Научное познание влияет на мировосприятие человека, осмысление жизни. Научно-познавательный мыслительный процесс направлен на решение актуальных задач, принятие конструктивных идей, успешное преодоление трудностей, улучшение качества жизненных условий каждой отдельной личности и общества в целом.
Что это такое?
Формирование научной мыслительной деятельности осуществляется в процессе познания мира. Научное мышление является особым видом познавательного процесса, нацеленного на внедрение объективных сведений в человеческое сознание. Познавательная функция отражает сущность науки.
Научный стиль мышления направлен на выработку достоверных знаний о личности, обществе и природе. Он воссоздаёт объективную картину мира посредством анализа и синтеза.
Все продукты научного мышления обоснованы и собраны в единую систему. Классификация наук по предметным областям вычленяет общественные (социально-гуманитарные), естественные, технические и математические науки.
- Социально-гуманитарные науки нацелены на получение знаний об обществе и человеке. История и правоведение пронизывают все области общественной жизни. Общие знания о социуме зафиксированы в философии и социологии. Антропология, эстетика, этика, филология, психология, политология, культурология, экономика раскрывают конкретную область общественной сферы. Научное мышление в гуманитарной области исследует человеческие помыслы, побуждения, намерения и личностные ценности.
- Естественные науки предполагают изучение природы. Биология, химия, география, геология, экология, физика, астрономия вооружают людей новыми познаниями, способствующими улучшению качества жизни. Например, в медицинской отрасли научные открытия способствуют выздоровлению пациентов, страдающих ранее считавшимися неизлечимыми заболеваниями. Учёные-экологи исследуют водоёмы и окружающую среду, предупреждают население об опасности их загрязнения.
- К техническим наукам относят механику, робототехнику, информатику, агрономию, архитектуру, которые ускоряют научно-технический прогресс. Многие технические науки призваны автоматизировать производство предприятий, снабжая их новейшими технологиями. В современном мире успешно используют роботов, новые виды энергии, ультразвуковые методы обработки, лазеры в технике.
- Математические теории снабжают все другие науки формальными языковыми средствами. Подсчёты, измерения, описания формы объектов применяются для нахождения общих законов природы. Наблюдается их структурная взаимосвязь. Математические модели используются в мыслительном научном процессе при изучении большинства наук.
Все науки периодически пересекаются. При научном исследовании мышление направлено на изучение сведений, законов конкретных процессов и на анализ, выявление в них закономерных, повторяющихся явлений.
Индивид с научным мышлением обладает гибкостью, независимостью. Он объективно воспринимает происходящее в окружающем мире, охотно получает основные знания, усваивает новые сведения, готов к любым переменам.
Особенности
Научное мышление характеризуется фундаментальностью. В отличие от обыденной мыслительной деятельности, ему присущи универсальность, разумность, целесообразность, высокий уровень обобщения знаний, умение формулировать проблемы и строить гипотезы, логическая непротиворечивость и доказательность, стремление к объективности и достоверности получаемой информации, проверка фактов с помощью аргументов, развитость понятийного аппарата.
Весь мир науки представлен в виде понятий и терминов. Наличие методологии является обязательной составляющей общего процесса. Данный вид мыслительной деятельности предусматривает преемственность в использовании накопленных ранее знаний и множества новых достоверных идей. Он выполняет познавательную, мировоззренческую, деятельностную, культурную и социальную функции.
В психологии выделяют основные особенности научного мыслительного процесса.
Объективность
При научном подходе к изучению предмета или явления происходит полное отстранение от субъективного мировосприятия. Во время чтения художественной литературы человек ощущает субъективный взгляд автора на явления и факты. В научном трактате отражаются только факты, полученные путём тщательного объективного исследования. Личностная информация об учёном отсутствует.
Системность
В течение многих веков народ собирал всевозможные описания и объяснения различных фактов и явлений. Со временем их упорядочение привело к появлению определённых понятий и терминов.
Сложившаяся система теоретических данных представляет собой описание сведений, полученных в результате научных изысканий.
Обоснованность
Научное мышление подразумевает теоретическое обоснование принципов и закономерностей. Часть из них долгое время остаётся на уровне предположений и предсказаний, которые по каким-то причинам ещё не имеют доказательной базы, но в дальнейшем учёные обоснуют догадки. И они будут научно доказаны или опровергнуты. Хранилище доказанных различных теорий и гипотез содержит множество аргументов, подтверждающих их объективность.
Устремленность в будущее
Научное мышление устремлено в будущее. Для науки имеют большое значение результаты исследований не только для текущего промежутка времени, но и для их совершенствования, трансформации в перспективы.
Учёным важно определить законы и закономерности развития явлений для принесения пользы человечеству в дальнейшей жизни. Такой вид мышления даёт возможность конструировать будущее из отдельных деталей, существующих в настоящем.
Наука вычленяет объективно верные фрагменты, части, формы, которые пригодятся грядущему поколению.
Концептуальность
Естественно-научный подход к получению знаний для закрепления теорем, закономерностей разнообразных понятий обязывает исследователей обращаться к формулам, символам и другим знакам. Специфическая знаковая система постоянно совершенствуется, корректируется, дополняется на протяжении всего периода существования науки.
Осознанность
Осуществление наблюдения и контроля за исследованием объектов и явлений, их связей между собой свидетельствует о сознательном применении учёными научных методов.
Экспериментальный подход
Теории строятся на основе проведённых экспериментов. Научный мыслительный процесс даёт возможность использовать полученные результаты для сбора доказательной базы огромного количества исследованных объектов. В ходе экспериментов формируются конкретные понятия, делаются определённые выводы.
Принципы
- Главным принципом научного мыслительного акта является присутствие эксперимента. По сравнению с эмпирическим мышлением, научный подход подразумевает распространение экспериментальных результатов на очень широкий диапазон сведений. Благодаря этому учёные обретают возможность сделать больше различных выводов.
- Второй принцип свидетельствует о стремлении учёных к объективности и отстранённости. Эмпирический подход подразумевает непосредственное участие личности в эксперименте с учётом последующего оценочного мнения. Во избежание случайного или намеренного искажения выводов, полученных в ходе эксперимента, при научном мыслительном процессе наблюдение осуществляется со стороны.
- Третий важный принцип заключается в систематизации полученных сведений с целью построения теории. Эмпирический подход не предполагает теоретического синтеза знаний, поэтому все данные рассматриваются отдельно друг от друга. Научный подход усматривает взаимосвязь между явлениями с дальнейшим группированием их и составлением классификации.
Методы
Научное мышление стремится к применению определённых приёмов познавательного процесса.
Научный метод отличается точностью, строгостью и объективностью.
Он позволяет объективную закономерность превратить в правило действия исследователя. Универсальными способами такого познания являются анализ и синтез, дедукция и индукция, моделирование, аналогия, абстрагирование и идеализация.
Анализ предполагает расчленение целого на составные части, синтез – соединение частей в единое целое. При дедукции доказательство выводится из одного или нескольких достоверных утверждений, основанных на законах логики. При индукции отдельные факты приводят к общему положению. Метод моделирования предполагает воссоздание характеристик объекта с помощью специально созданной другой модели. Этот способ применяют при затруднениях, возникающих во время исследования самого объекта.
Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от некоторых свойств явлений и отношений между ними, выделении какого-нибудь их качества. Результатами абстракции могут быть различные категории и понятия. Идеализация представляет собой мыслительный процесс, сопряжённый с образованием неких абстрактных понятий, не всегда сбыточных в реальности.
К методам научного исследования относят измерение, сравнение, описание, систематизацию и классификацию. В мыслительной деятельности, связанной с наукой, широко распространены эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические
Научные методы и эмпирические способы познания предполагают проведение экспериментов для получения определённых сведений. Они опираются на эксперимент и наблюдение. Для проведения эксперимента создают специальные условия, устраняют препятствующие ему факторы, применяют соответствующие технические устройства. Исследование явлений и предметов проходит путём воздействия субъекта познания на объект исследования. При наблюдении подобное воздействие отсутствует.
Для организованного и продуктивного уяснения исследуемого материала возможно использование приборов и инструментов.
Эмпирические методы основываются исключительно на данных, полученных опытным путём. При научном подходе добытая эмпирическим способом информация обязательно подтверждается или опровергается теоретическим толкованием, исходящим из конкретных предпосылок.
Теоретические
Всю информацию, полученную экспериментальным способом, учёные фиксируют в форме теории. В её структуру входят фундаментальные представления, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы.
Для построения теории применяют методологию и логику. Теоретические знания базируются на одной из форм: теории, гипотезе, проблеме и законе.
Теоретический подход включает формализацию и математизацию. При первом способе научная информация проявляется через знаки специально созданного языка. Второй метод подразумевает внедрение математических достижений в исследуемую область знаний.
Исторический метод предусматривает описание процесса с учётом его уникальных особенностей. Логический метод предполагает воссоздание системы абстракций в теоретической форме. Все объекты представлены на разных ступенях своего развития, иными словами, фиксируется весь их исторический путь. Логический метод тесно связан с историей, которая освещает этапы развития событий в их конкретных формах проявления с соблюдением их хронологии. Единство всех методов, используемых в научном мышлении, обеспечивает дальнейший научно-технический прогресс.