Top.Mail.Ru
Мышление

Понятийное мышление: что это такое и как развить?

Понятийное мышление: что это такое и как развить?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности
  2. Плюсы и минусы
  3. Чем отличается от образного мышления?
  4. Принципы и инструменты
  5. Применение в разных сферах
  6. Советы по развитию

Как жить по понятиям? Не тем, что были распространены на территории нашей страны в лихие 90-e криминальными и полукриминальными элементами, а тем, что начали формироваться в головах людей всей планеты на более раннем этапе эволюции. Речь о понятийном мышлении.

Особенности

Термин «понятийное мышление» в психологии появился не так давно. Его ввел советский ученый Лев Семенович Выготский. С 1924 по 1934 год он изучал, как сознание влияет на образ мыслей человека. И пришел к следующему выводу — то, как человек думает, зависит от следующих факторов:

  • умения видеть истинную суть явления,
  • способности отыскать причину происходящего,
  • умения предвидеть последствия,
  • навыка обращения с информацией,
  • умения ее систематизировать,
  • способности выстраивать полную картину происходящего.

Лишь те, кто обладает данной формой мышления, способны грамотно разобраться в любой ситуации. Остальные, а по некоторым данным их около 80%, думают, что правы лишь потому, что так думают именно они. Любую ошибку они объясняют вмешательством извне.

Он не способны предугадать последствия своих действий, в результате чего часто допускают ошибки.

Понятийное мышление – способность не врожденная. Оно начинает появляться у ребенка в возрасте 6-7 лет. Именно тогда проявляется его способность не просто получать знания, но и давать им собственную оценку. Теоретические знания в случае, если не будет применено понятийное мышление, останутся лишь сухой, зачастую ненужной, а потому и быстро забываемой информацией. Считается, что понятийное мышление впервые сформировалось у человека, когда появилось слово. Именно оно дает возможность представить то, что невозможно «потрогать». Счастье, совесть, обида, злость – это всего лишь слова, которые каждый воспринимает по-своему. То, как это происходит, во многом зависит от того, какое образование получил гражданин, какую литературу изучал, с какими ситуациями сталкивался лично.

Чтобы определить, насколько развито понятийное мышление, можно воспользоваться и куда более простым способом. Выберите из набора следующих слов лишние. «Снегирь, воробей, птица, канарейка, страус, пингвин, ворона». Большинство из тех, кто проходит этот тест, выбирают пингвина или страуса, аргументируя это их размерами и непохожестью на остальных пернатых. Хотя правильный ответ – «птица». Именно это слово лишнее в данном списке. Оно лишь объединяет – все остальные, другие являются ее видами.

Еще один вопрос из другой области. Сколько будут стоить 2 трехрублевые булочки, если килограмм муки стоит 20 рублей? Удивительно, но некоторые начинают искать трудное решение, которое на самом деле лежит на поверхности. Ведь сколько бы не стоило сырье, две булки по 3 рубля будут стоить 6. Прошли тест? Теперь давайте попробуем понять, а стоит ли радоваться и расстраиваться полученному результату.

Плюсы и минусы

Именно способность ясно излагать свои мысли является одной из главных отличительных черт человека с понятийным мышлением. Он четко понимает суть каждого произнесенного слова. Для него это инструмент изложения собственных знаний и суждений. В то же время человек, не обладающий понятийным мышлением, может иметь в запасе куда больше слов, но использовать их «не по назначению». Их мысли во время речи путаются, они с трудом подбирают нужные слова. Для них сначала было слово, тогда как для первых сначала появляется мысль.

Но, как известно, все мы не без недостатков. Так и люди с понятийным мышлением. Они не способны быстро реагировать и действовать в стрессовых ситуациях.

Им нужно все обдумать, выстроить логическую цепочку событий, проанализировать произошедшее, понять возможные последствия. И это скорее минус, чем плюс.

Чем отличается от образного мышления?

Не стоит путать понятийное мышление и образное. Они различаются по ряду признаков. Первое дает обобщенную характеристику происходящего, которая появляется благодаря опыту, полученному человеком в разные отрезки своей жизни. Второе выхватывает из памяти некие образы. Картина воссоздается с помощью воображения и поэтому не всегда имеет очевидную связь с действительностью.

Есть и общие моменты – и тот, и другой вид мышления основан на собственном опыте, полученных знаниях и умениях. Однако понятийное мышление выключает фантазию, оно основывается лишь на достоверных фактах, точных данных, анализе конкретных цифр и явлений. Понятийное мышление как бы дополняет образное, корректирует его, выводит в более конструктивное и логическое русло.

Принципы и инструменты

Человек с понятийным мышлением всегда основывается на принципе взаимосвязи. Он не рассматривает отдельно взятые моменты поодиночке. Для него важно докопаться до сути. Поэтому для него неразрывны такие понятия:

  • причина произошедшего и то, к чему оно приведет;
  • цель и средства, которые помогут в ее достижении;
  • условие, доказательство (обоснование), вывод.

Чтобы сложить в голове все эти понятия, мыслящий понятийно использует следующий набор умственных инструментов.

  • Создание системы. Несколько вопросов и ответов существуют не отдельно друг от друга, а объединяются в единое целое.
  • Умение абстрагироваться. Некие отдельные характеристики явления, предмета или существа он может «отбросить» при определенных обстоятельствах и рассматривать происходящее без учета некоторых его признаков.
  • Синтез. Несколько отдельных признаков одного и того же явления умело объединяются в единое целое и таким образом дают полную картину.
  • Умение анализировать ситуацию. Несмотря на то, что человеку с понятийным мышлением свойственно использовать синтез, он в то же время способен отделять зерна от плевел, вычленять необходимые в определенный момент признаки.
  • Сравнительный анализ. С его помощью составляются различия явлений или событий. Таким образом, формируется нечто общее, что могло привести к происходящему.
  • Переход от частного общему. Сбор нескольких различных явлений в общую категорию. При использовании всех этих инструментов мы получаем наиболее полную картину происходящего. При таком подходе к решению проблемы шанс на ошибку минимален.

В то время как человек, не обладающий понятийным мышлением, идет напролом. Его упрямство ведет его к цели путем проб и ошибок. Нередко это приводит к тому, что он просто «разбивает голову», так и не докопавшись до истины.

Применение в разных сферах

Понятийное мышление больше свойственно тем, кто изучает точные или естественные науки. Однако не нужно думать, что оно может применяться только в определенных сферах жизни. Такой образ мышления может пригодиться как дома, так и на работе.

В бытовой

Отсутствие понятийного мышления может привести к путанице. Нехватка знаний в конкретной области не дает возможности человеку стать полноценным членом общества. Некоторые люди настолько упрямы, что не хотят развиваться. Поэтому разговор с ними чаще всего сводится к известному: «я всегда прав, если я не прав, смотри пункт первый». Их эмоции и выводы идут скорее от сердца, чем от головы. В результате, даже во время просмотра футбольного матча с друзьями у них возникает недопонимание. Лишенный понятийного мышления не владеет конкретными терминами в данной области. А из телевизора постоянно звучат такие слова, как победитель, призер, фаворит и соискатель. Человеку без понятийного мышления не хочется вдумываться. Он хочет все понимать на интуитивном уровне.

Его оппонент готов уйти с головой в решение любого вопроса. Справедливости ради, нужно отметить, что делает он это даже тогда, когда это не особо нужно. Поэтому общение с такими людьми нельзя назвать легким. Например, прежде, чем ответить на вопрос, как добраться до библиотеки, они проведут целое исследование. На такси – быстро, но дорого, на общественном транспорте дольше, но дешевле, причем анализ, каким именно автобусом или троллейбусом воспользоваться, тоже будет присутствовать, пешком еще дольше, но бесплатно.

Пока не будет найдено оптимальное решение, человек в понятийным мышлением никуда не пойдет. Эмоциональные решения – это не про него.

В деловой

Здесь понятийное мышление является залогом успеха. Чем бы вы ни занимались – экономикой, программированием, юриспруденцией, сельским хозяйством или промышленным производством, везде важно точно определять понятия. Разночтения в условиях задачи, договора, контракта неминуемо приведут к краху. Поэтому действовать в бизнесе исключительно по зову сердца противопоказано. Необходимо включать понятийное мышление, в котором нет места ошибке.

В научной

Развитие этой отрасли также невозможно без применения понятийного мышления. Любая ошибка при изучении исходных данных может привести к провалу. Возьмем для примера экономическую отрасль и часто употребляемое в ней слово «рынок». Его значение можно трактовать самыми разными способами. Мировой рынок с его правилами и центральный в отдельно взятом городе, существующий по своим законам – это абсолютно разные вещи. Поэтому при решении вопросов на эту тему важно точно определиться со значением термина. Понятийное мышление здесь пригодится как никогда.

Советы по развитию

Многие специалисты, причем весьма обоснованно считают, что уровень понятийного мышления в последнее время резко упал. Причем особенно это заметно в молодежных кругах. Виной всему нынешние стандарты образования. В частности, введение ЕГЭ. Такой метод аттестации выпускников привел к тому, что они копят лишь поверхностные знания и только по тем предметам, которые собираются сдавать. Их не интересуют причинно-следственные связи. И в этом не их вина. Такой образ мысли им навязан существующей действительностью.

В большинстве своем подростки разучились размышлять. Мало того, что эта способность не востребована системой образования, так ее еще губят многочисленные гаджеты. Для того, чтобы узнать ответ на любой интересующий вопрос, не нужно копаться в собственной голове. Интернет в помощь. Дети не считают в уме, у каждого под рукой калькулятор, установленный в телефоне. Они стали разговаривать на непонятном старшему поколению языке.

Многочисленные соцсети и мессенджеры ввели в их обиход краткость, которая в данном случае далеко не всегда родственница таланта. Вместо спасибо у них «спб», вместо дня рождения – «ДР», всеми любимый новый год теперь не что иное, как «НГ».

Более того, они ведут разговоры сразу с несколькими собеседниками. А это заставляет действовать и говорить быстро, не задумываясь. Об анализе здесь не может быть и речи.

В результате некоторые из них в обычной жизни не могут связать и двух слов, четко сформулировать свои идеи. Как уже отмечалось ранее, первые зачатки понятийного мышления появляются в достаточно раннем возрасте. Развить такие способности у ребенка проще всего в игровой форме. Для этого можно использовать упражнения, похожие на эксперименты. Дети должны на собственном примере, а не посредством данных из учебника научиться определять свойства предметов или явлений.

В первую очередь дайте школьнику право на ошибку. Пусть он найдет правильный ответ методом проб и ошибок. Ему кажется, если разлить 2 стакана воды по трем маленьким, то жидкости станет больше. Хорошо. Дайте ему возможность убедиться в обратном. Лейте вместе с ним воду по разным емкостям, пока он не поймет, что ее объем не меняется.

Еще одно популярное занятие больше напоминает исследовательскую работу. Возьмите несколько разных предметов. Первая задача – найти в них нечто общее: цвет, запах, размер, вес, материал, из которого они сделаны и так далее. Далее следует вычленить отличия. После чего начинается самая интересная и познавательная часть, в ходе которой предстоит поместить предметы в различные условия. Например опустить в воду, положить в морозильную камеру, обдать огнем, скинуть с высоты. Пусть ребенок попытается предугадать последствия событий. Не беда, если сначала ваши ожидания о высоком уровне понятийного мышления чада не оправдаются, с каждым новым экспериментом он будет все лучше узнавать мир и самостоятельно делать выводы о событиях.

Еще одна рекомендация. Чаще задавайте вопросы ребенку о том, почему он думает именно так, а не иначе. Заставляйте его размышлять. Только делайте это ненавязчиво. Например, спросите, как он понял, что был дождь. В идеале нужно получить несколько ответов: бабушка пришла в мокром плаще, деревья за окном мокрые, кругом лужи. Ищите разные варианты вместе с ним. И, конечно, много читайте. Хорошая книга – не только лучший подарок, но и толчок к развитию мышления, причем не только понятийного.

1 комментарий
0

Насчёт первой задачки, я выбрал канарейку из-за первых букв в словах, у всех других была пара по первым буквам.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.