Бывали времена, когда российская, а затем и советская парфюмерная промышленность успешно конкурировала с продуктами западноевропейских компаний. Такое положение дел сохранялась с конца XIX столетия и вплоть до 90-х гг. прошлого века. Одним из крупнейших в Советском Союзе предприятий стала фабрика «Северное сияние» в Ленинграде — её ароматы пользовалась большой популярностью у наших бабушек и дедушек, а также мам и пап.
История
История парфюмерного предприятия «Северное сияние» насчитывает не одно столетие. В 1860 г. местный купец и провизор Фёдор Каль открыл «Петербургскую химическую лабораторию», где производилось ароматное мыло, парфюмированная вода, а также одеколон и некоторые другие косметические средства. В 1878 г. лаборатория удостоилась медали на Всемирной выставке во Франции как лучшее производственное предприятие в России.
В 1890 г. компания сменила название на «Санкт-Петербургскую химическую лабораторию».
В этот период объемы производства существенно возросли, парфюмерные изделия поставлялись во многие регионы России, а также в страны Старого Света.
За высокое качество выпускаемых ароматов в 1896 г. предприятие получило первый приз на Всероссийской выставке.
На протяжении последующего периода существования лаборатория еще неоднократно изменяла свое наименование. В 1914 г. она стала «Петроградской химической лабораторией», а в 1922 г. — лабораторией «Петрожиртреста». После этого она была «Ленинградской лабораторией «Ленжет», а потом «Государственной парфюмерно-косметической фабрикой №4». В 1953 г. компания получила название «Северное сияние».
В середине прошлого столетия началась автоматизация производства, которая полностью закончилась к 70-м гг. В этот период советские парфюмеры начали сотрудничать с крупными зарубежными компаниями из Австрии, Германии и Франции. Они активно перенимали опыт и создавали собственные композиции из импортного и российского сырья. Продукция компании пользовалась большим успехом, многие изделия поставлялись за рубеж.
В 1983 г. «Северное сияние» снова было преобразовано в «Парфюмерно-косметический комбинат», а в 2004 г. перекуплено концерном из Нидерландов Unilever, после чего утратило всю свою парфюмерную специализацию.
В 2007 г. в помещениях фабрики был открыт Музей российской парфюмерии. Там можно найти самые необычные образцы парфюмерии и косметики ХХ века. Экспозиция включает более 700 флаконов духов и парфюмированной воды.
Особенности
Фабрика «Северное сияние» прославилась своими одеколонами «Гвоздика» и «Тройной». Здесь создавались парфюмерные композиции, олицетворявшие собой целую веху в истории — «Шипр», «Лель», «Белая ночь», а также «Юбилей», «Ленинград» и многие другие. Основной нотой всех духов «Северного сияния» был мускус в сочетании с амбровыми нотами. Их комбинация придавала парфюмерной композиции тепло и уют. На эту базу ложилось богатое цветочное звучание. Все основное сырье для производства выращивалось в Крыму — неслучайно парфюм этой марки словно пах морем, солнцем и стариной.
Ароматы «Северного сияния» — это легкие свежие мотивы белых цветков (нарциссов, сирени, ландыша и туберозы).
Ароматы «Северного сияния» — это легкие свежие мотивы белых цветков (нарциссов, сирени, ландыша и туберозы). Парфюмы были очень элегантными, чуть сдержанными и немного аристократичными.
В оформлении парфюмов соединялись сдержанные цветовые элементы. Увы, к 70-м гг. массовая продукция предприятия утратила своё традиционно северное очарование, индивидуальный стиль сохранился только в люксовой парфюмерии.
Обзор парфюмерии
Среди самых популярных продуктов фабрики выделяют серии:
- «Цветы России»;
- «Уральская рябинушка»;
- «Русская шаль»;
- «Золотая роза»;
- «Пастораль»;
- «Воздух осени»;
- «Тамара»;
- «Летний сад».
Особого внимания заслуживает сиреневая линия. «Северное сияние» представило сразу несколько продуктов с запахом этих цветов. Большой популярностью у наших соотечественниц пользовались ароматы «Сирень», а также духи «Махровая сирень».
Но настоящим эталоном свежести этих цветов стал парфюм «Белая сирень». Этот запах вызывает ассоциации с нежными сиреневыми цветами, чуть мокрыми после весеннего дождя, аромат которых перемешивается с нотками поломанных ветвей и зелёных листьев. Это акварельная композиция с пудровыми аккордами.
В середине прошлого века большой популярностью у советских женщин пользовались духи «Ландыш серебристый». Впервые они были составлены еще в середине 40-х гг. на базе природных и полимерных составляющих. Композиция отличалась увлажненным, холодным, утонченным ароматом, в точности имитирующим благоухание лесного и садового цветка.
С запахом ландыша выпускались и другие парфюмы (например, туалетная вода «Лесной ландыш»). Они передавали легкое веяние лесных цветов. Однако именно «Серебристый ландыш» остался в памяти как самый яркий представитель парфюмерной промышленности того периода.
Продукты «Северного сияния» нередко содержали отсылку к художественной литературе, истории или народному творчеству. Таким способом они воплощали собой концепцию приобщения народа к культуре и просвещению. Именно поэтому ленинградской парфюмерии часто давали названия «Афродита», «Эвридика», «Диана» и «Эллада». Эти духи поступили в продажу еще до начала ВОВ и выпускались вплоть до перестроечного периода.
В 80-х гг. специалисты «Северного сияния» приняли решение внедрять нетипичные средства выразительности и начали создавать более сложные композиции.
Именно так и появились духи «Визави». Их база состоит из теплых амбровых нот. Сверху они дополняются фруктово-цветочными аккордами, которые с трудом распознаются. Вся композиция чувствуется единым целым, не раскрывая всех своих составляющих.
Этот абстрактный аромат многие сравнивают с классикой шанелевских парфюмов.
В наши дни на производственных мощностях «Северного сияния» производятся шампуни Timotei и Sunsilk, уходовые средства Dove, дезодорант Rexona, а также средства для чистки Domestos. К большому сожалению, изготовление парфюмерных изделий сегодня осталось в далеком прошлом.