Служебные этика и этикет: правила поведения работников и руководителя
В чем заключается служебная этика? Что это такое? Какие известны основы типового кодекса этики и правила этикета для работников и руководителя? Как вести себя с клиентами? Чем чревато некорректное поведение в трудовом коллективе? Обо все этом и пойдет речь в нашей статье.
Что заключает в себе понятие?
Служебная этика – это комплекс основ, правил поведения человека в сфере его профессиональной, производственной либо служебной деятельности.
Под служебным этикетом понимается норма морального поведения человека в коллективе. Знание этикета выражается в приобретении профессиональных качеств и постоянном совершенствовании имеющихся навыков. Ключевым условием слаженной работы любой организации, компании или учреждения является культура поведения и взаимоотношений между руководством и работниками, а также между клиентами и партнерами.
В рабочей среде работник постоянно находится во взаимосвязи со всеми. Блюсти правила и требования делового этикета обязаны и руководители, и подчиненные.
Согласно правилам этикета на мероприятиях светского характера разговоры должны вестись без обсуждения личной жизни, обговаривать лучше только текущие деловые проблемы и вопросы.
Соблюдение служебного этикета по всем правилам призвано создавать здоровую эмоциональную рабочую обстановку, улучшать настроение, что поможет повысить трудовую производительность и удовлетворить личностное самоутверждение.
Основополагающие принципы этикета в служебной деятельности имеют существенные различия в компаниях, организациях, учреждениях разных отраслей. Существуют общие нормы, обязательные для соблюдения сотрудниками компаний и государственными служащими. Можно выделить несколько из основных принципов: пунктуальность, соответствие внешнего вида сотрудника установленному дресс-коду компании, умение сохранять конфиденциальность, а личные проблемы оставлять за стенами рабочего кабинета.
Правила этикета руководителя
Быть руководителем подразумевает определенный статус в связи с возлагаемой должностью и положением. На авторитет руководителя оказывает влияние обладание им высокой культуры общения. Нормы служебной этики, которые обязательны для соблюдения руководителем, выражены в следующем:
- общение с подчиненными, коллегами, партнерами и клиентами должно быть основано на принципе демократизма;
- внимательность к поведению подчиненных и доступность при решении конфликтов;
- умение создать товарищескую и доверительную атмосферу в рабочем коллективе;
- вежливое и корректное отношение;
- ответственность в деловых вопросах;
- умение держать данное им слово;
- обладать объективностью в отношении ко всем подчиненным;
- выражать принципиальность и требовательность в деле;
- создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективной обстановке;
- выступать с претензиями к подчиненным не у всех на глазах, а при личной беседе;
- необходимо периодически поощрять сотрудников за успехи;
- в случае неправильной оценки ситуации и наказания невиновного подчиненного, обязательно признать свои ошибки;
- быть справедливым при назначении наказания работникам;
- не вести пустые ссоры.
Правильным будет, если руководитель своими действиями и манерой поведения укрепит у подчиненного чувство достоинства. Не должна забываться похвала подчиненного в виде устных и денежных поощрений. Однако в похвале должна быть мера, иначе у подчиненного разовьется нетерпимость к критике.
В поведении руководителя всегда необходим баланс. Так, если подчиненный не исполнил распоряжение руководства, необходимо указать, что за неисполнение поручений следует ответственность или наказание.
Правила этикета работников
Каждой фирме присущ собственный «табель о рангах». Документ может быть как типовым, так и дополненный специфическими для отрасли принципами. Например, к некоторым сотрудникам обращаются только по имени, по отношению к другим явно видна субординация в обращении по имени и отчеству.
Новички должны внимательно присматриваться к манерам и формам общения в межличностных отношениях в коллективе и принимать их за пример.
Основные нормы этикета выражены в следующем:
- обладание общей культурой;
- порядочность во взаимоотношениях с коллегами;
- уважение чести и достоинства коллег;
- отсутствие лицемерия и лжи;
- вежливость;
- умение свои проблемы и личные неурядицы оставлять за стенами кабинета;
- доброжелательность, добросовестность, почтительность, тактичность, деликатность;
- умение соболезновать и выражать сострадание.
Правила этикета с клиентами и партнерами
Этикет служебных взаимоотношений с заказчиками и компаньонами на предприятиях и в госучреждениях показывает, что надо сохранять правильные поведенческие качества и соблюдать следующие правила:
- вежливость;
- пунктуальность (на встречи нельзя опаздывать);
- своевременность (на все входящие письма и звонки, поступающие от клиентов, нужно отвечать во время, без задержек);
- ответственность за взятые задачи и сроки их исполнения;
- опрятный и приличный внешний вид.
Соблюдение общепринятых норм этики в рабочем процессе будет способствовать долговременным и прочным отношениям с клиентами и бизнес-партнерами, а также росту престижа и прибыли компании.
Служебный этикет в работе с иностранными клиентами или зарубежными компаньонами предполагает знание обычаев, традиций страны-представителя, менталитета и морального поведения. В идеале отношения строятся на уважении и честности.
Основы типового этического кодекса
Кодекс этики и служебного поведения должен не противоречить конституционным основам, а учитывать принципы этики профессиональной сферы и правила поведения сотрудника в трудовом коллективе.
Основополагающие нормы выражают отношение к профессиональному долгу и обеспечивают качественное выполнение служебных обязанностей, способствуют росту карьеры и высоким ключевым показателям эффективности.
Регламент этических норм формирует коллективные взаимоотношения. В документе прописаны основы о конфликте интересов в компании, ответственности за превышение должностных полномочий, сохранении конфиденциальности персональных данных и секретов компании, соблюдение принципов ведения разумной конкуренции, нормы о личностной неприкосновенности и другое.
Кодексы этики регулируют служебную деятельность представителей разных профессии: как практикующих индивидуально, так и трудоустроенных по найму.
Существуют типовые кодексы, объединяющих перечень дисциплинарных правил и нормы служебного поведения. Количественная составляющая подобных основ небольшая, подавляющая часть их складывается в обобщенном виде. Далее следует детализация до конкретики, и освещаются следующие вопросы:
- кодекс должен быть регулятивным и целенаправленным;
- кодекс регламентирует защиту интересов сотрудника и клиента;
- кодекс должен иметь точную формулировку;
- кодекс, как и любой регламент, должен быть как контролируемым, так и контролирующим.
Особенности нежелательного поведения
В трудовом процессе всегда строго пресекаются неподобающие действия. Нежелательное поведение подразумевает под собой следующее:
- оскорбительные высказывания и замечания;
- плохие отзывы о коллегах, клиентах;
- нецензурная брань и ненормативная лексика;
- грубость в словах и действиях, превышение должностных полномочий, навязчивость;
- нетактичная жестикуляция в отношении коллег и клиентов;
- нарушение регламентированного дресс-кода.
Еще больше о правильной стратегии руководства в коллективе смотрите в следующем видео.