Думать, мыслить, познавать, создавать – в каждого из нас природа заложила эту удивительную способность. С момента появления на свет мозг человека начинает считывать информацию из внешнего мира, так запускается сложный и многогранный процесс мышления. Что такое мышление? Его виды и их характеристики рассмотрим в этой статье.
Общее понятие
Еще с древних времен люди пытались понять, что же такое мышление, как оно зародилось, как устроено, как работает этот загадочный механизм. Ученые, философы пытались раскрыть тайны человеческого сознания и изучить эту незримую неощутимую материю. На эту тему написано множество трактатов, книг, научных работ и статей. Мыслительные способности человека изучались и изучаются до сих пор разными научными дисциплинами, но остаются до конца непознанными. Конечно же, мы тоже не сможем совершить чудо и раскрыть как таковой феномен человеческого разума. Но взглянем на это понятие с позиций психологической науки и попытаемся разобраться в многочисленных видах мышления и их характеристиках.
В психологии есть много определений мышления. Дискуссии относительно этого вопроса ведутся беспрестанно. Нет необходимости приводить все примеры и детально разбирать каждый из них.
Главное, что разум – это уникальный дар, который присущ только человеку, это психический процесс, который позволяет нам познавать окружающий мир. Мозг считывает информацию извне, анализирует ее, делает определенные выводы, на их основе человек совершает действия.
В самом начале жизни индивида процесс познания кажется простым и примитивным (разумеется, только на первый взгляд), но по мере развития и взросления все больше усложняется. Накопленная со временем информация дает возможность разделять и обобщать, придумывать и рассуждать, конструировать и производить, созидать и творить, создавать бесконечное множество вариаций и комбинаций происходящего в мире. Но в основе всех этих действий лежит данная человеку природой возможность мыслить. И в психологии есть такое понятие, как типология мышления, в которой его разделяют на виды и типы, классифицируют на различные группы по определенным признакам.
Классификация
Отдельным предметом изучения в психологии является классификация и характеристика видов мышления. Существует множество наглядных таблиц, которые пестрят многообразием информации на эту тему. В их изобилии бывает трудно разобраться и понять всю сущность данной сложной системы. Попробуем все же выделить несколько основных групп, на которые исследователи обращают особое внимание. Основные виды мышления:
По содержанию
К этой группе относят:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- предметно-действенное;
- абстрактно-логическое мышление.
По характеру решаемых задач
Мышление может быть:
- теоретическое;
- практическое.
По степени рефлексии
Есть такие разновидности:
- аналитическое;
- интуитивное;
- реалистическое;
- аутистическое;
- эгоцентрическое.
По степени новизны
Может быть:
- продуктивное;
- репродуктивное, иногда именуемое интровертным.
По степени произвольности
Есть такие виды:
- произвольное;
- непроизвольное.
В соответствии с личностными особенностями
Разновидности:
- мужское;
- женское;
- позитивное;
- негативное;
- стратегическое;
- идеалистическое;
- иррациональное;
- рациональное;
- аналитическое;
- правополушарное и левополушарное;
- синтетическое.
Учеными выделяется еще много типов мышления в зависимости от результатов деятельности человека, его психического состояния, мировоззрения, восприятия реальности и пр.
Каждый из этих видов заслуживает персонального внимания и рассматривается в психологии отдельно, но мы рассмотрим только обозначенные выше.
По содержанию
Одна из разновидностей богатого выбора, выделяемая психологами, классифицируется по содержанию. К этой группе относят наглядно-действенное, образное, предметно-действенное и абстрактно-логическое мышление.
- Наглядно-действенное мышление. Индивид, сталкиваясь с непосредственной реальностью, приводит в действие данный тип осмысления. Он делает упор на конкретное восприятие предметов. Такая мыслительная деятельность характерна для раннего детского возраста и начинает развиваться с младенчества. Ребенок, который еще не умеет мыслить, говорить и что-то делать как взрослый, изучает мир с помощью прикосновений к предметам и разных экспериментов с ними. Он пробует мир буквально зубами, грызет их, стучит ими друг о друга, порой ломает. Таким образом, осуществляя наблюдение, производя с вещами определенные манипуляции, маленький человек изучает мир и делает свои первые выводы от полученных впечатлений. Во взрослом состоянии наглядно-действенное сознание характерно для работников производственной сферы.
- Наглядно-образное мышление. Оно основано на зрительных образах. Начинает развиваться у детей с середины дошкольного возраста, является доминирующим до окончания раннего школьного возраста. Взрослый человек также на протяжении всей жизни постоянно задействует наглядно-образное восприятие. Акцент в данном случае делается на представление различных предметов, явлений, ситуаций, а также на их различные трансформации и преобразования в человеческом воображении.
- Абстрактно-логическое мышление. В ходе мыслей подобного характера человек оперирует абстрактными, отвлеченными, неконкретными понятиями. Этот процесс происходит по следующей цепочке: восприятие, понимание, осмысление, обобщение. То есть человек, постигая для себя суть, смысл и значение чего-либо, в итоге создает свое индивидуальное обобщенное и абстрактное мнение относительно предметов, явлений, ситуаций, независимое от остальных членов общества.
- Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые веками строили и продолжают строить весь окружающий нас предметный мир. Они придумывают идеи, воплощая их делом в реальность.
Данные типы разума словно ступени поэтапно выкладывают путь развития человека с пеленок и до его полного становления как личности.
По характеру задач
Отдельно психологи описывают виды мыслительных способностей исходя из характера поставленных целей и выполняемых задач.
- Теоретическое мышление. Действующие законы, правила, нормы, теории, концепции, учения – всё это и многое другое является продуктом теоретического мыслительного процесса, позволяющего анализировать накопленные знания и представления, сравнивать их, классифицировать и формировать новые.
- Эмпирическое мышление – разновидность теоретического мышления. Для него характерны те же черты, но при нем главную роль будет играть проверка гипотезы на практике, а не только в теории.
- Практическое мышление. Здесь все относительно просто: плоды теории используются на практике, проверяются в действии. Всевозможные проекты, планы, схемы, цели преобразуют теоретические понятия в реальную практическую действительность. В результате данного типа мышления бестелесная мысль через действие обретает ощутимую форму.
По степени рефлексии
Рефлексия – взгляд на самого себя, внутрь себя, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.
Отталкиваясь от этого понятия, психологи выделили еще одну группу видов мышления.
- Аналитическое мышление. Оно способно разделять предметы, явления, ситуации и проблемы на части, выделяя и изучая самые важные из них. Мы наблюдаем, сравниваем, находим причинно-следственные связи, делаем выводы, находим главное и структурируем большие объемы информации благодаря аналитическим способностям. Процесс такой работы идет долго и последовательно.
- Интуитивное мышление в какой-то степени является антиподом аналитического, так как проходит быстро и неосознанно. Нет ни логики, ни анализа, ни хоть какого-нибудь разумного объяснения тому, какие выводы делает сознание человека в момент срабатывания интуиции.
- Реалистическое мышление. Нет доказательств – нет веры чему-либо. Реалистическое восприятие действительности дает человеку возможность мыслить здраво, трезво, адекватно и логично. В ходе такого мыслительного процесса человек не опирается на свои личные ожидания и желания, он оценивает окружающий мир только с позиций реальности, истины и справедливой критики.
- Аутистическое мышление, напротив, ставит во главу угла иллюзорные желания, кажущиеся вполне правильными и осуществимыми, пусть даже они идут вразрез с логикой. Критической оценки действительности в данном типе восприятия нет. Люди такого склада ума часто встречаются в художественном направлении деятельности и в искусстве.
- Эгоцентрическое мышление развито у детей и у взрослых с завышенной самооценкой, чрезмерной самоуверенностью, граничащей с патологической самовлюбленностью. У детей это вполне нормальное явление, так как они думают, что окружающий мир вращается только вокруг них. Детское эго находится в центре Вселенной, и все происходящее воспринимается только с позиции рефлектора «я».
У эгоцентричных взрослых такое осмысление мира и себя уже считается психологической проблемой или неисправимой чертой характера.
По степени новизны
По степени новизны и оригинальности отведено отдельное место творческому (продуктивному) и репродуктивному образу сознания.
- Продуктивное мышление определяет человека как творца. Здесь основную роль исполняет человеческая фантазия, воображение. Именно творческие люди способны на создание совершенно новых идей и небывалых ранее проектов. Они генерируют абсолютно уникальное и оригинальное видение будущих материальных и духовных объектов своего труда. Новые понятия и образы, ни с чем не сравнимые выводы и умозаключения – все это плоды работы творческого сознания.
- Репродуктивное мышление – противоположность продуктивного. Данный вид познания базируется исключительно на уже имеющихся в мире готовых решениях, образах, источниках и шаблонах. Полное отсутствие творческого воображения и направленность лишь на воспроизведение полученных ранее знаний характеризует этот тип разума. Стоит отметить, что люди с репродуктивным видом осмысления зачастую имеют черты интровертного характера.
По степени произвольности
Выделяют группу видов мышления по степени произвольности.
Здесь все объясняется довольно просто.
- Произвольное мышление человека управляется сознанием и волей, мыслительный процесс находится полностью под его контролем.
- Непроизвольное мышление, напротив, существует само по себе, не подчиняется усилиям воли человека. Всем знакомы выражения «делать на автомате», «непроизвольно сделать», «делать, не отдавая себе отчет», так вот это и есть ситуация, когда непроизвольное мышление осуществляет свои функции. Непроизвольное сознание связано с аффективными компонентами отношения человека к предметам и явлениям, различным ситуациям и проблемам, то есть с чувствами и эмоциональными реакциями на объекты окружающего мира.
В зависимости от личностных особенностей
Выделяют большую группу видов мышления, в зависимости от личностных особенностей каждого человека, которые оказывают влияние на преобладание того или иного типа познания и восприятия мира.
- Мужское мышление. Принято считать, что мужчины мыслят логично и прямолинейно, прекрасно оперируют знаковыми моделями и системами, как правило, этот процесс всегда направлен на действие и результат. Мужчины четко разграничивают разум и эмоции. По их мнению, чувства крайне негативно отражаются на превращении мыслей в деловой результат. По одной из версий, так происходит потому, что в мозге мужчин превалирует левополушарный тип восприятия и обработки информации. Левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, операции с числами, последовательностями и т. д. У женщин же в ходе работы с информацией доминирует правое полушарие мозга. Правополушарное познание наделяет женщин воображением, мечтательностью, эмоциональностью, прекрасной пространственной ориентацией.
- Женское мышление имеет сходство с интуитивным мышлением. Эмоции у представительниц прекрасного пола всегда на первом месте, поэтому зачастую многие выводы и умозаключения основываются на чувствах и предчувствиях. Порой настроение управляет женщиной, и ход ее мыслей может меняться вместе с переменами в настроении. Это только описание проявляющейся часто тенденции, но психологи не утверждают, что женщины не обладают ни логикой, ни рациональностью. Напротив, в определенных ситуациях женщины проявляют не меньшую, чем у мужчин, способность к анализу, обобщению, планированию и просчету ситуации.
- Позитивное мышление. Здесь речь идет об оптимизме. Люди с такими чертами разума склонны, даже несмотря на преграды, видеть возможности для достижения своих целей. Таким личностям удается всегда трезво, реалистично, а главное, конструктивно, оценить ситуацию и настроиться на успех.
- Негативное мышление свойственно пессимистам. Они постоянно недовольны жизнью, беспрестанно жалуются на нее, видят везде и во всем непреодолимые препятствия, тем самым вызывая жалость и сочувствие окружающих.
- Стратегическое мышление. Если вы склонны создавать далеко идущие планы и при этом давать четкие прогнозы, значит, вы стратег. Строго придерживаться цели, эффективно оценивать путь ее достижения и никогда с него не сворачивать способны люди, обладающие стратегическим видением мира – как правило, это успешные бизнесмены и руководители.
- Идеалистическое мышление. Идеализированное представление о мире присуще идеалистам. Создавая в своем воображении идеальный вариант мира, они проецируют его на реальность. Как правило, происходит несовпадение, и человек сильно разочаровывается, отказываясь принимать мир таким, какой он есть, несовершенным и неидеальным.
- Иррациональное мышление. Иррациональные люди думают нелогично, дают неверную оценку явлениям и ситуациям, не могут объяснить, почему они поступают так или иначе, но при всем при этом верят, что делают все правильно и способны увлечь окружающих своей никому непонятной верой. Часто оно свойственно шизоидным расстройствам.
- Рациональное мышление. Аргументы, факты, знания, умения, логика, разум – это те основы, на которые опирается человек с рациональным интеллектом. Эмоции, чувства, переживания для таких личностей не имеют значения. Они всегда здраво и трезво мыслят, четко и быстро решают поставленные задачи и находят ко всему конструктивный подход.
- Аналитическое мышление. Человек-аналитик изучает все, что происходит вокруг него не спеша, обдумывая все детально, досконально, всегда устанавливая причины происходящего, так как ни одно явление и ни одна ситуация в его понимании и восприятии мира не могут быть беспричинными.
- Синтезирующее мышление. Отдельные факты, разрозненные данные, обрывки информации не являются проблемой для человека с подобным умом. Он непременно воссоздаст полную и четкую картину, собрав ее по кусочкам. И такие сложные операции абсолютно его не испугают.
Бессознательное мышление
Особняком в психологии стоит такое понятие, как бессознательное мышление. Оно подразумевает процесс познания окружающего мира бессознательным сегментом разума. Бессознательное абсолютно неподвластно его обладателю, оно не контролируется и существует как бы само по себе. В нем собирается и хранится абсолютно вся информация, считанная извне на протяжении всей жизни человека. Можно сравнить этот процесс с собиранием деталей конструктора, только это происходит автоматически, независимо от нашего на то желания и концентрации внимания.
Сведения, собранные в подсознании, используются тогда, когда в этом появляется необходимость. Результат работы бессознательного мышления – это неосознанно принятые человеком решения. Мы думаем, что так или иначе поступаем, потому что долго и упорно искали логическое решение в той или иной ситуации, но даже не подозреваем о влиянии на принятие этого решения бессознательного. Подобно обратной стороне луны бессознательное мышление является самой неизученной и самой таинственной областью человеческого разума.
Можно с уверенностью утверждать, что оно начинает интенсивно развиваться у детей дошкольного возраста, преобладает у младших школьников и особенно доминирует у первоклассников.
Способы определения вида мышления
В психологии существуют несколько способов определения вида мышления, индивидуального стиля. Чаще всего для этой цели используют метод тестирования. Тесты разработаны опытными психологами на основе долгих исследований, сбора и систематизации информации об особенностях каждого типа интеллекта. Один из таких тестов создан по методике известного американского психолога, крупнейшего исследователя когнитивных процессов Джерома Брунера.
Также существует методика «Тип мышления», разработанная психологом Галиной Резалкиной, в которой предлагается ответить «да» или «нет» на ряд вопросов. После чего производится подсчет баллов по предлагающимся шкалам – становится ясно, каким типом обладает человек.