Мышление

Творческое мышление: особенности и развитие

Творческое мышление: особенности и развитие

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Методы активизации
  3. Упражнения
  4. Рекомендации

Рассматривая картины знаменитых художников, читая литературные произведения, восхищаясь новаторскими разработками в какой-либо области, мы порой задумываемся – как у людей рождаются такие идеи? Где они берут вдохновение? Почему лишь единицы способны мыслить нестандартно и совершать революцию в той или иной сфере? Ответ прост: у них отлично работает творческое мышление. Что это такое и можно ли его развить самостоятельно – читайте далее.

Что это такое?

На самом деле, каждый человек потенциально обладает творческим мышлением. Иногда его приравнивают непосредственно к творчеству, но в действительности данное понятие охватывает более широкую область мышления, а именно – способность нахождения альтернативных путей решения любой поставленной задачи. В психологии такое мышление называют дивергентным (от лат. divergere – расходиться), подразумевая снятие любых ограничений и зашоренности, отказ от шаблонов и любых привычных ходов, выход за рамки рутины.

Результатом такого мышления является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Рассмотрим основные особенности такого мышления:

  • любая идея, возникшая у индивидуума с развитым творческим мышлением, является нетривиальной и оригинальной, во всяком случае он стремится к этому;
  • творческая личность способна рассматривать объект с другого ракурса, использовать его по-новому, находить иные функции и применять их на практике;
  • творческий характер мышления означает наличие способности у индивидуума к продуцированию идей даже тогда, когда ничто во внешней среде не располагает к этому и не является ориентиром.

Факторы, которые влияют на творческую деятельность:

  • визуализация;
  • метафора;
  • аналогия;
  • юмор;
  • эмоциональность.

От людей, чья профессия так или иначе связана с творчеством, часто можно услышать, что самые важные и интересные идеи приходят к ним внезапно, а не после многочисленных раздумий и рассуждений. Таким образом работает механизм сверхсознания, отвечающий за сферу эмоций, чувств, интуиции.

Этапы творческого процесса:

  • появление идеи, интересной задумки;
  • использование различных умозаключений, даже самых невероятных, для объяснения данного явления;
  • проведение анализа и выбор лучших решений.

Методы активизации

В настоящее время существует множество способов активизации творческого мышления. Мы остановимся на некоторых из них.

Игра слов

Выберите 2 слова, используя при этом подручные средства: книжку, которую читаете, полученную СМС-ку, рекламное объявление на столбе или что угодно другое. Теперь свяжите их в одном контексте, найдите между ними нечто общее, сочините небольшую историю с их использованием. Возьмём, к примеру, такие слова: «мышь» и «провод». Что между ними общего?

Ну, во-первых, речь может идти о компьютерной мышке. Во-вторых, мышь вполне может перегрызть проводку в доме и устроить замыкание. Или же перебежать по проводам с одной крыши на другую и сменить местожительство.

При применении фантазии можно придумать и более замысловатую историю.

Латеральное мышление

Это рассматривание объекта со всевозможных ракурсов и нахождение необычного способа его применения. Пример: все знают, что такое зонт и для чего он нужен – для защиты от намокания во время дождя. Но если взять большой зонтик и покрывало, то можно сконструировать детскую палатку для игр дома. Из сломанного чёрного зонта получатся крылья летучей мыши для карнавального костюма.

«6 шляп»

Довольно интересная методика, требующая присутствия как минимум шести человек. Во время проведения дискуссии по поводу решения поставленной задачи, каждый из этих людей выбирает определённый цвет «шляпы» и действует согласно ему:

  • белая «шляпа» отвечает за логику – «примеривший» её будет всё «раскладывать по полкам»;
  • жёлтая – оптимистичная, тот, кому она достанется, будет смотреть на задачу только с положительной точки зрения и выделять плюсы;
  • чёрная – критичная, человек в этой «шляпе» будет разносить предложения «в пух и прах», выискивая минусы и слабые стороны;
  • зелёная – творческая, индивидуум, «примеривший» её, будет генератором идей;
  • красная – эмоциональная, задачей её обладателя станет описание эмоций, возникших у него в процессе выполнения задания;
  • синяя – философская, как правило, достаётся наиболее опытному специалисту, обобщающему предложения и мысли всех остальных.

Если вдруг в процессе игры в «6 шляп» индивидууму достанется неподходящая по цвету, это поспособствует его выходу из зоны комфорта и активизирует творческое мышление.

«Мозговой штурм» наоборот

Для начала напомним, что же такое «мозговой штурм». Так называется процесс высказывания любых идей при решении поставленной задачи, даже самых невероятных. К концу дискуссии остаются наиболее подходящие из них.

«Штурм наоборот» – это вынос на обсуждение откровенно неправильных идей, то есть, по сути, размышления на тему, как ухудшить сложившееся положение. При всей кажущейся абсурдности такая методика довольно действенна, и порой в процессе «штурма наоборот» возникают весьма интересные идеи.

Чтение слов задом наперёд

Можете делать это в одиночку, например, во время поездки в автобусе или прогулки по городу: читать слова на билбордах, вывесках не с начала, а с конца. Можно играть с другом: один называет «перевёрнутое» слово, другой старается как можно быстрее его перевести.

Ментальные интеллект-карты

Посередине листа бумаги вы записываете вопрос, который должен быть решён. От него стрелками-«веточками» расходятся ассоциации, связанные с его разрешением. Каждая из этих «веточек» также подразделяется на несколько возможных ассоциаций. Таким способом за достаточно короткий период можно найти отличное решение проблемы.

Арт-терапия

Возможность индивидуума через изобразительное искусство передать свои чувства и эмоции, придать им форму. Иногда подобное творчество раскрывает в человеке настоящий талант.

Вспомним великую Фриду Кало, чьи картины, написанные после перенесённой трагедии, великолепно передают её боль как душевную, так и физическую.

Метод инверсии

Его суть – поиск антирешения задачи, необходимый для понимания того, что точно не будет работать, не принесёт пользы. Рассуждения на тему «как не надо» часто приводят к тому, что человек видит то, чего как раз не хватало для воплощения его идеи.

Упражнения

Теперь давайте немного поговорим о том, какие технологии для развития творческого мышления существуют.

Подбор слов

Можно выполнять двумя способами:

  • подобрать как можно больше существительных, отражающих суть понятия, к примеру, цветок – растение, зелень, бутон, трава и т. д.;
  • составлять ассоциативные цепочки: предлагается дополнить набор из 3-5 слов собственной ассоциацией, например, крыша, дверь, крыльцо (окно) – элементы дома.

Поиск похожих признаков

Нахождение наибольшего количества схожих признаков для абсолютно разных понятий:

  • мяч-автомобиль;
  • собака-дерево;
  • море-поезд;
  • песок-вода.

Предсказания

Отличное упражнение для развития воображения. Существует много его вариаций.

Придумайте, что может случиться, если…

  • динозавры вдруг появятся на улицах города;
  • люди научатся летать;
  • домашние животные заговорят по-человечьи.

Представьте, что в вашем кошельке осталась последняя «пятисотка», а до зарплаты ещё неделя. Напишите список (или представьте его мысленно) из 10 продуктов, которые вы сможете купить на эти деньги и прожить 7 дней, не голодая.

Слова на одну букву

Возьмите любую букву алфавита и за установленный период времени (как правило, даётся 3 минуты, максимум 5) напишите как можно больше слов, начинающихся с неё.

Описание предметов

Находясь в любом месте, задержите взгляд на выбранном предмете. Запишите (или сформулируйте в уме) 5 прилагательных, максимально ему соответствующих, например, ваза – фарфоровая, белая, глянцевая, дутая, перламутровая. Теперь запишите 5 прилагательных, абсолютно не подходящих к выбранной вещи: ваза – пушистая, мягкая, бумажная, резиновая, кирпичная.

Рекомендации

Основы формирования творческого мышления у детей лучше всего закладывать в дошкольном возрасте путём решения задач, связанных с поиском предметов по их характеристикам. Если ребёнок справляется, он тем самым формирует свой интеллект, расширяет спектр умственных способностей. Далее малыш узнаёт всё больше нового и по достижении 6-летнего возраста может составить описание многих предметов, придумать историю, загадку, небылицу. Чем чаще он это делает, тем лучше работает его воображение.

Позаботьтесь о том, чтобы мышление ребёнка было:

  • гибким – он должен уметь рассматривать задачу с разных ракурсов;
  • беглым – способным быстро генерировать идеи;
  • оригинальным – чтобы для него не стало проблемой придумать необычную увлекательную историю.

Как родители могут помочь ребёнку при формировании творческого мышления.

  • Не ругайте малыша за выдумки. Поймите, он не хочет вас обмануть – он сам верит в свои фантазии, и для него это важно. Если он описывает, какую красивую фею видел на лужайке, не прерывайте его, а лучше подыграйте: попросите рассказать подробности этой волшебной встречи.
  • Творите совместно с ребёнком. Создавайте наряды куколкам, постройте гараж для машинок, сочините и разыграйте сказку, используя игрушки.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у малыша всегда были краски, карандаши, мелки, фломастеры, альбомы; приобретите пластилин, кинетический песок, не скупитесь на конструкторы – всё это способствует развитию творческих способностей.

Можете выполнить и несколько упражнений.

  • Нарисуйте несколько произвольных геометрических фигур и попросите ребёнка дополнить рисунок.
  • Предложите малышу описать выбранную игрушку пятью наиболее подходящими прилагательными, а после – подобрать пятёрку самых неподходящих.
  • Покажите ребёнку облако на небе, спросите, что или кого оно ему напоминает.
  • Поиграйте в «стройку». Запишите на бумаге слова: кошка, помидор, кирпич, комод, вода. Теперь малыш должен использовать их при строительстве домика. Например, кирпичи пригодятся для кладки стен, помидор – красный, краской такого цвета можно выкрасить фасад. Комод он поставит в гостиной, заведёт кошку и наберёт в ванну воды, чтобы её искупать. Слова можно использовать самые разные.

Занятия с ребёнком-дошкольником нужно проводить регулярно и лучше делать это в игровой форме, чтобы ему не стало скучно. Развитием творческого мышления у младших школьников занимаются и учителя, проводя различные внеклассные мероприятия, а также на уроках рисования, музыки, труда, литературы и русского языка. Здесь важно помнить, что правильный ответ «по шаблону» не всегда хорош, так как связан с зазубриванием, а не с творчеством. Поэтому педагоги должны давать ученикам возможность высказывать свою точку зрения и поправлять их только в случае грубых ошибок, но уж никак не высмеивая «за глупость» перед всем классом.

В возрасте от 6 до 11 лет у ребёнка формируется осознание собственной значимости в обществе, и подобного рода критика может заставить его замкнуться в себе.

Развитию творческого мышления у детей и подростков способствует хождение на дополнительные кружки и секции: в клуб робототехники, художественную и музыкальную школы, на танцы.

Насколько важно наличие творческого мышления у взрослых? Можно сказать, что очень важно, особенно для тех, кто хочет стать:

  • дизайнером;
  • психологом;
  • менеджером по рекламе;
  • писателем;
  • художником;
  • архитектором;
  • скульптором и т. д.

Взрослому человеку мыслить креативно часто мешает зашоренность его взглядов. Ему довольно сложно увидеть нечто необычное в обыденном, отойти от привычных методов решения каких-либо задач. Однако это вполне возможно, и есть определённые рекомендации по развитию творческих способностей у взрослых людей.

Выполняйте следующие упражнения.

  • Представьте самый обычный предмет, находящийся у вас дома, например, табурет. Придумайте, как его можно использовать ещё, кроме сидения на нём.
  • Составьте рассказ из ограниченного числа слов. Он необязательно должен быть реалистичным – чем больше вы вложите в него фантазии, тем лучше.
  • Придумайте фразы-оксюмороны, то есть сочетайте несочетаемые, противоречащие друг другу слова: живой труп, горячий снег, бесконечный тупик.
  • Читайте задом наперёд слова на билбордах, вывесках, рекламных плакатах, визитках.
  • Попробуйте начать чтение книги не с начала, а с середины или даже конца. Так вы сначала узнаете развязку, а только потом – пролог.
  • Учите иностранные языки. Это пригодится вам не только в путешествиях по миру, но и в развитии творческого мышления. Можете иногда мысленно переводить увиденные фразы с родного языка на иностранный по пути на работу или на прогулке.
  • Чаще используйте в своей речи синонимы – они делают речь богаче.
  • Заведите «идейный дневник» и держите его всегда при себе – тогда, как только у вас в голове возникнет интересная идея, вы сможете её тут же зафиксировать на бумаге, а после обдумать и, возможно, воплотить в жизнь.
  • Расширению кругозора способствует постоянное узнавание чего-то нового. Путешествуйте, знакомьтесь с культурами разных народов, интересуйтесь историей, литературой, кинематографом.

Но только не забивайте голову ежедневными новостями, взятыми из интернета или увиденными по телевизору: ничто так не способствует зашоренности и ограниченности мышления, как формирование «стадного эффекта» при помощи масс-медиа.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.