Корпоративная этика: тонкости взаимоотношений руководителя и подчиненных
В любой структуре, будь то образовательная, государственная или политическая среда, существуют свои этические нормы. Успех и процветание фирмы определяет много факторов, в том числе и соблюдение корпоративной этики. Компания – это система, имеющая одну цель. Внутри нее работает большое количество работников, выполняющих разные задачи и имеющих разную компетенцию. Не мудрено, что среди них есть подчиненные и начальники, и от того, как построено общение между этими сторонами, будет зависеть эффективность рабочего процесса.
Особенности
Деловой этикет носит исторический характер, складывающийся веками, он может различаться в разных странах, поскольку опирается на местные традиции, обычаи и обряды. Так, например, в Японии деловые партнеры не пожимают друг другу руки в знак приветствия и уважения, а слегка кланяются со сложенными перед грудью ладонями.
Этикет — это внешняя форма поведения, отражением которой является внутренняя нравственность человека, его образованность и культура. Наконец, это красивое проявление манер. Корпоративная этика – понятие, совмещающее в себе ценности, убеждения и нормы поведения сотрудников одной конкретной компании.
Каждая компания имеет свой корпоративный кодекс – это свод правил, определяющий поведение в разных этических ситуациях, в отношениях между сотрудниками и начальством. Он разделен на две части: идеологическую – общая цель или миссия компании, ее ценности, и нормативную – перечень правил и поведенческие стандарты.
Функции корпоративного кодекса:
- репутационная – повышение престижа компании за счет наличия кодекса, что повышает доверие со стороны клиентов;
- управленческая – определение стандарта поведения коллектива.
Таким образом, кодекс призван повышать корпоративную культуру компании, задает общие идеологические цели и ценности сотрудникам, что, в свою очередь, повышает эффективность их работы и работы компании в целом.
Особенности этической корпоративности сводятся к стандартам, принятым внутри структуры, к ним относят – правила общения, поведения, приличия, вежливости, манер.
Корпоративная культура
Это единые для всех сотрудников предприятия правила и нормы поведения в разных деловых ситуациях, а также идеологические убеждения и цели.
Корпоративная культура состоит из:
- формулировки единой концепции, включающей в себя миссию, ценности и цели;
- соблюдения субординации, контроля и управления организацией;
- формирования индивидуального корпоративного стиля (логотип, цвета);
- соблюдения норм и правил поведения сотрудников.
В компании, убежденной в том, что клиент всегда прав, сотрудники действует согласно этому принципу. Они будут неизменно уважительны по отношению к клиенту, даже к самому негативно настроенному. И найдут выход из сложной ситуации, сохраняя доброе отношение и спокойствие.
Наука знает множество способов формирования корпоративной культуры, мы рассмотрим основные:
- Формулировка интеллектуальной концепции организации – ее ценностей, целей и подходов к работе таким образом, чтобы сотрудники и клиенты могли ее понимать.
- Демонстрация руководителями приверженности к организационной культуре, к ценностям и целям, тем самым показывая пример того, что сотрудники также должны принимать и поддерживать корпоративную культуру.
- Создание условий для совершенствования корпоративной культуры – поощрения командной, творческой и креативной работы, взаимовыручка и отказ от конкуренции внутри коллектива, дружественный и положительный настрой.
- Учет условий и принципов сложившейся культуры при подборе новых сотрудников – обращение внимания на их личные качества. Конфликтные или, наоборот, слишком инфантильные сотрудники могут быть слабым звеном структуры.
- Поощрение соблюдения норм и правил поведения, привнесение инновационных идей и конструктивных решений.
Виды поведения
Поведение сотрудников в организации определяют не только перечень и свод внутрикорпоративных правил организации, но и совокупность собственных психофизических особенностей человека, распределение трудовых ролей, требование к профессиональной деятельности сотрудника, ее оценка и контроль, способы и особенности управленческих решений, особенность и скорость адаптации новых сотрудников, способ их найма, а также порядок увольнения.
Виды трудового поведения:
- Личностно обусловленное – трудовое поведение человека определяют его личностные качества (характер, темперамент, эмоциональный интеллект), а также убеждения, идеи и ценности, его потребности и мотивации. Этот тип разделяется на несколько подтипов поведения сотрудников по степени мотивации: инициативные, формально-лояльные и девиантные, последние – отклоняющиеся от работы, не подчиняющиеся правилам и начальству.
- Ролевое или функционально обусловленное – поведение определяет степень занимаемой должности сотрудника. От рядового сотрудника до начальника высшего звена, и тут естественно их отличие, как и разность стандарта их поведения.
- Лояльные, умеренно лояльные и нелояльные типы поведения сотрудников, различающиеся по степени приверженности к целям, ценностям, этикетным правилам и нормам поведения организации.
- Формальное трудовые (в соответствии с нормами и правилами), внеформальные трудовые (определяющиеся реальными условиями работы), неформальные трудовые (отношения, не относящиеся к рабочей деятельности) виды поведение, различающиеся по степени участия в деятельности, различной по характеру и целям, имеющимся в конкретной организации.
Деловой этикет
Мы уже определили, что любая коммерческая компания имеет свой корпоративный кодекс – свод правил и стандарт делового поведения. Рассмотрим универсальные правила, которым следует придерживаться в любой корпоративной среде:
- Следование стандарту делового общения как с сотрудниками, так и с клиентами компании.
- Верность компании и коллективу, забота о репутации корпорации.
- Командная работа для достижения общей цели корпорации.
- Соблюдение контроля качества предоставляемых услуг или выпускаемой продукции компании.
- Ответственный и доброжелательный подход в работе с клиентами.
- Соблюдение субординации.
- Следование сложившейся коммуникативной системе в коллективе, использование речевой, письменной, невербальной коммуникации.
- Соблюдение рабочего графика.
- Конструктивные решения в конфликтной ситуации.
- Непрекращающееся развитие сотрудников, участие в тренингах, обучающих курсах, обучение и передача знаний молодым и новым сотрудникам.
- Следование трудовым обязанностям, поощрение и вознаграждение сотрудников, справедливый карьерный рост.
- Соблюдение делового дресс-кода (классический костюм для мужчин, строгий брючный костюм для женщин или простого кроя платье-футляр, блузка с юбкой ниже колен).
Но соблюдать этические правила необходимо не только в рамках рабочего процесса, но и на совместном проведении праздников, то есть на корпоративах.
Сотрудникам следует следить за тем, как они выражаются, не допускать чрезмерного употребления спиртных напитков. Стараться не привлекать к себе внимание начальства, не лебезить и не пытаться быть чересчур обходительными.
Не приветствуется приглашение на вечеринку компании своих жен или мужей, это допускается в том случае, если было разрешено руководством.
Подбирать гардероб для таких вечеров стоит с умом, хоть и допускается некоторая свобода в выборе вечернего наряда, но оно все равно не должно быть вульгарным или чрезмерно открытым.
Правила взаимоотношений
Взаимоотношения начальника и подчинённого влияют на качество работы подчинённого и рабочего процесса в целом. Правильно поставленные задачи руководителем – это половина успеха в их осуществлении рядовым сотрудником.
Так же, как и сотрудник низшего и среднего звена, руководитель должен опираться в своей работе на деловую этику, и следовать определенным правилам взаимоотношений.
Успех отношений руководителя и подчиненных лежит в следующих основах:
- Руководитель должен быть инициативным лидером, который будет вдохновлять и мотивировать своих подчинённых.
- Он должен знать всю необходимую информацию о своих сотрудниках, при общении с ними опираться на их личностные и профессиональные качества. Уметь найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.
- Уметь делегировать свою работу, правильно распределять задачи между подчиненными.
- Выполнять умеренный контроль работы подчиненного таким образом, чтобы это не доходило до «опеки».
- Уметь предоставлять сотруднику свободу для выполнения задач.
- Уметь благодарить подчиненного за выполненную работу.
- Не бояться более высокой компетенции подчинённого в определенных вопросах или задачах и принимать ее.
- Не давать пустой надежды и обещаний, которые не собирается или не может выполнить.
- Мотивировать подчинённых не с помощью наказаний, а благодаря материальным и нравственным поощрениям.
- В спорных вопросах уметь общаться с подчиненными не повышая голоса, сохранять выдержку и спокойствие. Следить за своей речью: не прибегать к иронии в оценке, не оскорблять чувства, не переходить на личность.
- В отношении подчиненных быть доброжелательным, но не допускать фамильярности.
- Критика и замечания должны быть справедливыми и только в отношении поступков, а не личности, должна выдвигаться спокойно, желательно не в присутствии третьих лиц.
- Руководитель должен уметь воспринимать критику со стороны подчиненных и анализировать собственное поведение.
- Быть восприимчивым к лести, подхалимству и преклонению.
- Не создавать круг «любимчиков» и особо приближенных.
- Быть примером для своих сотрудников – не опаздывать на работу, одеваться, соблюдая корпоративный дресс-код, и требовать этого от своих сотрудников.
В целом руководитель должен проявлять справедливость в суждениях и критике, быть внимательным и чутким к своим подчиненным, к их проблемам и переживаниям. Он должен отвечать за свой коллектив и обстановку в нем, а также в рабочем процессе. В сложных ситуациях владеть своими эмоциями, соблюдать выдержку, проявлять твердость и спокойствие.
Подчиненные в свою очередь должны уважать начальника, быть вежливыми, тактичными, не льстить, а вести себя достойно. Сотрудники не должны проявлять высокомерие и самовольство, но в то же время уметь быть инициативными и исполнительными. Словом, они должны подчиняться правилам субординации.
Таким образом, для успешного и эффективного сотрудничества подчинённые должны быть ответственными, честными и добросовестными, общительными с коллегами, сплочёнными с коллективом, иметь чувство сопричастности к общему делу. Они должны иметь стойкость и выдержку, трудоспособность, проявлять старательность и усердие во всем. Уважительно относиться к старшим сотрудникам и начальству, но при этом сохранять чувство собственного достоинства.
Задача для всех руководителей – обеспечить здоровую рабочую обстановку в своей компании, определить правила «игры» для всех ее участников, создать благоприятные и комфортные для всех условия работы. И сделать это можно лишь благодаря становлению внутренней культуры, наличию корпоративного кодекса и следованию деловой этики. Эти основы – залог успешного функционирования любой компании.
Об отношениях руководителя с подчиненными смотрите в следующем видео.