Новый год

Почему мусульмане не отмечают Новый год?

Почему мусульмане не отмечают Новый год?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Запрет на языческий праздник
  2. Различие в смыслах празднования
  3. Другие причины
  4. Почему не поздравляют с праздником?
  5. Есть ли наказание?

Не все знают, почему мусульмане не отмечают Новый год. А между тем очень интересно и поучительно разобраться, почему не встречают его они, и почему запрещено (харам) поздравлять. Все это логически укладывается в общую концепцию того, как относятся к новогоднему празднику в исламе.

Запрет на языческий праздник

Эта ассоциация является одной из основных причин, по которой некоторые мусульмане не отмечают Новый год тогда же, когда это делают почти все остальные. У них есть свой календарь, и поэтому они не празднуют начало года по григорианской системе летоисчисления — попросту не воспринимают 1 января как рубеж между годами. Среди исламского духовенства и последователей ислама крайне популярна версия, что новогодние торжества связаны с культом древнеримского бога Януса: разумеется, это вызывает неприятие.

Есть и другое представление: раз праздник не прописан в исламской традиции, то он сам по себе носит языческий характер, независимо от того, что думают участники торжеств.

А также мусульманская религия однозначно запрещает поклоняться кому-либо, кроме их собственного божества. Поэтому Дед Мороз частью ее представителей воспринимается как предмет конкурирующего культа.

Кроме того, сам григорианский календарь вполне обоснованно считается христианским изобретением. И если даже для самых рьяных неверующих он всего лишь обычный инструмент отсчета времени, используемый по соображениям удобства, то в исламе отношение существенно отличается. Там бережно хранят свою особость, в том числе и в исчислении времени.

Еще языческие нотки в этом случае отдельные мусульмане видят в:

  • ассоциации со святым Николаем (покровительство святых расходится с духом коранического вероучения);
  • другой ассоциации, согласно которой Дед Мороз — отзвук славянских языческих представлений (а многобожие — один из самых тяжелых грехов в исламе);
  • магическом и чудесном смыслах события (магия и колдовство также строжайшим образом попадают под запрет).

Различие в смыслах празднования

Но это еще не все тонкости, по которым, как иногда полагают, в исламе запрещено празднование Нового года. Даже начало своего нового года там осмысляют иначе. Все мусульманские праздники и торжества направлены на подчеркивание единства общины верующих и на выработку чувства сопричастности со всеми ее представителями. Ночь с 31 декабря на 1 января никоим образом не отвечает этому требованию.

И по этой причине она также относится отдельными мусульманскими богословами в разряд харам.

Безусловно, современные мусульмане в массе своей отдают себе отчет, что никто всерьез не вкладывает в праздник языческий смысл. И что о кровавых жертвоприношениях, о поклонении каким-либо древним богам речи не идет. Но ни это, ни превращение Нового года в дежурный, шаблонный праздник для традиционно настроенных верующих роли не играет.

Ведь если бы они начали праздновать, то тем самым сблизились бы в образе и укладе жизни с другими людьми. А довольно многие в области богословия предостерегают, с отсылками к кораническим текстам, от «уподобления неверным народам» и говорят, что «приобретающие сходство даже внешне становятся похожи и внутренне».

Поэтому наставления гласят:

  • провести новогодний день так же, как и самый обычный;
  • не проявлять никаких признаков празднования или торжественного настроения, не связанного с иными обстоятельствами;
  • внимательно следить за тем, как проводят свое время другие родственники и в первую очередь дети.

Другие причины

  • Символика. То, с какими символами встречают праздник, тоже вызывает неприятие в мусульманской среде. Елочные звезды отсылают к христианской традиции. Все, что связано с Дедом Морозом, как уже говорилось, признается языческим наследием. Снегурочка — нововведение, не вписывающееся в коранический подход и предписания. Ель считается наследием язычества древнегерманских племен. Разумеется, все это противоречит принципам вероучения.
  • Неоправданные расходы. Этот момент тоже нельзя сбрасывать со счетов. Положения корана однозначны: необходимо жить скромно и неторопливо, не стремясь пафосно выделиться. На Новый год же принято дарить множество подарков, порой обходящихся в большую сумму денег. Не менее дорого оказывается праздничное меню. Богословы обязательно обращают на это внимание.
  • Запрещенные моменты. Типичный мусульманский подход к Новому году связан еще и с самим поведением собирающихся праздновать. Почти неизменным атрибутом является спиртное — что, как известно каждому, считается в исламской религии грехом. Танцы и веселье, откровенные наряды — также не соответствуют ее принципам. То же самое можно сказать и про обильное объедание, и про призывы Деда Мороза.

Почему не поздравляют с праздником?

Этот нюанс связан с позицией отдельных верующих и богословов. В России даже среди исламского духовенства нет единого мнения по отношению к поздравлениям на Новый год. Многие видные знатоки вероучения подчеркивают, что поздравление вполне допустимо. Мало того, идут даже дискуссии о допустимости непосредственного участия в торжествах; приверженцы более мягкой позиции аргументируют свой подход изменением характера новогодних праздников за последние годы.

И все же заметное количество приверженцев ислама не поздравляет никого вследствие своей довольно жесткой трактовки этой темы.

Есть ли наказание?

В России, европейских странах и большинстве других государств никаких санкций для мусульман, решивших все же отметить Новый год, нет. Единственное исключение — осуждение со стороны духовенства и единоверцев. Однако серьезные запреты действуют в Саудовской Аравии, в Иране и в Брунее. Последнее государство даже издало законы, по которым празднующим Новый год грозит длительное тюремное заключение. Этот момент обязательно надо учитывать.

Принципиальными противниками Нового года являются преимущественно те представители духовенства, которые обитают в моноконфессиональных исламских государствах. В обоснование своей позиции они ссылаются не только на коранические тексты, но и на тезисы средневековых богословов. При этом не учитывается различие исторического контекста разных эпох. В частности, запреты «сближаться с язычниками» появлялись в ситуации куда более жесткой межрелигиозной вражды. Сегодня же чрезмерный упор на этом моменте характерен главным образом для радикалов.

Некоторая часть духовенства и верующих сейчас склоняется к тому, что Новый год в принципе отмечать можно. Но при соблюдении:

  • скромного поведения;
  • запрета на алкоголь;
  • отказа от запрещенной пищи;
  • ограничений на демонстрацию явной немусульманской символики.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.