Название у техники папье-маше французское, а вот зародилась она в Китае. Шлемы и доспехи делали из многочисленных бумажных слоёв, что уж говорить об изделиях, которым хватило бы и немного меньшей прочности. Старинная техника здравствует и по сей день, и сегодня чего только из неё не делают: игрушки, украшения, а также, например, маски. На карнавал, на Новый год они будут эксклюзивным инструментом создания праздничного, загадочного образа.
Как выбрать основу?
Папье-маше, как несложно догадаться, является бумажной массой. А чтобы масса держала форму, в неё добавляют клей ПВА или другой клейстер-скрепитель. Бумага, старые газеты, салфетки, бумажные полотенца тоже будут подходящим сырьём. А вот для основы, без которой не сделать маску, можно подобрать один из двух вариантов: либо любую старую маску, идеальную по посадке на лице, либо надутый воздушный шарик.
Если выбран первый вариант, заготовкой станет просто стандартная маска, без декора и неровностей, без заметных дефектов на плоскости. Её рекомендуют обернуть пищевой плёнкой. Делают это, чтобы бумажная масса, которая будет облеплять заготовку, не прилипала к ней.
Воздушный шарик тоже довольно удобен в использовании: впоследствии он легко удаляется, сам рвётся, когда высыхает материал.
Также основу для маски можно соорудить из фольги. Фольгу нужно сложить в несколько слоёв и приложить к лицу, а потом пальцами сделать вдавливания по форме лица, чтобы фольга повторяла его контуры. Можно сказать, что это будет почти слепок. Правда, это не единственный способ изготовления основы прямо по лицу.
Как использовать лицо вместо основы?
Если карнавальной маски не нашлось, или та, что есть, недостаточно хорошо прилегает к лицу, можно создавать декоративные изделия прямо на лице человека. Конечно, не «чистовой» вариант, а заготовки для будущих масок. Для этого нужно замешать основу и приложить её к лицу. Массе надо обеспечить форму овала с толщиной примерно пару сантиметров. Кожу перед нанесением массы обязательно смазывают жирным кремом.
Готовую пластичную массу накладывают аккуратно, давая ей возможность принять очертания лица модели. И снимают впоследствии также максимально осторожно, чтобы не повредить застывший слой. Конечно, для такого деликатного дела потребуется не просто бумажная масса, а скульптурный пластилин.
А так как не все справляются с этим материалом (действительно, нужна сноровка), сделать маску с помощью фольги кажется более доступной идеей. Уже снятую с лица фольгу оглядывают на предмет неровностей, корректируют, делают прорези для глаз и носа.
Если кое-где недостаточно объёма, добавляют пластилин.
Пошаговая инструкция создания
Начинать работу разумнее с создания эскиза. И пусть он будет перед глазами, не давая мастеру отклоняться в сторону и менять изначальный план. Возможно, в процессе рисования идея сменится более совершенной, ведь прорисовка действительно показывает проекцию будущего изделия более реалистично. Если эскиз будет близок к реальным размерам маски, это ещё больше поможет мастеру.
Список материалов и инструментов для работы:
- старые газеты и всё, что может по плотности сойти за них;
- плотная бумага – подойдёт не самый твёрдый картон, вымоченный в воде, крафтовая бумага, а также журнальные листы;
- фрагмент старой х/б ткани либо марли;
- канцелярские ножницы;
- вазелин;
- клейстер или ПВА, кисточка для клея;
- скульптурный пластилин либо глина;
- всё для украшения (стразы, пуговицы, пёрышки, атлас, кружево, тесьма, бисер, бархат);
- акриловые краски и лак.
До начала основных этапов работы предстоит развести ПВА водой, если используется этот клей. Если клей изготавливается своими руками, надо размешать 3 столовые ложки крахмала в литре воды. Эта смесь варится на небольшом огне с регулярным помешиванием. Маленькой чашки клейстера будет достаточно для одной маски.
Форма готовится по вышеуказанным способам: на основе старой маски, воздушного шара или с использованием модели и задействованием скульптурного пластилина. Вариант с фольгой тоже подойдёт.
Создание маски поэтапно.
- Когда форма полностью готова, ей нужно дать высохнуть. После этого основа покрывается вазелиновым слоем. Так она становится готовой к оклеиванию бумагой.
- Сначала нужно нарвать бумагу, причём двух видов – это может быть журнальная и газетная бумага, писчая и газетная, картон и журнальная. Рвётся бумага на мелкие фрагменты. Рвать лучше слоями: первый слой рвут из бумаги поплотнее – это нужно для придания твёрдости маске. Этой слой в приклеивании не нуждается, он просто укладывается на смазанную вазелином основу.
- Второй слой бумаги кладут на клеевую основу – это тонкий, газетный слой. Каждый зафиксированный кусочек хорошенько разглаживается, нельзя допускать образования воздушных пузырьков. Если они появятся, маска будет рыхлой.
- Третьим слоем идёт плотная бумага, и она клеится на более густой клейстер. Каждый кусочек должен быть тщательно проклеен, он цепляется за предшествующий слой. Четвёртым слоем снова идёт газетная бумага.
- После этого маска должна оклеиваться марлей или хлопчатобумажной тканью. Материю надо нарезать на маленькие кусочки, которые качественно вымачиваются в клеевом составе. Эта работа, стоит отметить, требует особого внимания, иначе возникнут складочки. В разравнивании ткани поможет какой-либо твёрдый предмет.
- И снова бумажные слои – сначала газетный, потом более плотный. Если в маске есть рельефные места (а, как правило, они есть), на эти зоны клеится больше бумаги.
- Финишным слоем будет размоченная плотная белая бумага или ткань – тоже белая, натуральная.
- Когда всё почти готово с точки зрения наращивания объёма, следует этап корректировок. Стыки бумаг придётся нежно прогладить влажной салфеткой, но только после просыхания нарощенной массы. Мастера, чтобы сделать маску крепче, промазывают её раствором желатина.
- После этого следует этап сушки, на который приходится 3-4 дня. Нельзя в это время снимать маску с формы – это чревато деформацией изделия.
Последующие этапы заключаются в украшении маски, именно они делают вещь оригинальной, придают ей, что называется, собственное лицо. Но основа, из которой может получиться как новогодняя, так и венецианская маска, может быть именно той, что расписана в алгоритме.
Как украсить?
Декорирование зависит от цели использования. Проще всего придать маске цвет краской из баллончика или гуашью, акриловой краской. Можно обтянуть её тканью – бархатом или атласом. Чтобы маска смотрелась оригинальной, интересной, используются стразы и перья, различные декоративные ухищрения.
На Хеллоуин
Достаточно мрачной, таинственной, погружающей в страшные мысли маски, чтобы выглядеть убедительно на этом празднике. Сформированную основу предлагается сделать чёрной, для этого подойдёт акриловая матовая краска. Цвет наносится в 2, а то и в 3 слоя. Кстати, чёрный прекрасно маскирует неровности. На губах делается яркий красный акцент, для этого годится глянцевый акрил.
Далее в дело пойдёт серебряный маркер, а также крупный страз либо кусочек фольги или пластикового зеркальца. Это будет «третий глаз», который приклеивается на лоб, что удобнее делать клеевым пистолетом. И вот от него уже начинает создаваться орнамент. Он выглядит впечатляюще, но рисовать его несложно, главное, соблюдать гармонию, симметрию.
Чтобы сделать маску коварной кошки или лисы в стиле мультиков-ужастиков, придётся наращивать уши. Это делается в момент формирования основы. Чтобы маска выглядела внушительнее, используется искусственная шерсть или другая фактурная ткань, которая будет передавать шёрстку животного. Ярко, фантазийно выделяются глаза. А можно повторить маску Анбу, которая делается не очень сложно – главное, чётко сформировать контуры. Маска на Хеллоуин должна быть полна таинственности.
Карнавальная
Карнавальные маски скрывают лицо героев, и чем больше будет загадки, тем лучше.
Чем украсить такую маску:
- кружевами;
- декоративной тесьмой;
- бусинами;
- искусственными жемчужинками;
- пайетками;
- бисером.
Точнее росписи сложно что-то придумать. Если выбирать из красок наиболее универсальные, наверное, это будет акрил. Он может помочь сделать тонкие акценты, хотя иногда для этого используется пастель (чтобы сформировать нужный оттенок румян, например). При необходимости используется лак, в том числе для волос. Лак с блёстками отлично формирует финишный слой карнавальной маски.
На Новый год
Можно обыграть старую добрую историю, где на новогоднем празднике все мальчики-зайчики, а девочки-белочки. И если это взрослые люди, тем интереснее. Можно погрузиться в викторианские мотивы, вдохновиться эстетикой «Алисы в Стране Чудес». Слой краски должен быть достаточно толстым: таким, чтобы бумага не угадывалась в основе маски. Черты, требующие выразительности, должны быть законченными (нос, брови, усы – по необходимости). На щёчки этих героев можно налепить фрагменты искусственного меха.
Иногда маска требует не просто невзрачной резиночки, которая будет плотно держать её на голове, а красивого оформления и этой детали, например, в виде бархатной ленты. Маски покрываются кружевной тканью или вуалью, окаймляются по контуру рельефной тесьмой – вариантов очень много.
Но большинство из них требует художественных навыков от мастера, потому что такие маски привлекают больше внимания и выглядят как арт-объект, созданный в домашних условиях, что особенно приятно.
О том, как сделать маски из папье-маше своими руками, смотрите в следующем видео.