Сейчас духи «Быть может» скорее ностальгическое воспоминание о юности, подернутое розовой дымкой, у женщин зрелого и пожилого возраста, но в отзывах можно все еще найти вопросы о похожих запахах. Молодые женщины вспоминают прекрасный, свежий арбузный, запах свежих огурцов, которым пахла мама. Под действием расхожих заблуждений, распространяемых с телеэкранов, они склонны объяснять популярность польских духов отсутствием в Советском Союзе своей оригинальной парфюмерии и импортным происхождением скромной коробочки. Однако секрет популярности в удачном сочетании, получившемся у польских парфюмеров.
История создания
Эксперты называют духи «Быть может» легендарной классикой, но у винтажной парфюмерии, которой уже полстолетия, есть не только легенда о винтажности, притягательности и неотразимости нестойкого аромата. Польша все еще продолжает выпуск парфюмерии, и достойные наследники бренда Miraculum, того самого, выпустившего линейку Byc moze, плодотворно работают. В некоторых московских магазинах, на розничных площадках во всемирном информационном пространстве все еще можно приобрести парфюм от этого бренда – «Рим» (Byc moze Rome) и «Токио» (Byc moze Tokio), «Париж» (Byc moze Paris) и «Лондон» (Byc moze London), «Пирамиду Парижа» и «Нью-Йорк» (Byc moze New York).
Духи производства Польши, пользовавшиеся невероятной популярностью в Советском Союзе, всегда имели какую-то сногсшибательную историю.
Так было и с «Пани Валевска», по сей день продающейся в интернет-магазинах, и с «Быть может». Сейчас тиражируется версия, что духи названы в честь некогда популярной песни Рознера под названием «Может быть». Однако в реальности история топ-парфюма связана с выступлением в Польше советского оркестра.
Виртуозное исполнение Капитолиной Лазаренко в Кракове «Может быть» Рознера привело к небывалой популярности этой песни среди населения. Фабрика Miraculum, как принято сейчас говорить, сделала ловкий маркетинговый ход, назвав свою продукцию этим волнующим словосочетанием. Хотя, вполне вероятно, что идея композиции была навеяна прекрасной мелодией.
В СССР чуть позже выпускалась версия под названием «Может быть», однако в этом аромате превалировали не свежие, а цветочные ноты. Популярность польских духов объяснялась не только волнующими ассоциациями с популярной мелодией, но и:
-
аскетической атмосферой трудного послевоенного десятилетия;
-
радужными надеждами на светлое будущее после испытанных ужасов войны;
-
простым и изящным флаконом (прозрачным, но с золотой крышечкой);
-
компактными размерами (легко помещался в любую сумочку);
-
крайне демократичной стоимостью.
Спустя совсем непродолжительное время фабрика, ориентируясь на невероятный спрос, запустила вторую линию производства.
Современная линейка имеет самое опосредованное отношение к тогдашнему хиту продаж. Это не столько продолжение традиций, сколько, действительно, маркетинговый ход, попытка использовать известный флакон и ностальгию по легендарной, запоминающейся и чувственной ауре настоящей женщины.
Описание аромата
Miraculum – продолжатель традиций бренда компании Pollena, состоявшего из нескольких фабрик. У экспертов есть версия, что духи были созданы на производственной линии Uroda и выкуплены вместе с конгломератом. Официальное время создания – 70-е годы, но стиль и сочетание явно указывают на начало 60-х. Сейчас уже сложно установить, кто разработал оригинал, поскольку владелец сменился в конце 80-х и, по некоторым сведениям, не знает точную дату – поэтому она указывается обтекаемо – 70-е годы прошлого столетия.
Польские эксперты уверяют, что Byc moze – лицензированная версия Miss Dior, но схожесть ароматов вовсе не означает их тотальное тождество. Сейчас, по проведенным статистическим исследованиям, легендарный аромат находится на втором месте по популярности среди импортной парфюмерной продукции, сразу после «Пани Валевска», опережая не менее топовый болгарский «Сигнатюр» и поддельный Chat Noir.
Однако в общем рейтинге, составленном с советской продукцией, зарубежные лидеры уступают призовые места «Красной Москве», «Ландышу серебристому» и «Белой сирени».
Композицию относят то к цветочным, то к цветочно-шипровым, можно встретить название «свежая хвоя». Запах то называют стойким, то выражают сожаление, что он недолго держится. О современном варианте мнения сходятся – находят, что дизайн и аромат трансформировались не в лучшую сторону. Некоторые псевдоэксперты, не совсем знакомые с запахом прежнего шедевра, уверяют, что популярность в СССР объясняется тем, что «Быть может» напоминали Chanel №5, но с этим спорным утверждением очень сложно согласиться.
Можно встретить и разные версии составляющих. Ранее состав хитов удерживался в относительной тайне, возможно, потому что в переходе на массовый выпуск он удешевлялся, трансформировался, дорогие ингредиенты меняли на более дешевые, сохраняя общее впечатление. Уверенность в отсутствии подделок, невозможных в советское время, приводила к сохранению спроса, обеспечивала прежнюю продаваемость:
-
базой аромата называют пыльную амбру и гелиотропы, сандал и кедр;
-
первыми нотами – розовый эфир, герань, бергамот, фиалки и боярышник;
-
основной тон, по мнению экспертов, составляют ландыши, гиацинты и мимоза.
Насколько описанная сейчас парфюмерная пирамида соответствует тогдашнему хиту парфюмерных продаж, судить сложно. Но если принять во внимание версию о более ранней дате происхождения, то основные компоненты в них присутствовали, несомненно.
Описание нынешней версии как стойкой и шлейфовой к коже, можно объяснить изменением базы на более современную.
Похожие духи
Сейчас в перечне похожих ароматов перечисляют Yves Saint Laurent Paris от Collector Edition (близость почти 90%), Aroma M от Geisha Nobara-Cha. У Bruno Fazzolari есть Jimmy, а у Neil Morris – Mariner. У них схожесть с «Быть может» составляет 64-68%. При таком соотношении их сложно назвать аналогами, однако приятные эмоции и ассоциативность сохраняются. Можно попробовать Miss Dior или даже Chanel №5.
Обзор отзывов
В момент выпуска они позиционировались, как уникальный аромат из цветочно-шипровой серии для современных и уверенных в своей привлекательности женщин. О современной версии положительных отзывов – 58%, и это несмотря на красочные описания менеджеров по продаже, в которых она описывается как безупречная, очень яркая и насыщенная композиция.
Есть множество отзывов от туристов, побывавших в Польше: они утверждают, что там духи продаются чуть ли не в каждом газетном киоске. Но покупали их по просьбе старшего поколения, ностальгирующего по легендарному запаху, и не угодили – не тот аромат и совершенно не те ощущения.
Интересно, что описывая свои ощущения от запаха мамы или бабушки, душившихся в советское время, многие упоминают арбузный запах или непередаваемый аромат свежих огурцов.
На сайте продаж, несмотря на статистику положительных отзывов, отклики покупателей исключительно восторженные. Есть уверения в аналогичности старой и новой версии, тотальной схожести, невыразимой приятности, благодарности за быструю доставку. Многие путают оригинальные духи и серию «Быть может» с городами, хотя у них с легендой общего – только часть названия и производитель. Рекомендации попробовать – только от тех, кто не вдыхал оригинальный запах лет 30 назад, а просто рискнул, прочитав описание в интернет-магазине, или попробовал его собственным носом и ощущениями в парфюмерном бутике.