Каждый человек ежедневно сталкивается со множеством проблем, требующих быстрого и эффективного решения. Справиться с задачами любой сложности и при этом избежать множества ошибок помогает сформированное системное мышление.
Что это такое?
Само понятие появилось во второй половине ХХ века. К этому времени мир сильно усложнился, и применения логического мышления стало недостаточно для эффективного выполнения многогранных задач, поставленных перед человечеством современной многомерной действительностью. Появилась необходимость в задействовании более сложного типа мыслительного процесса. Системное мышление даёт возможность человеку оценивать любое событие целостно, наблюдать и применять все взаимосвязи и взаимозависимости действий и явлений реального мира.
Человеческий мозг способен воспринимать любой предмет как часть системы. Кроме того, он может всю систему разложить на отдельные структурные части. Люди могут прогнозировать их возникновение, развитие и разрушение. Это значит, что личность умеет мыслить системно.
Суть понятия можно изложить простыми словами. Любой объект относится к какой-либо системе. Все её части упорядочены и связаны между собой так, чтобы весь процесс шёл в нужном направлении к достижению единой цели. Системность позволяет каждой отдельной частичке обладать всеми признаками целостной системы.
Например, человек представляет собой сложное создание, состоящее из множества отдельных элементов. Структура человеческого организма складывается из сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, опорно-двигательной, половой, покровной, выделительной, иммунной систем. Иными словами, все органы человека объединены в конкретные системы. Человек может существовать только при их одновременном функционировании.
Все отдельные элементы объединены сложными, многоплановыми связями в единое целое. Любой сбой в одной из систем приводит к изменениям других её частей. Важно понять, что человеческий организм – целостная система. При заболевании одного из органов лечение надо проводить комплексно, с учётом всех системных связей. Таким образом, каждая система содержит в себе множество подсистем, которые дробятся на более мелкие детали. Любой, даже самый малозначимый элемент влияет на состояние системы в целом.
Но и целостный объект является частичкой более крупного структурного образования. Человек выступает в качестве члена семьи. Ячейка общества относится к какому-то этносу, принадлежащему определённому государству. Оно, в свою очередь, является частью человечества, представляющего собой частичку живой природы земли. Земной шар есть элемент вселенной. Кроме того, любая личность может являться членом какого-то рабочего или спортивного коллектива, сообщества в социальных сетях, клубах.
Системное мышление основано на способности мозга объективно оценивать существующую реальность. Выставление диагноза пациенту врачом или размышление специалиста над устройством автомобиля, определением поломки в нём связаны с непосредственным обозрением формы и внутреннего строения локальных систем. Иными словами, принятие решения на основе увиденного с помощью глаз относится к локальному уровню. Мысленный охват экономической модели и способность воспроизводить её образ расширяют сознание до глобального уровня.
Управление всеми процессами, происходящими с человеком, требует задействования системного мышления. Его часто сопоставляют с логическим мыслительным процессом, подразумевающим анализ и синтез умственных операций. Но принцип определённого алгоритма не всегда эффективен при решении трудных жизненных задач. Он не позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, увидеть все её внутренние и внешние связи. Решение задачи посредством логического анализа без применения системной мыслительной деятельности может привести человека к заблуждению.
Примером служит мелиорация, повсеместно проводившаяся в советские времена. Логические рассуждения позволили людям сделать вывод, что сжиженные и неприятно пахнущие участки земли не нужны. Было принято решение осушить болотистые местности с целью получения добавочных участков, оснащённых плодородной почвой. Исчезновение болот должно было уничтожить скопища комаров, змей, избавить от повышенной влажности.
С логической точки зрения процесс должен был принести пользу человечеству. Но оказалось, что болотистые участки подпитывали мелкие речушки и ручейки. После их уничтожения обмелели крупные реки, уменьшилось количество родников, снизился урожай, исчезли заливные луга, на которых паслись животные. Логическое мышление не позволило учесть многогранную взаимосвязь экосистемы. В результате мелиорации вымерли некоторые виды насекомых, животных, растений.
Любая система представляет собой целостное и неделимое образование, отдельные части которого взаимодействуют друг с другом различным образом. Функционирование всей системы зависит не от элементов, а от способа их взаимодействия. Иной раз они могут быть противоречивы и парадоксальны, но системное мышление позволяет увидеть и учесть все нюансы взаимодействия элементов системы.
Принципы системного мыслительного процесса сводятся к открытости, целеустремлённости, многомерности, контролируемости и нетривиальности.
Для чего используют?
Системное мышление необходимо людям, занятым в сфере науки, искусства, образования, политики, бизнеса, менеджмента. Его используют в качестве конкретного и структурированного инструмента в области инженерии, физики, логистики. Технология распределённого учёта даёт новую жизнь информационным системам в сфере программной инженерии. Системный мыслительный подход помогает человечеству ориентироваться в запутанном мире новых и старых способов работы. Он выявляет лучшие из многочисленных практик предприятия и способствует эффективному развитию проекта.
Выбор правильных методов управления и внедрение новых технологий помогают устранить ошибки. С помощью системного мышления решают различные производственные, исследовательские и жизненные проблемы. Этот вид мыслительной деятельности является важной составляющей для руководителей, так как мыслящий системно человек обладает рядом свойств:
- умением эффективно управлять любыми системами, в том числе и организовывать труд других людей;
- гибкостью ума, готовностью к развитию и изменению своих убеждений;
- умением переключаться с одного объекта на другой;
- способностью разглядеть закономерность процессов и обратную связь;
- умением грамотно построить цели и найти способы их достижения;
- возможностью восприятия ситуации с различных ракурсов;
- способностью оценивания событий и сведений в комплексе, то есть целостно;
- умением различать связи между отдельными частями всей системы, а также объектами, расположенными вне её;
- искусством создания моделей реальных событий, с помощью которых можно установить причинно-следственные связи и увидеть различные варианты их развития;
- способностью прогнозирования и выбора подходящей тактики поведения в любой сложившейся ситуации.
Системный подход используется при создании новых технических и организационных систем, объединении знаний из разных теоретических данных. Он даёт возможность правильно анализировать ситуацию. Чёткое понимание устройства мира снижает количество совершаемых ошибок. Системное мышление используется в построении личных взаимоотношений, помогает индивиду осознать происходящие вокруг события.
Люди, обладающие данным видом мыслительной деятельности, редко становятся жертвами мошенников и манипуляторов. Они правильно анализируют искажённые сведения, представленные СМИ, так как могут объективно оценивать факты.
Личность, умеющую мыслить системно, сложно ввести в заблуждение.
Уровни
Люди, способные мыслить системно, находятся на разных уровнях владения таким мышлением. Некоторые могут заметить только один признак из большого количества характеристик целой системы. Другие способны увидеть все признаки, но не могут выявить взаимодействия между ними. Третьим присуща способность выявления всех признаков и нахождения связей между ними. Наконец, существуют люди, обладающие высшим уровнем системной мыслительной деятельности, которые могут сами проектировать признаки и создавать собственную систему.
Системное мышление основано на методологии научного познания. С точки зрения познавательной деятельности, мыслительный процесс любой личности может иметь какой-то свой уровень способности думать системно.
Нулевой
Нулевому уровню присуща некомпетентность. Обычно люди, имеющие нулевой уровень, не владеют навыками системного мышления. Они не могут анализировать ситуацию и действуют интуитивно. Им сложно вычленить главные моменты, оценить риск, спрогнозировать последствия событий.
Самые важные обстоятельства ситуации они оставляют без должного внимания. Необдуманные, спонтанные решения принимаются такими индивидами очень часто. Они не задумываются о последствиях.
Первый
Начальный уровень характерен людям, способным разглядеть влияющие на события факторы, структурировать информационные сведения, применить значимые критерии и сформулировать логичные выводы. Системный подход к ситуации у такой личности прослеживается исключительно в тех областях, где человек хорошо ориентируется. Только в этих сферах он способен установить причинно-следственные связи.
Второй
Люди с данным уровнем способны анализировать большое количество различных сведений, в том числе комплексных и многофакторных явлений. Они могут отделить главную информацию от второстепенных фактов, увидеть причинно-следственные связи. Неплохо анализируют ситуации, выходящие за пределы их профессиональной компетенции. Им присуща вариативность мышления, которая позволяет разработать несколько вариантов решения одной проблемы. Эти индивиды способны уловить барьер, препятствующий достижению цели, обойти его или преодолеть препоны другим способом.
Третий
Личность с таким уровнем системного мышления способна к созданию новых концепций, позволяющих найти решение для трудных практических задач. Индивиду присуще умение эффективно достраивать недостающие звенья системы. Он способен делать правильный вывод на основе частичных или противоречивых сведений.
Как развить?
Научиться мыслить системно может человек, которому вообще не присущ этот вид мыслительной деятельности. А люди с врождёнными способностями системного восприятия действительности имеют возможность развивать их, придавая им осознанность и организованность.
Формирование системного мыслительного процесса тесно связано с познавательными функциями. Оно предполагает внимательное и детальное наблюдение за окружающим миром, проникновение в глубинную суть предметов и явлений, восприятие всех мельчайших деталей и нюансов. Функционирование той или иной системы, протекание каких-либо процессов внутри её, а также последствия дают возможность индивиду изучить работу всего механизма и научиться решать проблемы с помощью приобретённых познаний.
Расширение собственного кругозора и развитие разносторонних интересов помогают человеку выработать умение мыслить системно и слаженно. Необходимо избавляться от стереотипов, сформировавшихся на протяжении жизни. В нестандартной ситуации они мешают принять правильное решение. Немаловажное значение имеет развитие памяти. Оно нацелено на запоминание получаемых знаний с их анализом и систематизацией.
При системном подходе активно работают все виды запоминания: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная, моторная, сенсорная, эмоциональная память. Нужно уделять большое внимание умению сосредоточиться. Оно развивает способность быстрого переключения внимания с одного объекта на другой.
Такое умение даёт возможность человеку работать сразу над несколькими проектами, при этом удерживать в уме различные задачи.
Тренировать системный мыслительный процесс у взрослых можно путём создания ситуаций неопределённости. Человеку предлагают найти эффективное решение посредством создания модели задачи и её решения. Придумывание ситуаций неопределённости и поиск путей разрешения приучают мыслительный процесс к системности. Приобретённый навык нередко используется в жизни. Не каждое событие имеет стопроцентную определённость, жизненные обстоятельства порой неожиданно меняются. Это требует применения подходящего способа решения проблемы.
Сформировать компетенцию малыша в области системного мышления очень сложно. Выработать системный подход к восприятию окружающего мира у детей можно посредством расширения их ментальных убеждений. Важно научить малышей фильтровать поступающие сведения, чтобы они могли выделять важную информацию и отбрасывать ненужные, второстепенные факты. Для обучения конструированию нужно создавать ситуации, которые дети должны додумывать.
Очень важно развивать способность видения обратной связи. Малыш должен научиться прогнозировать как одномоментные последствия принятых решений, так и их долгосрочные перспективы. Необходимо создавать различные ситуации, требующие поиска разных путей.
Самым эффективным методом развития системного мышления является решение творческих задач и головоломок.
Упражнения
Системный подход к выполнению заданий не ограничивается жёсткими рамками стандартов. Хорошо проводить групповые игры с присутствием соревновательного момента. Для развития системного мыслительного процесса рекомендуют выбрать абсолютно любой объект и разделить выполнение упражнения на 2 этапа.
- Выбранное понятие нужно записать на листочке. Затем надо выписать в два столбика различные подсистемы, входящие в структуру этого объекта. Например, в центре листка фиксируют слово «торт». Справа от него появляются такие понятия, как «красивый», «круглый», «свечи», «вкусный», «сладость», «лакомство», «десерт», «разрезанный», «кусочек», «слой», «ярус», «начинка». Слева от слова «торт» выписываются слова «мука», «тесто», «сливки», «крем», «сгущёнка», «мёд», «фрукты», «масло», «корж», «суфле», «конфитюр», «клубника», «малина», «орехи», «сахарная пудра», «сода», «дрожжи».
- Необходимо определить более крупную систему, в которую входит данное понятие, частью чего оно является. Тут может быть день рождения, юбилей, свадьба, банкет, торжество, праздник, чаепитие, кулинарный отдел, кондитерский цех.
Существует много детских игр, нацеленных на развитие системного мышления. Детям предлагают составить иерархию частей системы, назвать целый предмет на основании его частей, продолжить уменьшение или увеличение до предела, найти общее, вычленить главное. Например, сформировать навык отделения главного свойства от второстепенных признаков помогает игра, в которой дети должны поделиться десятью мыслями с прилетевшим на Землю инопланетянином.
Следующее задание сводится к тому, что малыш размышляет, из каких главных деталей состоят различные предметы (автомобиль, стиральная машинка, кровать, детская коляска, кастрюля), как они связаны между собой. Без каких ингредиентов невозможно сварить суп, а какие компоненты использовать необязательно.
Ребёнку развивают системное мышление любые ребусы, арифметические головоломки, шахматные задачи. Например, несложная задачка для начинающих шахматистов сводится к тому, что слон нарядился в привидение с целью напугать своих знакомых. Его задача – обойти ёлки, не перепрыгивая через них. Нельзя вставать на клетки, где ладья может сбить его. Для запугивания персонажа он должен попасть на клетку с его изображением. Сколько ходов надо совершить слону, чтобы побыстрее перепугать всех героев?
Никогда не решайте задачи за малыша, лучше помогите ему наводящими вопросами. Не заставляйте ребёнка выполнять задания насильно. Хвалите его даже при небольших успехах.