не выглажен пиджак. На основании двух замечаний жена приходит к выводу, что муж считает её плохой хозяйкой. Мужчинам свойственно мыслить дедуктивным способом. Они воспринимают логику и целостность, а женщины – конкретику и детали.

При превалировании индукции в мыслительной деятельности появляются выводы, которые не всегда соответствуют истине. Только одновременное правильное использование индуктивного и дедуктивного методов могут уберечь человека от патологии в мыслительном процессе. К типам индуктивного мышления относят обобщение, статистический силлогизм, простую индукцию, аргумент из аналогии, случайный вывод, прогнозирование.

  • Обобщение исходит из отдельной предпосылки, которая приводит к общему выводу. Пример: девушке понравилась повесть Валентина Распутина «Пожар». Она захотела изучить всё творчество писателя, потому что уверена в том, что все произведения вызывают огромный интерес у читателей.
  • Статистический силлогизм ведёт от обобщения к выводу об индивидууме. Например, в деревне началась эпидемия гриппа. Виктор – житель этой деревни. Следовательно, он может заболеть гриппом.
  • Простая индукция происходит из предпосылки небольшого образца к выводу о другом человеке. Можно привести такой пример. Перед приходом гостей сестра наводит порядок в своей комнате. Следующий визит знакомых опять побуждает сестру к уборке квартиры. Значит, сестра каждый раз убирается перед посещением друзей семейного очага.
  • Аргумент из аналогии предполагает учёт общих качеств нескольких объектов с последующим выводом о том, что вещи могут иметь ещё и другие свойства. Например, для овцы шерсть значит то же самое, что для коровы – молоко.
  • Случайный вывод может быть установлен в результате соотношения двух объектов, указывающих на причинно-следственную связь между ними. Подтвердить эту связь должны другие установленные данные. Так, исследование мужского алкоголизма выявило, что некоторые испытуемые пьяницы в детстве наблюдали за выпивкой родителей. Вывод: частое употребление спиртных напитков в семье служит причиной алкоголизма у мужчин.
  • Прогнозированию предшествуют образцы, взятые из прошлой жизни. Например, знакомый купил лотерейный билет и выиграл немалые деньги, следовательно, приобретя подобные билетики, я тоже могу неожиданно разбогатеть.

Как развить?

Для формирования индуктивного мыслительного процесса необходимо развивать гибкость мышления в целом. Для этого надо расширять кругозор, увеличивать собственное жизненное пространство. Человек, мыслящий однобоко, не способен строить множество вероятностей развития событий, полно и достоверно объяснять какое-нибудь явление.

Формулировку выводов надо производить только на основе точных суждений. Понятие об истине и достоверности сведений может сформироваться только при получении конкретизированных выводов. С этой целью необходимо обращаться к новым знаниям, почерпнутым из прочитанных книг. Чтение развивает мыслительную деятельность индивида, который мысленно строит взаимосвязанные цепи получаемых сведений, приходит к правильному результату. Решение логических и математических задачек позволяет натренировать одновременно индуктивный и дедуктивный способы размышления.

Умение пользоваться двумя методами в совокупности даёт возможность человеку всегда отличать правдивые и ложные предположения, делать достоверные выводы.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.